Джек Ма: "Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец"

Игорь Бахарев
18 октября 2017 года на физфаке МГУ состоялась лекция одного из самых влиятельных людей мира, соучредителя и исполнительного председателя совета директоров компании Alibaba Group Джека Ма.

Публикуем самые вкусные цитаты из этого выступления. Полностью его можно увидеть на Youtube.

Об интернет-торговле в России

Иногда мне говорят, что в России очень развитая интернет-торговля. Это не так. Она сейчас крошечная. Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец и даже еще меньше. Вся ваша электронная коммерция в России меньше 1% от всей розничной торговли. В Китае так обстояли дела 12 лет назад. И здесь тоже кроется огромная возможность.
Но не ждите момента, когда этим начнут заниматься монополии или государственные корпораии. Не ждите, пока улучшится логистика или банковская система. Вы должны начать заниматься этим до того, как все будет готово. Если все будет готово, зачем вы вообще нужны? Если все работает, то никаких шансов у вас тогда не будет. Но будьте готовы к тому, что придется напряженно работать.

О месте Alibaba в России

У нас нет цели сделать компанию TMall огромной в России. Мы не хотим, чтобы Alibaba стала крупнейшей eCommerce-компанией в России. Тут у нас пока небольшой бизнес: мы работаем здесь через нашу платформу AliExpress. Возможно, по здешним меркам он и кажется большим, но AliExpress - это примерно процент от всего бизнеса Alibaba.

О целях Alibaba в России

Запуская Tmall в России мы хотим делиться с другими компаниями тем опытом, который мы получаем. Мы не собираемся завоевывать Россию, забирать у вас рынок, не в этом наша цель. Мы не Amazon, мы Alibaba, у нас другая бизнес-модель.
Мы - компания, которая помогает другим компаниям выйти на рынок онлайн-торговли. Мы хотим дать товарам из России возможность выйти на международный рынок, как Aliexpress помогает китайским производителям.
Мы хотим, чтобы большое количество молодежи в стране получило доступ к сектору интернет-торговли. Через 10-15 лет у нас должно работать как минимум 5 тысяч человек в России. Что это значит? Через 10-15 лет у нас должно работать как минимум 5000 человек в России. Пока у нас всего 100 человек в российском офисе. Мы хотим привлекать талантливых людей из России, мы хотим, чтобы они работали с нами. Эти люди не будут заниматься электронной торговлей, но они смогут помочь российскому малому и среднему бизнесу заниматься интернет-торговлей, продвигать свою продукцию. Эти люди смогут помочь развитию логистики, развитию онлайн-платежей, продвижению продукции. 

О русском языке

И да, у нас пока тоже есть проблемы. Например, с переводом на руссский на сайте, мне об этом рассказывали. Я, конечно, не понимаю, что именно там написано, но здорово, что люди думают о такой проблеме. Раз у нас есть проблема, это значит, что ее надо решить, надо воспользоваться этой уникальной возможностью.
Но если все делать через переводчика - это плохо. Я вот хотел бы говорить по-русски. И чем чаще сюда приезжаю, тем больше учусь. Я спрашивал россиян, как могут взаимодействовать суровые русские мужики и мягкие китайцы. Мне коллега ответил: "Страна у нас такая, что приходится быть суровыми". А в моем городе такая хорошая погода, что у нас нет такой необходимости.

О российской логистике

Мы надеемся, что поможем создать в России хорошую систему логистики. В частности, речь идет не только о доставке посылок, а об "умной" логистике. Россия - страна с гигантской территорией, поэтому здесь так тяжело с доставкой товаров. Я раньше даже представить себе этого не мог. Несколько лет назад я беседовал с русскими девушками и спросил их: "Вы пользуетесь AliExpress"? Они сказали: "Да, нам очень нравится. Все замечательно, все очень быстро, посылку нужно ждать всего 45 дней". Я-то думал, что здорово - это 45 минут, а не 45 дней. Сейчас мы сократили срок доставки с 45 дней до 15. Но этого все равно недостаточно.
В России должна быть создана современная система логистики, которая бы могла справляться с доставкой товара в любой регион России за 48 часов, в крайнем случае за 72 часа. И тут есть интересная возможность. Поскольку логистика в России находится в ужасающем состоянии, у вас есть шанс. Если бы она была хорошей, этого шанса у вас бы не было.

О перспективах логистики в России

Чтобы создать передовую сложную систему логистики в России, мало одного года. Это займет 10-15 лет и будет стоить очень дорого, таких денег нет даже у Alibaba. Ни у кого нет денег в достаточном количестве на всю систему логистики в России. Тут надо работать, но именно в этом и кроются возможности для бизнеса.
В 2001-2002 годах я столкнулся с похожей проблемой. Мы тогда пытались привлечь венчурные инвестиции и меня спрашивали: "Да как вы вообще можете чего-то добиться в Китае? Там нет интернета, нет логистики, нет банковских карт, которыми можно было бы оплачивать покупки, нет талантливых кадров. Как вообще можно добиться успеха при таких условиях?"
Система логистики в Китае была в ужасающем состоянии. "Почта Китая" с той же скоростью, что и "Почта России" работала. Я не верил, что эта система может быть работоспособна, ведь Китай же - большая страна и населения очень много. Но мы думали, что тут кроются возможности.
Когда мы открыли Alibaba, я пришел в "Почту Китая" и спросил: "Вы можете нам помочь создать систему доставки товаров?" Мне ответили: "Нет, у вас слишком мелкий бизнес, мы не будем с вами работать".
Тогда мы обратились к предпринимателям и спросили: "Кто хочет заниматься доставкой в свои провинции, города и деревни?" И мы помогали тем, кто проявил заинтересованность. Сегодня мы помогаем доставить в Китае 65 млн посылок ежедневно. Сколько этим занимается? 3 млн человек. Это не наши сотрудники, мы их не нанимаем, но мы помогаем им.
Вообще стоимость логистики составляет 12% в среднем от ВВП. В развивающихся странах, типа Китая, до 16%. Но мы смогли, благодаря развитию технологий, снизить этот показатель до 6%.
Мне эти вопросы задавали практически каждый год до тех пор, пока мы не добились успеха. И у вас есть все возможности.

О величине российского рынка.

У вас небольшой рынок, поэтому надо постоянно вступать в партнерские отношения с другими компаниями и странами. Например, с Alibaba. Людям надо работать вместе: те, кто может что-то произвести, изобрести и бизнесмены. Вы не можете всем заниматься.

О мобильных технологиях.

Мы почти не пользуемся персональными компьютерами. Я не знаю, как им пользоваться. Единственное, как я его использую - чтобы почту отправлять. Я пользуюсь только телефоном.
Я никому не даю свой e-mail, так как вообще не читаю электронных писем. Они все усложняют. У нас есть мобильные технологии - они гораздо удобнее.

О месте Alibaba в мире

В каждом столетии есть одна главная компания. В прошлом веке такой компанией, на мой взгляд, была Microsoft. Но кто станет компанией XXI века? Мы пока не считаем, что это Alibaba. Мы думаем о том, что должны зарабатывать деньги и помогать людям по всему миру. Только так у нас есть возможность что-то изменить в XXI веке. Сегодня мы очень большая компания, но это по сравнению с тем, чем мы были в прошлом. А если мы будем сравнивать себя с тем, чем мы можем стать в будущем, мы по-прежнему еще очень маленькие. Мы хотим, чтобы Alibaba стала компанией века. Мы хотим сделать так, чтобы Alibaba стимулировала развитие малого и среднего бизнеса во всем мире. Мы хотим, чтобы молодежи было легче развиваться. Мы хотим, чтобы увеличилось количество рабочих мест в онлайне для женщин. Мы хотим это делать и многое из этого уже делаем в Китае, Юго-Восточной Азии, Индии, США и Канаде.
Материал по теме

Алибаба упрощает международную торговлю для малого и среднего бизнеса

Материал по теме

Alibaba распродаёт непрофильные активы

Материал по теме

Alibaba рассказала о своих новых технологиях

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Кейс MediaNation и Parametr: как через сквозную аналитику понять истинные желания клиентов

current-theme

Кейс Fantastic Works (part of АЭРО) и «Два Мяча»: Как объединить прошлое и будущее в дизайне интернет-магазина

current-theme

Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

current-theme

Как "Лента" ускорила сборку заказов в гипермаркетах

current-theme

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

current-theme

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

current-theme

Hoff запустил онлайн-портал для работы с поставщиками

current-theme

Как "Dostaeвский" переосмыслил свой подход к клиентам и добился успеха

current-theme

$18 млн за неделю: как продавать без лишних эмоций

current-theme

Как масштабировать бизнес в узкой тематике в регионы: кейс

current-theme

Как "Лента Онлайн" изменила работу комплектовщиков: кейс

current-theme

Трансформация имиджа бренда Водаминвод.рф на сервисах Яндекс с помощью UGC

Актуальное сейчас

Почти два из трех россиян стали активными пользователями маркетплейсов

Согласно данным, представленным президентом Ассоциации развития интерактивной рекламы Борисом Омельницким на выставке "Реклама-2024", онлайн-торговля в России демонстрирует впечатляющий рост. Омельни...

В ожидании распродаж: чего ждёт рынок от "горячего сезона"?

Российские онлайн-ритейлеры готовятся к ноябрьским распродажам на фоне ожиданий осторожного спроса и ужесточившихся условий кредитования. Традиционно первая волна серьёзных распродаж ожидается 11 ноября, в ...

Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что э...

"Крошка Картошка" запустила собственное мобильное приложение

Сеть кафе "Крошка Картошка" объявила о запуске мобильного приложения. Оно уже доступно для скачивания на устройствах iOS и Android. В приложении пользователи могут оформить самовывоз, сделать заказ с доста...

Эксперты электронной торговли обсудят геймификацию в управлении лояльностью на митапе "Ecom и Вино" в Москве

Пятый митап "Ecom и Вино" пройдет 8 ноября в Москве, в офисе компании AGIMA. Главная тема - геймификация в управлении лояльностью. На встрече Ecom-директора крупных торговых сетей обсудят, как геймифи...

Ozon убирает возможность оплачивать товары при получении

С ноября Ozon отменяет возможность оплаты при получении для большинства товаров в пунктах выдачи, за исключением одежды, обуви и аксессуаров. Решение оставить постоплату только для этих категорий объясняетс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.