Директор "Яндекс.Маркет" Татьяна Умряева о том, как будет происходить трансформация компании
Игорь Бахарев
Уже 1 октября бренд "Беру" перестанет существовать. Основные функции маркетплейса возьмёт на себя площадка "Яндекс.Маркет". Директор сервиса Татьяна Умряева рассказала о том, как будет происходить трансформация платформы, о новой программе кэшбэка, о том поменяется ли ранжирование выдачи "Маркета" и как поможет вендорам "Дзен".
Мы вернулись на 100% в семью "Яндекса". Поэтому было принято решение перестать развивать другие бренды. Хочу отметить, что речь идёт именно о бренде и маркетплейсной площадке. Все логистические продукты, склады и прочие офлайновые процессы, которые мы строили для развития "Беру" не просто продолжат существовать, но получат и дальнейшее развитие.
Как будет происходить трансформация
Десктопные и мобильные версии сайта "Беру" во всей своей функциональности "переедут" на сайт "Яндек.Маркета" в раздел "Покупки". При этом пользователям будут доступны все товарные предложения текущих партнёров "Беру".
Уже 1 октября приложение "Беру" будет переименовано в "Яндекс.Маркет". Приложение "Яндекс.Маркет" переименуют в "Яндекс.Цены", после чего оно продолжит существование ещё какое-то время в виде площадки сравнения цен.
Важно, что сервисы после объединения продолжат существовать достаточно независимо. Например, если пользователь будет осуществлять поиск на площадке "Яндекс.Маркет", то он будет в результатах поиска оказываться на "Маркете". Если он начнёт искать товар в рамках раздела "Покупки" (ex-"Беру"), то попадет на результаты поиска в товарной выдаче раздела "Покупки", там, где будут предложения, доступные к оформлению прямо сейчас. То же самое касается навигации по "товарному дереву".
Личные профили пользователей "Маркета" и "Беру" будут объединены в один раздел, который будет доступен как с "Маркета", так и с "Я.Маркет.Покупки". Туда войдут заказы, истории просмотров, избранное, списки сравнения и так далее. Все предлагаемые сейчас на площадке "Беру" персональные бонусы сохранятся и будут доступны для использования в рамках нового раздела. Единственное изменение: название "Беру-бонус" поменяется на "Маркет-бонус".
У "Яндекса" есть уникальная экосистема лояльности. Предложение "Яндекс.Плюс" затрагивает практически все сферы коммерческих интересов жизнедеятельности человека. Это и потребление контента, и поездки на такси, и заказ еды или товаров из "Лавки", а также заказ в "Беру". Недавно "Я.Плюс" запустил систему списания кэшбэка в "Яндекс.Такси". Сразу после ребрендинга, кэшбэк в виде начисления и списания баллов будет доступен и в разделе "Яндекс.Маркет.Покупки".
Сразу после того, как стало известно о нашей трансформации, стали поговаривать, что вот "с нами никогда такого не было, и вот опять". Мы считаем, что это нормально. Вся история развивается по спирали, торговля не исключение. "Маркету" в этом году 20 лет. Я хочу напомнить, что когда-то в 2002 году "Маркет" начинался с объединения трёх сервисов: "Подбери", "Товары" и "Гуру". Мы ничего не проиграли, объединив эти ресурсы, а, наоборот, смогли создать работающую площадку.
Когда мы запускали транзакционную модель на "Маркете" в прошлый раз, то многое не учитывали, как для покупателей, так и для партнёров. Просто не смогли усидеть на двух стульях: на транзакционной и на рекламной модели. В частности, не учитывали опыт покупателя, особенно офлайн-опыт, а также не смогли предоставить нашим партнёрам опыта лёгкой интеграции. Тот продукт для партнёров, который мы имеем сейчас - это земля и небо по сравнению с тем, что было три года назад.
Важное добавление. Запуск раздела "Покупки" не повлияет на ранжирование выдачи в "Маркете". Клики в рамках запуска у наших партнёров не падают, трафик на площадки вендоров не изменяется. Единственное, где будет возможность купить товар прямо на "Маркете" - это на текущих местах предложений "Беру". Напомним, что "Беру" размещалось на "Маркете" через аукцион, при этом мы очень тщательно и даже жестко следили за юнит-экономикой "Беру", поэтому ни о каком "первом принудительном месте в выдаче" речи не идёт.
"Дзен" как драйвер "Маркета"
Важный драйвер современной онлайн-торговли - внимание потребителя. Мы видим конкуренцию за место, где человек проводит своё время. Для примера: ТЦ, по время своей эволюции, прирастали местами, где люди могут проводить свободное время. Это и рестораны, и кинотеатры, и анимация для детей. Похожие тенденции случаются и в онлайне, только нишу времяпрепровождения захватили соцсети. На наших глазах в стенах "Яндекса" мы видим историю успеха "Яндекс.Дзен". Там пользователи проводят очень много времени.
Постепенно в "Дзен" прорастает контент в виде товарных подборок, рекомендаций и так далее. У человека есть потребность на вдохновение, поиск идей, в частности и при покупках. По топу коммерческих запросов аудитории "Дзена" мы видим, что люди интересуются товарами. Соответственно, мы понимаем, что коммерческие интересы людей можно направить в полезное для всех сторон русло. Какие есть аудитории в "Дзен"? Есть блоггеры, которые создают контент, есть потребители, которые хотят решить свою задачу выбора товара. Есть наши партнёры: магазины, вендоры, у которых есть потребность рассказать о своих товарах.
Мы запустили товарные виджеты "Маркета" в "Дзене". Уже доступны несколько их видов. Это и видеообзоры, и типичные блоги с ценами в текстовых подборках и прочее. Далее мы будем внедрять всё новые форматы, тестировать возможность оформить заказ товара прямо находясь в ленте "Дзена".
Редакция E-pepper.ru задала двум экспертам вопрос о том, как будут меняться продажи селлеров "Беру" после того, как маркетплейс станет закладкой на "Маркете".
Партнёр B2Basket Сергей Егорушкин полагает, что в первое время продажи просядут, в виду того, что это будет новый интерфейс и название. Далее зависит от скорости привыкания покупателей и усилий по продвижению площадки от самого Яндекса.
Основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова напоминает, что сегодня пользователь любого сервиса предпочитает прилагать минимальное количество усилий для совершения того или иного действия. Это касается как товаров, так и услуг. Если для покупки чего-либо нужно как-то специально искать и оформлять товар, который есть у других игроков, велика вероятность, что покупатель выберет другое товарное предложение.
Партнёр Data Insight Фёдор Вирин убеждён, что практически при любых перестройках интерфейса трафик сначала падает. "Поднимется ли он потом выше исходных значений зависит от большого количества деталей, один дополнительный клик, из которых - не самая важная. Трафик маркета сейчас в 7 раз больше, чем трафик беру, плотная интеграция сервисов долгосрочно может дать огромный выигрыш в продажах", - добавляет он. Что касается кэшбэка, то эксперт поддерживает нововведение как отличный способ привязать к площадке пользователей.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте