Меню

Алексей Федоров ("220 вольт"): "Стать Амазоном не очень сложно"

Игорь Бахарев
Управляющий партнер ГК "220 Вольт" и бывший президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Алексей Федоров обратился с официальным воззванием к первому зампреду Сбербанка Льву Хасису. Обращение касается появившейся вчера информации о том, что в банке недовольны сотрудничеством с "Яндексом" по проекту совместного eCommerce-предприятия.

Приводим текст этого обращения:

"Наблюдая за тем, как стремительно развиваются события вокруг Беру, как пиарщики Сбербанка сливают в Коммерсантъ информацию о возможном закрытии проекта, как из экосистемы Сбер-Яндекс уходят ключевые топ-менеджеры, не могу не обратиться к Вам.

Вы - икона российского рынка ритейла. Самый известный, титулованный, возможно самый могущественный ритейлер. Но именно ритейлер. Так мы вас воспринимаем, вы остаётесь для нас своим, даже занимая ключевую должность в главном банке страны.

Тем страннее наблюдать за тем, что происходит с Беру.

Два года назад, рынок обсуждал новость о создании проекта с 60 миллиардами инвестиций. С планами по завоеванию половины рынка e-commerce за три года, и планируемым оборотом в 500 миллиардов.

Рынок тогда прижал уши, но купил поп-корн.

Мы уже видели разные проекты. И Энтер и Юлмарт (кстати, надеюсь, в ближайшее время собственники договорятся, и все с юлмарт будет хорошо), с огромными вложениями, и гигантскими планами. Но, пока, ни один интернет-магазин «всего на свете» не добился сколько-нибудь выдающихся результатов за короткое время. Озон? Он стал великим магазином продавая книги. Вайлдбериз? При всех победных реляциях о росте в сопутствующих категориях, остаётся магазином одежды. Но, великими становились только нишевые проекты. А уже потом, став большими в своих категориях, они начинали торговать всем на свете. Практика одинаковая, как у нас, так и в мире.

Да, инвестиции это важная составляющая успеха. Но, самая ли важная? Конечно, даже в небольшой DIY отрасли, перефразируя Полонского «если у тебя нет трёх миллиардов, тебе нечего делать в екоммерс», но есть что-то поважнее PNL и инвестиций, и это «что-то» - дух компании.

Все известные интернет-магазины России, из первой сотни, появились не в результате привлечения инвестиций в пустой стартап, но в результате многолетней работы команд, энергетики, стечения обстоятельств, энтузиазма основателей в конце-концов.

В России каждый, сколько-нибудь известный бизнесмен, пытается построить «Русский Амазон». Будучи абсолютно уверенным, что, все что нужно для успеха, это несколько миллиардов рублей, свежесханченная команда, и письмо с резолюцией Президента или Премьера. Сколько таких писем существует, даже гадать не берусь. Началось, если помните, несколько лет назад, с Байсарова. И где сейчас его «Русский Амазон»?

Стать Амазоном не очень сложно. Это всего двадцать лет работы, абсолютная вера в успех собственной модели, многолетние убытки, и самое главное, череда поглощений других, нишевых, успешных игроков, самый известный среди которых, если мы говорим о Амазон, пожалуй, Zappos.

Безос, на второй год работы компании, не решил уволить половину команды, и не публиковал в СМИ текст «основатели Амазон недовольны работой менеджмента». Как бы тяжело не было, какие бы амбициозные или невыполнимые планы не стояли, команду нужно поддерживать, команде необходимо ощущение собственной ценности.

Да, на российском рынке екоммерс зарабатывают только логисты. Очень, кстати, неплохо зарабатывают и на доставках и на возвратах. И тут бы Сбербанку выступить с изменением потребительского поведения. Перевести рынок от модели cash on delivery к модели prepaid. Создать условия для покупателя благоприятствующие предоплате. И тем самым снизить количество возвратов, сделать весь рынок операционно прибыльным. Но нет, Беру и здесь пошёл по стандартному пути.

Но, странно ожидать от стартапа, каким бы огромным по размерам инвестиций он ни был, что за один год операционной работы, такой стартап покажет прибыль.

Странно было ожидать от никому неизвестного год назад проекта, что у его менеджмента будет иной путь увеличения оборота, чем жесткий демпинг, чем продажи себе в убыток. И какой уж тут PNL..

Какие задачи, такие и результаты.

Гораздо проще, на потраченные за эти два года деньги, было бы купить один из первой сотни российских интернет магазинов, или несколько нишевых проектов. С готовыми командами, с понятной логистикой, без срочной необходимости , в авральном режиме арендовать сотни тысяч метров складов, и заключать контракты с сомнительными фулфилмент-операторами.

Хотя, скажу честно, рынок был уверен, что сматчив базы маркета и сбербанка, получив уникальные луколайки, используя все доступные поведенческие показатели, Беру, за два-четыре года, завоюет если не половину, то четверть рынка электронной коммерции. Но, чудес, действительно, не бывает.

Лев Аронович, вы ритейлер.

Вы лучше других знаете, что retail is detail, а не только инвестиции и два больших, но совсем не ретейловых бренда. Похвалите публично команду, ведь они сделали все, что от них зависело. Фактически за год создан очень крутой проект. Десять миллиардов оборота это мало для Сбербанка, но очень много для нового бизнеса в екоммерс. Просто задача была не решаемой, а вера в мощь Сбера и Яндекса слишком сильной. И эта вера мешала команде больше, чем помогала".

Ответ Льва Хасиса последовал незамедлительно

"Уважаемый Алексей и все кому эта тема интересна.

Удивительно, как люди легко готовы «вестись» на слухи...
Никогда слухи о наших действиях в будущем - не комментирую, но не могу пройти мимо откровенного искажения фактов. 

Итак , информация:
О том, что Сбербанк недоволен тем, как складывается партнерство с Яндексом в онлайн-ритейле...
О том, что дела в СП по электронной коммерции идут не так, как ожидал Сбербанк... 
О том, что есть разногласия по вопросу лидера в компании...
О том, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные перед ним KPI...
О том, что
Сбербанк якобы настаивал, чтобы все, что касается платежей, шло только через него......» 
является абсолютным вымыслом! 

Все ровно наоборот!!! Мы гордимся компанией Яндекс-Маркет и ее командой, мы гордимся ее результатами и особенно результатами Маркетплейса Беру!, который менее чем за год прошёл больший путь, чем другие компании за десять-пятнадцать, за все время нашего партнёрства с Яндексом в ЯндексМаркете ни разу не было случая, когда бы мы приняли какое-нибудь решение не единогласно, мы считаем , что Максим Гришаков (Max Grishakov) - сильный СЕО успешной компании и все цели, которые мы ставили перед командой ЯндексМаркета, в том числе и по Беру выполняются. Кроме того, менеджмент ЯндексМаркета свободен в выборе провайдеров любых сервисов, в том числе финансовых.
Спасибо за понимание!"
Материал по теме

Иван Миронов (Яндекс.Маркет): Сейчас лучшее время, чтобы начать продавать на маркетплейсах

Материал по теме

Сбер выкупит половину "Еаптеки"

Материал по теме

"Яндекс.Маркет" предложил новую модель для селлеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике

1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальн...

"Глобус" запустил собственный сервис заказа продуктов

Сеть гипермаркетов "Глобус" и сервис доставки продуктов igooods запустили интернет-магазин на основе технологии Whitelabel. Новый сервис позволяет оформить заказ на сайте igooods.globus.ru без отдельног...

Иван Миронов (Яндекс.Маркет): Сейчас лучшее время, чтобы начать продавать на маркетплейсах

Рынок электронной торговли и так развивается высокими темпами, а события весны этого года лишь помогли этому росту — с января по апрель российская аудитория онлайн-торговли увеличилась на 17 миллионов пользо...

Apple переходит на малый формат магазинов

Apple откроет киоски формата "Экспресс" едва ли не перед всеми своими 271 магазинами в США, сообщил в интервью Reuters старший вице-президент Apple по розничной торговле и персоналу Дейдре О'Брайен. В таких...

Роботы-курьеры и продукты с рынка: как развивается российский eGrocery

С приближением второй волны пандемии и возможных ограничений в мобильности граждан, сервисы доставки еды всё быстрее стремятся занять все свободные ещё на рынке ниши. "Яндекс. Еда" привезёт товар с рын...

X5 Retail Group арендует крупный склад под развитие онлайн-продаж

X5 Retail Group договаривается арендовать складской комплекс "ДДТ Логистик" в Саларьево. Ритейлер собирается использовать логистический объект площадью 20 тыс. кв. метров под склад формата dark store, который р...