Меню

Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь

Игорь Бахарев

Почему Яндекс удалил корзину с Яндекс Маркета и можно ли защититься от потребителей-террористов, если вы владелец сайта-агрегатора? Юрист, специалист по защите бизнеса в интернете digital-агентства Original Works Анна Стратулат объясняет, как работают новые положения Закона о защите прав потребителей.

1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (далее кратко - Закон). Мы выяснили, как это может отразиться на потребителях и агрегаторах.

Поправки внесли ясность, что же считать агрегатором. Это сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом (исполнителем) и оплатить покупку. Т.е по факту будет сложно отличить агрегатор от обычного интернет-магазина. На то и был расчет, чтобы посредник в лице агрегатора наряду с продавцом (исполнителем) нес ответственность перед потребителем.

Если вы не готовы к суровой реальности - удалите корзину, как это сделал Яндекс. Маркет. Тогда вы не будете подпадать под действие поправок.

Потребители - самая защищенная категория в отношениях с предпринимателями. Если права покупателей/заказчиков-юрлиц/ИП регулируются ГК, то в данной ситуации в дополнение к нему есть отдельный Закон, который каждым своим положением стоит на защите прав и интересов потребителей-физических лиц. И принятые поправки тут не исключение.

Самой частой претензией к продавцам (исполнителям) является несоблюдение требований о предоставлении потребителю необходимой информации (ст.10 Закона).

Так, до заключения договора продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

по товару/услуге:

  • основные потребительские свойства;
  • место изготовления/оказания;
  • цена и условия приобретения;
  • порядок оплаты;
  • условия доставки;
  • срок службы, срок годности, гарантийный срок;

по продавцу/исполнителю:

  • адрес (место нахождения);
  • полное фирменное наименование;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона, п. 8 Правил продажи N 612).

Перечисленная информация должна доводиться в наглядной и доступной форме любым способом:

  • в описании товара (услуги);
  • в каталогах, проспектах, буклетах;
  • на фотоснимках и любых других носителях информации, распространяемой через интернет.

Все это позволит соблюсти требования ст. ст. 8, 10 Закона (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).

Что же изменится для владельцев агрегаторов после принятия изменений?

  1. Владелец агрегатора должен будет размещать на сайте актуальную информацию о себе и продавце (исполнителе):
    • место нахождения (адрес);

    • режим работы;

    • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или регистрации ИП;

    • фамилию, имя, отчество (если имеется), индивидуального предпринимателя;

Кроме того, владелец агрегатора должен будет сообщать об изменениях в указанной выше информации.

  • Владелец агрегатора должен будет проверять поступающую от продавцов (исполнителей) информацию и размещать ее на своей платформе. За недостоверность или неполноту информации - ответственность в виде убытков, которые потребитель понес вследствие предоставления ему такой информации, и кара небесная.
  • Потребитель сможет предъявлять требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора вернет сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:
    • товар, в отношении которого потребитель внес предоплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок);
    • потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
  • Продавцы (исполнители) обязаны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать владельца агрегатора в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Владелец агрегатора, получив такую информацию, также в течение одного дня должен внести изменения и на своем сайте.

Что можно ожидать?

  1. Владельцы агрегаторов будут закладывать риски в стоимость товаров (услуг) увеличением цены.
  2. Владельцы агрегаторов начнут отбирать добросовестных и надежных продавцов (исполнителей) для своих платформ. Увеличатся затраты на производство контента и внесение изменений.
  3. Владельцы агрегаторов будут массово корректировать оферты на сайтах в попытках снять с себя ответственность. В некоторых случаях это сработает. Например, если сейчас нет указаний, что агрегатор является посредником, то он в полной мере несет ответственность перед потребителем.
  4. Потребительский терроризм никуда не денется. Возможно, появятся те, кто специально будет искать отсутствие необходимой информации, или в случае нарушения сроков доставки требовать двойного возмещения: от агрегатора и от продавца (исполнителя).

Как подготовиться владельцам агрегаторов?

Уже сейчас необходимо проверить наличие достоверной информации о себе, товарах и продавце (исполнителе) на сайте и при ее отсутствии - запросить. Пока еще время есть.

Кстати, если вы хотите самостоятельно проверить свой сайт на наличие нарушений, воспользуйтесь нашими чек-листами.
Материал по теме

Юридические аспекты при запуске интернет-магазина: советы "Зарцын и партнеры"

Материал по теме

Как быть в случае нарушения вашего товарного знака: кейс и советы юристов

Материал по теме

"Юлмарт" банкротит главную структуру

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

«Сейчас лучшее время, чтобы начать продавать на маркетплейсах», — Иван Миронов, руководитель отдела развития продаж Яндекс.Маркета

Рынок электронной торговли и так развивается высокими темпами, а события весны этого года лишь помогли этому росту — с января по апрель российская аудитория онлайн-торговли увеличилась на 17 миллионов пользо...

Apple переходит на малый формат магазинов

Apple откроет киоски формата "Экспресс" едва ли не перед всеми своими 271 магазинами в США, сообщил в интервью Reuters старший вице-президент Apple по розничной торговле и персоналу Дейдре О'Брайен. В таких...

Роботы-курьеры и продукты с рынка: как развивается российский eGrocery

С приближением второй волны пандемии и возможных ограничений в мобильности граждан, сервисы доставки еды всё быстрее стремятся занять все свободные ещё на рынке ниши. "Яндекс. Еда" привезёт товар с рын...

X5 Retail Group арендует крупный склад под развитие онлайн-продаж

X5 Retail Group договаривается арендовать складской комплекс "ДДТ Логистик" в Саларьево. Ритейлер собирается использовать логистический объект площадью 20 тыс. кв. метров под склад формата dark store, который р...

Сбер выкупит половину "Еаптеки"

Сбер и Группа компаний "Р-Фарм" купят по 45% акций компании "Еаптека". Закрытие сделки ожидается в четвертом квартале 2020 года.  По её результатам доли распределятся следующим образом: 45% - у Але...

ТОП 8 ошибок ритейлеров на маркетплейсах

Маркетплейсы и до этой весны пользовались большой популярностью у ритейлеров. Но если ранее для многих это был всего лишь дополнительный (а иногда и запасной) канал продаж, то сейчас это уже практически «mus...