Алексей Федоров ("220 вольт"): "Стать Амазоном не очень сложно"

Игорь Бахарев
Управляющий партнер ГК "220 Вольт" и бывший президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Алексей Федоров обратился с официальным воззванием к первому зампреду Сбербанка Льву Хасису. Обращение касается появившейся вчера информации о том, что в банке недовольны сотрудничеством с "Яндексом" по проекту совместного eCommerce-предприятия.

Приводим текст этого обращения:

"Наблюдая за тем, как стремительно развиваются события вокруг Беру, как пиарщики Сбербанка сливают в Коммерсантъ информацию о возможном закрытии проекта, как из экосистемы Сбер-Яндекс уходят ключевые топ-менеджеры, не могу не обратиться к Вам.

Вы - икона российского рынка ритейла. Самый известный, титулованный, возможно самый могущественный ритейлер. Но именно ритейлер. Так мы вас воспринимаем, вы остаётесь для нас своим, даже занимая ключевую должность в главном банке страны.

Тем страннее наблюдать за тем, что происходит с Беру.

Два года назад, рынок обсуждал новость о создании проекта с 60 миллиардами инвестиций. С планами по завоеванию половины рынка e-commerce за три года, и планируемым оборотом в 500 миллиардов.

Рынок тогда прижал уши, но купил поп-корн.

Мы уже видели разные проекты. И Энтер и Юлмарт (кстати, надеюсь, в ближайшее время собственники договорятся, и все с юлмарт будет хорошо), с огромными вложениями, и гигантскими планами. Но, пока, ни один интернет-магазин «всего на свете» не добился сколько-нибудь выдающихся результатов за короткое время. Озон? Он стал великим магазином продавая книги. Вайлдбериз? При всех победных реляциях о росте в сопутствующих категориях, остаётся магазином одежды. Но, великими становились только нишевые проекты. А уже потом, став большими в своих категориях, они начинали торговать всем на свете. Практика одинаковая, как у нас, так и в мире.

Да, инвестиции это важная составляющая успеха. Но, самая ли важная? Конечно, даже в небольшой DIY отрасли, перефразируя Полонского «если у тебя нет трёх миллиардов, тебе нечего делать в екоммерс», но есть что-то поважнее PNL и инвестиций, и это «что-то» - дух компании.

Все известные интернет-магазины России, из первой сотни, появились не в результате привлечения инвестиций в пустой стартап, но в результате многолетней работы команд, энергетики, стечения обстоятельств, энтузиазма основателей в конце-концов.

В России каждый, сколько-нибудь известный бизнесмен, пытается построить «Русский Амазон». Будучи абсолютно уверенным, что, все что нужно для успеха, это несколько миллиардов рублей, свежесханченная команда, и письмо с резолюцией Президента или Премьера. Сколько таких писем существует, даже гадать не берусь. Началось, если помните, несколько лет назад, с Байсарова. И где сейчас его «Русский Амазон»?

Стать Амазоном не очень сложно. Это всего двадцать лет работы, абсолютная вера в успех собственной модели, многолетние убытки, и самое главное, череда поглощений других, нишевых, успешных игроков, самый известный среди которых, если мы говорим о Амазон, пожалуй, Zappos.

Безос, на второй год работы компании, не решил уволить половину команды, и не публиковал в СМИ текст «основатели Амазон недовольны работой менеджмента». Как бы тяжело не было, какие бы амбициозные или невыполнимые планы не стояли, команду нужно поддерживать, команде необходимо ощущение собственной ценности.

Да, на российском рынке екоммерс зарабатывают только логисты. Очень, кстати, неплохо зарабатывают и на доставках и на возвратах. И тут бы Сбербанку выступить с изменением потребительского поведения. Перевести рынок от модели cash on delivery к модели prepaid. Создать условия для покупателя благоприятствующие предоплате. И тем самым снизить количество возвратов, сделать весь рынок операционно прибыльным. Но нет, Беру и здесь пошёл по стандартному пути.

Но, странно ожидать от стартапа, каким бы огромным по размерам инвестиций он ни был, что за один год операционной работы, такой стартап покажет прибыль.

Странно было ожидать от никому неизвестного год назад проекта, что у его менеджмента будет иной путь увеличения оборота, чем жесткий демпинг, чем продажи себе в убыток. И какой уж тут PNL..

Какие задачи, такие и результаты.

Гораздо проще, на потраченные за эти два года деньги, было бы купить один из первой сотни российских интернет магазинов, или несколько нишевых проектов. С готовыми командами, с понятной логистикой, без срочной необходимости , в авральном режиме арендовать сотни тысяч метров складов, и заключать контракты с сомнительными фулфилмент-операторами.

Хотя, скажу честно, рынок был уверен, что сматчив базы маркета и сбербанка, получив уникальные луколайки, используя все доступные поведенческие показатели, Беру, за два-четыре года, завоюет если не половину, то четверть рынка электронной коммерции. Но, чудес, действительно, не бывает.

Лев Аронович, вы ритейлер.

Вы лучше других знаете, что retail is detail, а не только инвестиции и два больших, но совсем не ретейловых бренда. Похвалите публично команду, ведь они сделали все, что от них зависело. Фактически за год создан очень крутой проект. Десять миллиардов оборота это мало для Сбербанка, но очень много для нового бизнеса в екоммерс. Просто задача была не решаемой, а вера в мощь Сбера и Яндекса слишком сильной. И эта вера мешала команде больше, чем помогала".

Ответ Льва Хасиса последовал незамедлительно

"Уважаемый Алексей и все кому эта тема интересна.

Удивительно, как люди легко готовы «вестись» на слухи...
Никогда слухи о наших действиях в будущем - не комментирую, но не могу пройти мимо откровенного искажения фактов. 

Итак , информация:
О том, что Сбербанк недоволен тем, как складывается партнерство с Яндексом в онлайн-ритейле...
О том, что дела в СП по электронной коммерции идут не так, как ожидал Сбербанк... 
О том, что есть разногласия по вопросу лидера в компании...
О том, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные перед ним KPI...
О том, что
Сбербанк якобы настаивал, чтобы все, что касается платежей, шло только через него......» 
является абсолютным вымыслом! 

Все ровно наоборот!!! Мы гордимся компанией Яндекс-Маркет и ее командой, мы гордимся ее результатами и особенно результатами Маркетплейса Беру!, который менее чем за год прошёл больший путь, чем другие компании за десять-пятнадцать, за все время нашего партнёрства с Яндексом в ЯндексМаркете ни разу не было случая, когда бы мы приняли какое-нибудь решение не единогласно, мы считаем , что Максим Гришаков (Max Grishakov) - сильный СЕО успешной компании и все цели, которые мы ставили перед командой ЯндексМаркета, в том числе и по Беру выполняются. Кроме того, менеджмент ЯндексМаркета свободен в выборе провайдеров любых сервисов, в том числе финансовых.
Спасибо за понимание!"
Материал по теме

С начала 2023 года закупка трафика в eСommerce подорожала на 26%, стоимость конверсии - на 33%: аналитика

Материал по теме

Яндекс: Половина популярных интернет-магазинов родом из Москвы

Материал по теме

Яндекс Еда: взгляд в будущее

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.