Data Insight и PayPal исследовали потребительское поведение российских интернет-пользователей
Игорь Бахарев
Компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight представили результаты ежегодного исследования об изменениях потребительского поведения российских интернет-пользователей. Выяснилось, что рост аудитории eCommerce продолжается – несмотря на то, что количество пользователей интернета почти не увеличивается.
Россияне постепенно приобщаются к онлайн-покупкам и платежам. По данным опроса, в последние 12 месяцев 11% пользователей начали совершать онлайн-платежи, 11% – использовать электронные кошельки, 7% – использовать безналичные платежи в офлайне, 12% – совершать покупки в онлайн-магазинах, а 10% – пользоваться мобильным интернетом.
"Аудитория не растет, растут отдельные составляющие: мобильный интернет, число кошельков, безналичные платежи и прочее. Рост интернета практически закончился, все целевые группы имеют насыщение почти 100%, но мы видим, что люди начинают иначе использовать интернет. Каждый шестой пользователь собирается использовать интернет для своего покупательского потребления. И именно на этих людей есть надежда у бизнеса", – комментирует партнер Data Insight Федор Вирин.
Частные продажи через интернет оказались среди ключевых зон роста, сообщил партнер Data Insight Борис Овчинников. По данным аналитиков в ближайшие 12 месяцев по 16% пользователей планируют покупать товары по объявлениям, офорлять заказы в российских онлайн-магазинах, а также продавать что-либо через интернет. Кроме того, 17% собираются искать товары и выбирать место покупки онлайн, а 14% – использовать онлайн-платежи для оплаты товаров и услуг.
Опрос показал, что 19% россиян осваивают онлайн-платежи раньше онлайн-покупок. Подавляющая доля пользователей – 30% – одновременно начали совершать платежи и покупки через интернет, а 20% не совершают ни онлайн-покупки, ни онлайн-платежи.
"Есть полтора года разницы между тем, как человек совершает первый платеж в интернете и тем, когда он делает покупку в магазине. Интересно, что не магазины являются драйверами для платежей, а платежи – для покупок в магазинах", – отметил Вирин.
Онлайн-платежи перестают быть сервисом только для «продвинутых». Более чем у 50% пользователей ежемесячный доход составляет меньше 30 тысяч рублей на семью, а 25% новых пользователей онлайн-платежей живут в небольших городах.
Почти половина опрошенных уверены, что через 10-15 лет они перестанут пользоваться наличными, при этом 13% россиян уже сейчас почти не пользуются ими. Однако около трети респондентов не считают, что онлайн-платежи смогут заменить им обычные деньги.
"Исследование показало, что для интернет-пользователей мноие типовые платежи (оплата телефона, ЖКХ и прочее) уже совершаются намного чаще через онлайн, чем по старинке. Если говорить о перспективе, то половина пользователей верят, что в будущем они перестанут пользоваться наличными", – рассказал Вирин.
Аналитики отмечают рост популярности p2p-переводов. По данным исследования, их использовали 75%, денежные онлайн-переводы отправляли 69% опрошенных, а получали – 56%. Среди тех, кто переводит деньги, большинство делает это один или несколько раз в месяц.
В онлайне россияне не только тратят деньги, но и зарабатывают. Около 50% респондентов использует, или пробовали использовать интернет для продажи товаров или услуг, а также получения платежей за них.
Активнее других в интернете продают молодые люди из крупных городов: 71% из них имеют доход более 100 тысяч рублей на семью, 60% живут в городах-миллионниках, 66% моложе 35 лет, у 62% есть несколько высших образований, а у 57% – несовершеннолетние дети.
"Дело в том, что чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное. Люди, у которых больше 100 тысяч рублей на семью это «ненужное» уже купили. У них вообще есть, что продавать. Больше всего людей продают то, что им не нужно. Коляски, например. Попользовались и продали. Это единичные продажи непрофессиональных продавцов, огромный кусок рынка.", – комментирует партнер аналитического агентства.
Большинство россиян продают через интернет б/у товары или вещи, которые не подошли по размеру. У некоторых также есть опыт онлайн-продажи товаров собственного изготовления или продукции, изготовленной родственниками или друзьями.
Самая популярная услуга, которую онлайн-пользователи из России оплачивают через интернет, – написание и перевод текстов. На втором месте оказалось строительство, архитектура и дизайн помещений, а на третьем – образовательные услуги.
Мобильные смартфоны все чаще используют в процессе онлайн-шопинга: сейчас каждая пятая онлайн-покупка совершается с мобильного устройства, а 66% владельцев смартфонов пользуются приложениями для платежей и покупок.
"Мобильные приложения есть у маленького числа магазинов, особенно успешные. И люди помнят те покупки, которые они сделали через такие приложения. Хотя если смотреть реальные данные магазинов, продажи через мобильный интерфейс свершаются чаще. Однако брендинг у мобильных приложений лучше, поэтому и запоминание покупок лучше. Люди чаще вспоминают такую покупку, и это очень интересно", – считает Вирин.
Хотя для большинства по-прежнему удобнее покупки с «большого экрана». По словам Федора Вирина, главный сдерживающий фактор роста мобильного шопинга – кажущееся неудобство покупок со смартфонов.
"Людям кажется, именно кажется, что это неудобно. Как только люди первый раз совершают такую покупку - неудобство уже не так очевидно, а после нескольких покупок для пользователей уже не такая большая разница, где именно покупать. Следует сделать вывод, что десктопы войну за покупатели уже проиграли. Как только люди пробуют и понимают, что покупать со смартфона не менее удобно, чем с десктопа - они уходят туда. К тому же со смартфонов удобно делать покупки на скучных совещаниях, в автобусе и так далее. ", – пояснил он.
Результаты прошлогоднего исследования показали, что поведение онлайн-покупателей устойчиво и мало зависит от колебаний в макроэкономике. Самым быстрорастущим способом платежей стали электронные кошельки – за год количество пользователей увеличилось на 42%. Активно растут p2p платежи – 69% респондентов пользовались p2p-переводами. Мобильные платежи и покупки становятся нормой: 64% респондентов совершали платежи с мобильного устройства.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте