Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь
Игорь Бахарев
Почему Яндекс удалил корзину с Яндекс Маркета и можно ли защититься от потребителей-террористов, если вы владелец сайта-агрегатора? Юрист, специалист по защите бизнеса в интернете digital-агентства Original Works Анна Стратулат объясняет, как работают новые положения Закона о защите прав потребителей.
1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (далее кратко - Закон). Мы выяснили, как это может отразиться на потребителях и агрегаторах.
Поправки внесли ясность, что же считать агрегатором. Это сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом (исполнителем) и оплатить покупку. Т.е по факту будет сложно отличить агрегатор от обычного интернет-магазина. На то и был расчет, чтобы посредник в лице агрегатора наряду с продавцом (исполнителем) нес ответственность перед потребителем.
Если вы не готовы к суровой реальности - удалите корзину, как это сделал Яндекс. Маркет. Тогда вы не будете подпадать под действие поправок.
Потребители - самая защищенная категория в отношениях с предпринимателями. Если права покупателей/заказчиков-юрлиц/ИП регулируются ГК, то в данной ситуации в дополнение к нему есть отдельный Закон, который каждым своим положением стоит на защите прав и интересов потребителей-физических лиц. И принятые поправки тут не исключение.
Самой частой претензией к продавцам (исполнителям) является несоблюдение требований о предоставлении потребителю необходимой информации (ст.10 Закона).
Так, до заключения договора продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию:
по товару/услуге:
- основные потребительские свойства;
- место изготовления/оказания;
- цена и условия приобретения;
- порядок оплаты;
- условия доставки;
- срок службы, срок годности, гарантийный срок;
по продавцу/исполнителю:
- адрес (место нахождения);
- полное фирменное наименование;
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона, п. 8 Правил продажи N 612).
Перечисленная информация должна доводиться в наглядной и доступной форме любым способом:
- в описании товара (услуги);
- в каталогах, проспектах, буклетах;
- на фотоснимках и любых других носителях информации, распространяемой через интернет.
Все это позволит соблюсти требования ст. ст. 8, 10 Закона (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).
Что же изменится для владельцев агрегаторов после принятия изменений?
- Владелец агрегатора должен будет размещать на сайте актуальную информацию о себе и продавце (исполнителе):
-
место нахождения (адрес);
-
режим работы;
-
государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или регистрации ИП;
-
фамилию, имя, отчество (если имеется), индивидуального предпринимателя;
Кроме того, владелец агрегатора должен будет сообщать об изменениях в указанной выше информации.
- Владелец агрегатора должен будет проверять поступающую от продавцов (исполнителей) информацию и размещать ее на своей платформе. За недостоверность или неполноту информации - ответственность в виде убытков, которые потребитель понес вследствие предоставления ему такой информации, и кара небесная.
- Потребитель сможет предъявлять требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора вернет сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:
- товар, в отношении которого потребитель внес предоплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок);
- потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
- Продавцы (исполнители) обязаны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать владельца агрегатора в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Владелец агрегатора, получив такую информацию, также в течение одного дня должен внести изменения и на своем сайте.
Что можно ожидать?
- Владельцы агрегаторов будут закладывать риски в стоимость товаров (услуг) увеличением цены.
- Владельцы агрегаторов начнут отбирать добросовестных и надежных продавцов (исполнителей) для своих платформ. Увеличатся затраты на производство контента и внесение изменений.
- Владельцы агрегаторов будут массово корректировать оферты на сайтах в попытках снять с себя ответственность. В некоторых случаях это сработает. Например, если сейчас нет указаний, что агрегатор является посредником, то он в полной мере несет ответственность перед потребителем.
- Потребительский терроризм никуда не денется. Возможно, появятся те, кто специально будет искать отсутствие необходимой информации, или в случае нарушения сроков доставки требовать двойного возмещения: от агрегатора и от продавца (исполнителя).
Как подготовиться владельцам агрегаторов?
Уже сейчас необходимо проверить наличие достоверной информации о себе, товарах и продавце (исполнителе) на сайте и при ее отсутствии - запросить. Пока еще время есть.
Кстати, если вы хотите самостоятельно проверить свой сайт на наличие нарушений, воспользуйтесь нашими чек-листами.Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте