AliExpress меняет концепцию

Игорь Бахарев
РФПИ, Alibaba Group, Mail.ru Group и "МегаФон" официально объявили о создании общей торговой площадки. Совместное предприятие будет называться AliExpress Russia. Основным его владельцем станет Alibaba. У компании будет 48%. При этом китайские партнеры получат 10% Mail.ru Group.

Как сообщает РБК, стороны выступили с заявлением, согласно которому "МегаФон" получит 24% в новой компании, Mail.Ru Group - 15%, РФПИ - 13%.

Кто что вложит и получит

Известно, что Alibaba Group передаст в СП свой бизнес в России - AliExpress и Tmall, а также денежные средства, сумма которых не уточняется. РФПИ внесет до $300 млн. в обмен на долю в новой компании. 
"Все это сделано для того, чтобы мы могли осуществить максимальную синергию с бизнесами Mail.Ru Group и Alibaba, чтобы каждый участник партнерства был заинтересован в общем росте. Партнерство с «МегаФоном» также для нас важно, потому что это один из ведущих сотовых операторов в России и высокотехнологичная компания. У нас будет не только совместное голосование по многим пунктам, но и стратегический план обмена трафиком, продуктовыми инициативами", - рассказывает гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. По его словам, фонд открыт к партнерству с другими игроками на территории России. "Кроме того, совместно с Mail.Ru Group мы планируем инвестировать в различные другие бизнесы, в том числе в области продажи и доставки продуктов питания онлайн, в другие направления", - добавляет Дмитриев.
"МегаФон", в свою очередь, передаст Alibaba Group свои 10% акций в Mail.Ru Group в обмен на 24% акций AliExpress Russia.


Сделка поможет AliExpress Russia получить доступ к стомиллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. «Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок», — говорится в сообщении участников сделки.

Президент B2B-направления Alibaba Group Труди Дай говорит, что в будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. "В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов — и платформой для этого выступит AliExpress", - рассказывает он.

Mail.Ru Group внесет денежные средства, а также, как и предполагалось раньше, свой маркетплейс китайских товаров Pandao.

Как следует из данных SimiliarWeb (предоставлено аналитиком Алексеем Петровским), ежемесячная аудитория магазина за последние полгода составляет почти 5 миллионов посетителей. При этом посещаемость ресурса в посоеднее время снижается. Особенно это видно на фоне растущего интереса к маркетплейсу от Сбербака и "Маркета" Beru.ru.

2121.png

2222.png

Все данные, которые будут использоваться Alibaba, будут обрабатываться и храниться на территории России, и в СП будут использоваться отечественные платежные системы. Кроме того, как говорит Дмитриев, стороны построят большой центр для развития технологий искусственного интеллекта и центр обработки данных в России.

Начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер" Константин Бушуев оценивает общий вклад всех сторон в компанию приблизительно в $2 млрд. Впрочем, оговаривается он, в случае успешного динамичного роста стоимость бизнеса может взлететь многократно.

Что говорят на рынке

В пресс-службе "Яндекс.Маркета" говорят, что создание СП Mail.ru Group и Aliexpress – это "еще один важный этап становления рынка электронной коммерции". 
"Сейчас рынок e-commerce в России занимает 4%, когда в развитых странах 10-15%. Мы уверены, что здоровая конкуренция придаст ускорение развитию этого направления в России. СП Яндекса и Сбербанка на базе Яндекс.Маркета (в него также входит маркетплейс Беру и трансграничная площадка, которая будет запущена в октябре) строит открытую экосистему, принимая на свои площадки в том числе и наших конкурентов. Например, Tmall размещается на площадке для сравнения цен Яндекс.Маркет. Мы надеемся, что новое СП заинтересовано, прежде всего, в счастье покупателей и поэтому будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например, к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка", - рассказала представитель пресс-службы.
Появление уже второго крупного СП на российском рынке интернет-торговли, да еще и с вложением капитала от китайского гиганта Alibaba Group – показатель зрелости российского рынка, считает 
Армен Манукян из Российского Экспортного Центра.
"Рынок консолидируется и это нормально! Так, например, доля Amazon на рынке США приближается к 50%, а доля Alibaba Group на рынке Китая уже прешагнула отметку в 50%. Скоро и в России должна появиться компания, которая займет по крайней мере 25% рынка интернет-торговли. Конкуренция за право стать подобной компанией усиливается", - рассказывает Манукян.
Эксперт не считает оправданным страх перед тем, что российский рынок интернет-торговли превратится в монополию или олигополию, что не даст возможности развиваться малому и среднему бизнесу. "Наоборот, пример США и Китая показывает, что крупные игроки предоставляют малому и среднему бизнесу мощный канал сбыта продукции, а покупателям качественный сервис и приемлемые цены", - добавляет он.

По словам главы НАДТ Александра Иванова, у Alibaba в России есть проблема - её "дочки" тут достигли потолка по трафику, и этот потолок нужно чем-то "пробивать". 
"Темпы роста Али сильно снижается, а у них главный решающий и самый важный показатель – это именно темпы роста. Закон велосипеда: перестал крутить педали – завалился набок. Чтобы не завалиться – сохранить темпы роста – нужны новые ресурсы", - говорит он.
"Речь идет о естественном развитии рынка, консолидации крупнейших игроков.  Для Mail.ru и "МегаФон" логично отдать e-com трафик опытному e-com игроку, который сможет на нем заработать", - говорит партнер EWDN Владислав Широбоков. При этом в анонсированных параметрах сделки не ясно где будет консолидироваться прибыль от транзакций на площадках  AliExpress и Tmall, указывает эксперт. Он напоминает, что похожие процессы идут на других развивающихся рынка.
"К примеру, все мы помним о приостановке стратегического партнерстве eBay с одним из крупнейших индийских   e-com  игроков Flipckart и последовавших $16 млрд инвестициях  Wallmart сделка по приобретению 77% Flipckart была закрыта в августе 2018 г.). Ждем прихода на российский рынок Wallmart или Amazon", - добавляет Широбоков.
Сооснователь Data Insight Борис Овчинников считает это, своего рода, "капитуляцией перед китайцами".
"Что получает Али-Баба? Защиту в лице РФПИ и Усманова (материально заинтересованных) от лоббистов ограничения кроссбордера. Долю в 10% в MailRu Group. Интеграцию в проекты и сервисы MRG. Контроль над пусть и сравнительно небольшим, но быстрорастущим конкурентом (Pandao) Деньги от РФПИ и MRG на развитие в России. Что взамен даёт Alibaba? Контроль над СП с непонятными активами. Бренд, домен, трафик, клиентская база остаются, как я понимаю, у Ali. Не удивлюсь, если и комиссия с продавцов за проданное в Россию останется у головной компании", - оценил эксперт у себя в блоге.

С чего всё начиналось

В беседе с президеном России Владимиром Путиным в декабре прошлого года Дмитриев рассказал, что у фонда есть планы совместных инвестиций с Alibaba "в логистическую инфраструктуру интернета в России". А в августе 2018 года стало известно о том, что Mail.Ru Group и Alibaba ведут переговоры о создании СП. 

Вопрос, кто "обуздает" Alibaba и сможет с ней работать, обсуждается рынком уже пару лет. В прошлом году стало известно, что от переговоров с компанией отказался "Сбербанк". Ранее планировалось, две компании тоже создадут совместное предприятие - платформу электронной торговли в России на базе приложения банка. В результате банк выбрал в качестве партнеров "Яндекс". Переговоры с Alibaba долго называли "слухами", однако недавно глава Сбербанка Герман Греф признал, что банк полтора года их вёл, но безуспешно. "К сожалению, мы не сумели договориться, после чего нашли согласие с "Яндексом". И, собственно, наш проект "Яндекс. Маркет" - это конкурент Alibaba", - сказал он. 

Интересно, что, по словам двух источников РБК, близких к участникам будущего СП, с сегодняшней сделкой тоже не всё так очевидно. «У сторон по-прежнему много вопросов для согласования — все находится в процессе обсуждения», - говорят они. Есть ряд принципиальных моментов, о которых стороны пока не договорились — это и конкуренция между активами, и уровень доступа китайцев к инфраструктуре и многое другое.

Материал по теме

"1С-Битрикс" поможет селлерам размещаться на 

Материал по теме

Дмитрий Сергеев (AliExpress Россия): об IPO, оборотах и российских 

Материал по теме

AliExpress раскрыл показатели проекта AliExpress 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Стокманн" запустит собственный маркетплейс

Гендиректор "Стокманн" Геннадий Левкин сообщил, что ритейлер планирует создать собственный онлайн-маркетплейс. По словам бизнесмена, нынешнее предложение интернет-магазина компании в 40 тыс. SKU проигрывает ...

Новые СанПиНы удвоят стоимость доставки товаров

Российские ритейлеры предупреждают, что вскоре стоимость доставки товаров из магазинов может вырасти вдвое. Это произойдёт в случае принятия без изменений проекта "Санитарно-эпидемиологические требования к пред...

Adidas нарастил онлайн-продажи почти вдвое благодаря карантину

Онлайн-продажи Adidas во втором квартале 2020 года через собственную платформу выросли на 93%, говорится в отчёте производителя. Такой рост связан с карантином, ведь основной всплеск продаж в онлайне зафи...

"Почта России" поможет "220 Вольт" с лёгким возвратом посылок

ГК "220 Вольт" с помощью "Почты России" внедрила систему упрощенного возврата специализированного и технически сложного товара при наступлении гарантийного случая. Новая услуга сокращает срок согласования возвр...

Покупатели Hoff сделали 20% заказов через онлайн-приложение

За год объем товарооборота мобильного приложения Hoff вырос почти в пять раз. На сегодняшний день через этот канал осуществляется 20% всех онлайн-заказов сети, сообщил совладелец сети Михаил Кучмент на свое...

СТМ поможет "Снежной королеве" разместиться на маркетплейсах

"Снежная королева" запустила собственный бренд. В его ассортименте представлена не только верхняя одежда, что позволит клиентам совершать все покупки в одной локации. Коллекция включает несколько линий: "Сне...