Ассоциации онлайн-торговли. Краткий экскурс
Игорь Бахарев
Всем привет! В свете последних событий, отражающих желание некоторых игроков рынка e-commerce оказывать непосредственное влияние на отрасль и создание профильных ассоциаций, а также учитывая большой процент вероятности того, что остальные игроки рынка и обычные владельцы интернет-магазинов об их намерениях и действиях, возможно, даже не в курсе, считаем своей обязанностью и необходимостью рассказать читателям немного подробнее о том, как же обстоят дела с проф. организациями на российском рынке онлайн-торговли.
Изначально сделаем оговорку – редакция E-pepper.ru не против создания подобных объединений. Но мы, и, надеемся и наши читатели тоже, полностью поддерживаем адекватные, здравые, и, в первую очередь, взвешенные решения, заявляемые как принимаемые от имени большинства и направленные на развитие и укрепление рынка и отношения к нему клиентов. Только продуманный и оцененный с разных точек зрения подход к принятию тех или иных решений, гарантирует их успешность и эффективность применения в условиях рынка.
Итак, на рынке сейчас присутствуют:
- АРИМ ( Ассоциация российских интернет-магазинов)
- НАДТ и Роскомнадзор (Национальная ассоциация дистанционной торговли)
- НАУЭТ — (Национальная ассоциация участников электронной торговли)
- Комиссия по электронной коммерции в РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций)
- АКИТ (Ассоциация компаний итернет-торговли)
- АКРЭТ (Ассоциация компаний розничной электронной торговли)
( Ассоциация российских интернет-магазинов)
Шиколенков Тимофей Эксперт e-commerce один из основателей АРИМ
АРИМ - первая попытка создания ассоциации интернет-магазинов, предпринятая в 2003 году. Рабочая группа, куда входили, кстати, некоторые нынешние члены АКРЭТ, дошла до написания и согласования устава. Домен для будущей организации был зарегистрирован компанией digitalshop.ru, чьим и остался до сих пор.
Было решено сразу действовать для блага участников и клиентов, для чего были изготовлены дисконтные карты АРИМ, которые принимались всеми сайтами, входящими в ассоциацию. Участники проекта выдавали эти карты своим клиентам. Был разработан стандарт качества интернет-магазинов, а также текст-предупреждение клиентам о том, как выбирать интернет-магазин, ссылка на этот текст до сих пор стоит на нескольких сайтах, хотя немного потеряла актуальность со временем - все-таки 10 лет прошло.
Главной причиной провала проекта АРИМ стало отсутствие ресурсов для ведения проекта. По большей части даже не финансовых, а человеческих.
НАУЭТ
Ассоциация была основана 18 сентября 2003 и, судя по сообщениям прессы, функционировала как минимум до 2012 года. Однако, по данным из веб-архива, сайт ассоциации перестал отзываться в приблизительно в июне-июле 2011 года. По данным с сайта ассоциации, инициаторами создания НАУЭТ выступили Институт системного анализа РАН, а также организации – операторы электронных торговых систем, представляющие более 20 регионов РФ. НАУЭТ так же утверждала об имеющейся поддержке её деятельности со стороны ТПП РФ, на сайте организации ТПП РФ, наряду с Российской Академией Наук, ИСИ РАН и МИРБИС, обозначеных как организации-партнёр НАУЭТ. По состоянию на июнь 2011 года их список около 30 государственных административных и научных структур. Негосударственный сектор был представлен РАЕН, интернет-магазином Ozon.ru, процессинговой компанией Chronopay, частным учебным заведением МИРБИС, Некоммерческим партнерством “Северо-Кавказская универсальная биржа” (СКУБ), дочерней компанией ЛАНИТа "Норбит" и рядом других не особенно известных организаций.Первоначально, НАДТ занималась и занимается вопросами регулирования деятельности компаний дистанционной торговлей в ее реальном проявлении – каталоги одежды, книг, и разных товаров. Но, спустя какое-то время, и с наступлением в России эпохи e-commerce, ассоциация также освещала некоторые вопросы и этой отрасли. Насколько было понятно из сообщений президента ассоциации Александра Иванова , коллективом велись реальные и целенаправленные переговоры с представителями государственных органов по поводу систематизации и выработки единых норм и правил по регулированию отрасли Интернет-торговли. Особенно активно эти переговоры стали вестись после того, как летом 2011 года поисковыми сетями из интимных интернет-магазинов, работающих на системе WebAsyst. Этот момент и можно назвать эпохой начала "современных" объединений. В настоящее время, и со слов Александра Иванова, он не является президентом этой ассоциации и ее дальнейшие планы работы по данному направлению ему не известны.
Комиссия по электронной коммерции в
Созданная в 2006 году с целью формирования цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. Одновременно с созданием всей ассоциации, в ней создаются комиссии, одной из которых и становится комиссия электронной коммерции, среди сопредседателей которой Маэль Гавэ, глава OZON.ru и Петр Дарахвелидзе, директор по развитию WebMoney Transfer. Комиссией разработано отраслевое (.pdf), главной задачей которого «… консолидация честных, "белых" участников рынка электронной коммерции, повышение уровня доверия покупателей и органов государственной власти к таким игрокам рынка, и, в конечном счёте, повышение темпов развития цивилизованного рынка электронной коммерции в России. Также, комиссией разрабатывается «Конвенция электронной торговли», которая должна систематизировать и собрать в себе все требования и рекомендации к российским интернет-магазинам. Данной комиссией также делались заявления о планировании и возможной разработке механизмов сертификации интернет-магазинов, но на данный момент, какой-либо информации по данному вопросу нет.(Ассоциация компаний интернет-торговли)
Самая заметная в плане «полезных» предложений ассоциация, анонсированная летом 2012 года. В нее входят 15 компаний, среди которых такие монстры рынка, как: Еnter, «М.Видео», «», Media Markt Saturn, «», «Ютинет», «», Wikimart, Mallstreet.ru, и прочие. Возможно, но все забыли, что одной из ключевых целей создания этой ассоциации являлось… разработать стандарты отрасли, которые помогут «Яндексу» более объективно оценивать надежность площадок e-коммерции. Проще говоря, ассоциация , как на самом деле необходимо оценивать присутствие интернет-магазинов в этой поисковой сети и в интернете в целом. Одним из значимых событий, которое по праву считается «заслугой» АКИТа (вы обращаете внимание на кавычки? – прим. редакции) – «введение» в России киберпонедельника. Дата проведения «распродажи» была выбрана без согласования со всеми участниками рынка единолично (важное уточнение, которое многие упустили из вида - изначально дату назначил лишь Викимарт в своем единственном лице, и спустя практически сутки, к нему подтянулся АКИТ, в быстром порядке и меньше чем за полнедели «уведомив», и поставив практически перед фактом всех остальных участников ассоциации о предстоящей дате). Более того, в назначенный день цены на продаваемые по распродаже товары чудным образом не уменьшились, а… увеличились для всех клиентов. Конечно, виноватым в этой ситуации оказался технический сбой и непонимание остальными участниками рынка ценообразования и работы с поставщиками. Почитать о том, что из этого вышло и как всё происходило можно здесь -О создании этой ассоциации ходили слухи еще с лета 2011 года, как раз тогда, когда всплыли проиндексированные Яндексом интим-заказы и когда представители компании Оборот.ру, которым принадлежит одноименный сайт об онлайн-торговле и которые ежегодно проводят конференции «Электронная торговля», заявили о своем желании объединиться с коллегами во имя благих целей. Публично эта ассоциация заработала совсем недавно - в начале февраля 2013 года. Среди крупных игроков, которые присоединились к ней - Холодильник.ру и интернет-магазин Аудиомания. Пока эта вся информация, которая известна об этой ассоциации.
Наверное, мало кто помнит, но в 2011 году все говорили о главной цели создания подобной организации – сертификации интернет-магазинов и выдачи им «доверительных наклеек». НАДТ, АКИТ, РАЭК, еще несозданный тогда АКРЭТ, и пара менее заметных объединений продумывали механизмы проверки и выработки единых требований к российским интернет-магазинам. На волне общего энтузиазма в Фейсбуке кипели дискуссии, обсуждались рабочие моменты, а представители сторон пытались понять, в чем же их различия и преимущества друг перед другом. Несмотря на это, решения и механизмы не были найдены и реализованы какой-либо из сторон. С тех времен прошло почти два года, и ничего, кроме громогласных заявлений и не менее громогласных ошибок, остальные участники рынка, от лица которых они совершаются, не наблюдают. К сожалению, как и их клиенты, про которых вспоминают в самый последний момент… P.S. Дополнение и корректировка информации о деятельности ассоциаций только приветствуется.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте