Data Insight и PayPal исследовали потребительское поведение российских интернет-пользователей

Игорь Бахарев

Компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight представили результаты ежегодного исследования об изменениях потребительского поведения российских интернет-пользователей. Выяснилось, что рост аудитории eCommerce продолжается несмотря на то, что количество пользователей интернета почти не увеличивается. 

Россияне постепенно приобщаются к онлайн-покупкам и платежам. По данным опроса, в последние 12 месяцев 11% пользователей начали совершать онлайн-платежи, 11% – использовать электронные кошельки, 7% – использовать безналичные платежи в офлайне, 12% – совершать покупки в онлайн-магазинах, а 10% – пользоваться мобильным интернетом. 

"Аудитория не растет, растут отдельные составляющие: мобильный интернет, число кошельков, безналичные платежи и прочее. Рост интернета практически закончился, все целевые группы имеют насыщение почти 100%, но мы видим, что люди начинают иначе использовать интернет. Каждый шестой пользователь собирается использовать интернет для своего покупательского потребления. И именно на этих людей есть надежда у бизнеса", – комментирует партнер Data Insight Федор Вирин

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.00.25

Частные продажи через интернет оказались среди ключевых зон роста, сообщил партнер Data Insight Борис Овчинников. По данным аналитиков в ближайшие 12 месяцев по 16% пользователей планируют покупать товары по объявлениям, офорлять заказы в российских онлайн-магазинах, а также продавать что-либо через интернет. Кроме того, 17% собираются искать товары и выбирать место покупки онлайн, а 14% – использовать онлайн-платежи для оплаты товаров и услуг. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.03

Опрос показал, что 19% россиян осваивают онлайн-платежи раньше онлайн-покупок. Подавляющая доля пользователей – 30% – одновременно начали совершать платежи и покупки через интернет, а 20% не совершают ни онлайн-покупки, ни онлайн-платежи. 

"Есть полтора года разницы между тем, как человек совершает первый платеж в интернете и тем, когда он делает покупку в магазине. Интересно, что не магазины являются драйверами для платежей, а платежи – для покупок в магазинах", – отметил Вирин.

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.11

Онлайн-платежи перестают быть  сервисом только для «продвинутых». Более чем у 50% пользователей ежемесячный доход составляет меньше 30 тысяч рублей на семью, а 25% новых пользователей онлайн-платежей живут в небольших городах. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.55.28Почти половина опрошенных уверены, что через 10-15 лет они перестанут пользоваться наличными, при этом 13% россиян уже сейчас почти не пользуются ими. Однако около трети респондентов не считают, что онлайн-платежи смогут заменить им обычные деньги. 

"Исследование показало, что для интернет-пользователей мноие типовые платежи (оплата телефона, ЖКХ и прочее) уже совершаются намного чаще через онлайн, чем по старинке. Если говорить о перспективе, то половина пользователей верят, что в будущем они перестанут пользоваться наличными", – рассказал Вирин. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.10Аналитики отмечают рост популярности p2p-переводов. По данным исследования, их использовали 75%, денежные онлайн-переводы отправляли 69% опрошенных, а получали – 56%. Среди тех, кто переводит деньги, большинство делает это один или несколько раз в месяц. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.22

В онлайне россияне не только тратят деньги, но и зарабатывают. Около 50% респондентов использует, или пробовали использовать интернет для продажи товаров или услуг, а также получения платежей за них. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.49

Активнее других в интернете продают молодые люди из крупных городов: 71% из них имеют доход более 100 тысяч рублей на семью, 60% живут в городах-миллионниках, 66% моложе 35 лет, у 62% есть несколько высших образований, а у 57% – несовершеннолетние дети.

"Дело в том, что чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное. Люди, у которых больше 100 тысяч рублей на семью это «ненужное» уже купили. У них вообще есть, что продавать. Больше всего людей продают то, что им не нужно. Коляски, например. Попользовались и продали. Это единичные продажи непрофессиональных продавцов, огромный кусок рынка.", – комментирует партнер аналитического агентства. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.56.58

Большинство россиян продают через интернет б/у товары или вещи, которые не подошли по размеру. У некоторых также есть опыт онлайн-продажи товаров собственного изготовления или продукции, изготовленной родственниками или друзьями. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 11.57.24

Самая популярная услуга, которую онлайн-пользователи из России оплачивают через интернет, – написание и перевод текстов. На втором месте оказалось строительство, архитектура и дизайн помещений, а на третьем – образовательные услуги. 
Снимок экрана 2017-03-21 в 11.57.56Мобильные смартфоны все чаще используют в процессе онлайн-шопинга: сейчас каждая пятая онлайн-покупка совершается с мобильного устройства, а 66% владельцев смартфонов пользуются приложениями для платежей и покупок. 

"Мобильные приложения есть у маленького числа магазинов, особенно успешные. И люди помнят те покупки, которые они сделали через такие приложения. Хотя если смотреть реальные данные магазинов, продажи через мобильный интерфейс свершаются чаще. Однако брендинг у мобильных приложений лучше, поэтому и запоминание покупок лучше. Люди чаще вспоминают такую покупку, и это очень интересно", – считает Вирин. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.30.59

Хотя для большинства по-прежнему удобнее  покупки с «большого экрана». По словам Федора Вирина, главный сдерживающий фактор роста мобильного шопинга – кажущееся неудобство покупок со смартфонов. 

"Людям кажется, именно кажется, что это неудобно. Как только люди первый раз совершают такую покупку - неудобство уже не так очевидно, а после нескольких покупок для пользователей уже не такая большая разница, где именно покупать. Следует сделать вывод, что десктопы войну за покупатели уже проиграли. Как только люди пробуют и понимают, что покупать со смартфона не менее удобно, чем с десктопа - они уходят туда. К тому же со смартфонов удобно делать покупки на скучных совещаниях, в автобусе и так далее. ", – пояснил он. 

Снимок экрана 2017-03-21 в 12.30.51

Результаты прошлогоднего исследования показали, что поведение онлайн-покупателей устойчиво и мало зависит от колебаний в макроэкономике. Самым быстрорастущим способом платежей стали электронные кошельки – за год количество пользователей увеличилось на 42%. Активно растут p2p платежи – 69% респондентов пользовались p2p-переводами. Мобильные платежи и покупки становятся нормой: 64% респондентов совершали платежи с мобильного устройства.

Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

5post.market приостановил работу

Логистическая компания 5Post, принадлежащая X5 Group ("Перекресток", "Пятерочка", "Чижик"), приостановила работу своего сервиса 5post.market, который занимался доставкой товаров из-за рубежа. На сайте платф...

Стоимость привлечения клиентов в fashion-сегменте выросла, но конверсия упала: анализ рынка

Согласно исследованию E-Promo Group, в третьем квартале 2024 года стоимость привлечения клиентов в сфере моды заметно выросла. Особенно это касается поисковой рекламы в Яндексе, где цена клика (поиск небрендовы...

АВТОРУСЬ запустила собственное retail media

Группа компаний АВТОРУСЬ, один из крупнейших автодилеров и ритейлеров автотоваров, запустила рекламную платформу для поставщиков на своей розничной онлайн-площадке в сотрудничестве с Retail Rocket Group. Те...

"Лента" запустила доставку из "Зоомаркетов"

Сеть "Лента" запустила доставку товаров из магазинов "Зоомаркет". Партнёрами выступают "Купер" и Яндекс Еда.  Товары магазинов "Зоомаркет" появились на витринах "Купер", Яндекс Еда и Деливери. Пользо...

"Яндекс Лавка" вышла на рынок Казахстана

Сервис быстрой доставки продуктов и товаров для дома "Яндекс Лавка" расширяет свое географическое присутствие. С 29 ноября жители Алматы получили возможность заказывать товары через эту платформу. Это уже в...

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.