Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь

Игорь Бахарев

Почему Яндекс удалил корзину с Яндекс Маркета и можно ли защититься от потребителей-террористов, если вы владелец сайта-агрегатора? Юрист, специалист по защите бизнеса в интернете digital-агентства Original Works Анна Стратулат объясняет, как работают новые положения Закона о защите прав потребителей.

1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (далее кратко - Закон). Мы выяснили, как это может отразиться на потребителях и агрегаторах.

Поправки внесли ясность, что же считать агрегатором. Это сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом (исполнителем) и оплатить покупку. Т.е по факту будет сложно отличить агрегатор от обычного интернет-магазина. На то и был расчет, чтобы посредник в лице агрегатора наряду с продавцом (исполнителем) нес ответственность перед потребителем.

Если вы не готовы к суровой реальности - удалите корзину, как это сделал Яндекс. Маркет. Тогда вы не будете подпадать под действие поправок.

Потребители - самая защищенная категория в отношениях с предпринимателями. Если права покупателей/заказчиков-юрлиц/ИП регулируются ГК, то в данной ситуации в дополнение к нему есть отдельный Закон, который каждым своим положением стоит на защите прав и интересов потребителей-физических лиц. И принятые поправки тут не исключение.

Самой частой претензией к продавцам (исполнителям) является несоблюдение требований о предоставлении потребителю необходимой информации (ст.10 Закона).

Так, до заключения договора продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

по товару/услуге:

  • основные потребительские свойства;
  • место изготовления/оказания;
  • цена и условия приобретения;
  • порядок оплаты;
  • условия доставки;
  • срок службы, срок годности, гарантийный срок;

по продавцу/исполнителю:

  • адрес (место нахождения);
  • полное фирменное наименование;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона, п. 8 Правил продажи N 612).

Перечисленная информация должна доводиться в наглядной и доступной форме любым способом:

  • в описании товара (услуги);
  • в каталогах, проспектах, буклетах;
  • на фотоснимках и любых других носителях информации, распространяемой через интернет.

Все это позволит соблюсти требования ст. ст. 8, 10 Закона (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).

Что же изменится для владельцев агрегаторов после принятия изменений?

  1. Владелец агрегатора должен будет размещать на сайте актуальную информацию о себе и продавце (исполнителе):
    • место нахождения (адрес);

    • режим работы;

    • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или регистрации ИП;

    • фамилию, имя, отчество (если имеется), индивидуального предпринимателя;

Кроме того, владелец агрегатора должен будет сообщать об изменениях в указанной выше информации.

  • Владелец агрегатора должен будет проверять поступающую от продавцов (исполнителей) информацию и размещать ее на своей платформе. За недостоверность или неполноту информации - ответственность в виде убытков, которые потребитель понес вследствие предоставления ему такой информации, и кара небесная.
  • Потребитель сможет предъявлять требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора вернет сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:
    • товар, в отношении которого потребитель внес предоплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок);
    • потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
  • Продавцы (исполнители) обязаны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать владельца агрегатора в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Владелец агрегатора, получив такую информацию, также в течение одного дня должен внести изменения и на своем сайте.

Что можно ожидать?

  1. Владельцы агрегаторов будут закладывать риски в стоимость товаров (услуг) увеличением цены.
  2. Владельцы агрегаторов начнут отбирать добросовестных и надежных продавцов (исполнителей) для своих платформ. Увеличатся затраты на производство контента и внесение изменений.
  3. Владельцы агрегаторов будут массово корректировать оферты на сайтах в попытках снять с себя ответственность. В некоторых случаях это сработает. Например, если сейчас нет указаний, что агрегатор является посредником, то он в полной мере несет ответственность перед потребителем.
  4. Потребительский терроризм никуда не денется. Возможно, появятся те, кто специально будет искать отсутствие необходимой информации, или в случае нарушения сроков доставки требовать двойного возмещения: от агрегатора и от продавца (исполнителя).

Как подготовиться владельцам агрегаторов?

Уже сейчас необходимо проверить наличие достоверной информации о себе, товарах и продавце (исполнителе) на сайте и при ее отсутствии - запросить. Пока еще время есть.

Кстати, если вы хотите самостоятельно проверить свой сайт на наличие нарушений, воспользуйтесь нашими чек-листами.
Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

В России разрабатывают ГОСТы для маркетплейсов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

eCommerce-стартап обвинили в использовании труда живых людей вместо ИИ

Министерство юстиции США предъявило обвинения основателю и бывшему генеральному директору стартапа Nate Альберту Санигеру, разрабатывавшего приложение для покупок с использованием искусственного интеллекта....

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.