В Узбекистане законодательно упорядочили онлайн-торговлю
Игорь Бахарев
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал закон "Об электронной коммерции". Закон описывает определения электронной коммерции и её субъектов, рассказывает о цифровых продуктах, торговых платформах и их операторах.
В документе говорится, что договор между сторонами в сфере электронной коммерции теперь можно заключить, подтвердив условия договора в онлайне. По сути, электронные документы приравниваются к документам, оформленным на бумаге с подписями сторон от руки.
Право на участие в электронной коммерции наряду с юрлицами и индивидуальными предпринимателями получают самозанятые. Однако они смогут заниматься на маркетплейсах только розничной торговлей, тогда как юрлица и ИП - также оптовой. Отметим, что такие предложения Государственный налоговый комитет Узбекистана выдвигал ещё в марте 2021 года. По мнению ГНК, предоставление самозанятым права заниматься электронной коммерцией создаст возможности для "обеления" сегмента.
Новый закон обозначает варианты проведения платежей в электронной коммерции:
-
наличными - через виртуальный терминал (e-POS) в месте выдачи товара либо услуги;
-
переводом с банковского счёта - в личном кабинете на маркетплейсе или через систему платёжной организации;
-
электронными деньгами, с электронного кошелька клиента.
Законопроект также предусматривает правила для предотвращения недобросовестной конкуренции. В частности, предлагается запретить онлайн-продавцам:
-
использовать поддельные интернет-ссылки и адреса;
-
вступать в предварительный сговор с другими предпринимателями;
-
предлагать товары и услуги с нарушением прав интеллектуальной собственности;
-
давать потребителям ложную или вводящую в заблуждение информацию;
Закон прописывает права и обязанности продавцов в онлайне. Также подробно перечислены обязанности операторов платформ электронной коммерции, телекоммуникационных сетей, поставщиков платежных услуг и юридических лиц, ответственных за электронный документооборот. Оговариваются в новом законе и вопросы сохранения конфиденциальных данных.
Эксперты полагают, что в целом новой закон упорядочивает деятельность в сфере электронной коммерции и упрощает жизнь бизнесу, который теперь может ориентироваться на единый стандарт, вместо множества противоречивых подзаконных актов. Несмотря на некоторые неохваченные законом аспекты, относящиеся, например, к статусу самозанятых, его реализация на практике открывает новые возможности для упорядоченного развития отрасли электронной торговли в Узбекистане.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте