В российский eCommerce вложат миллиард долларов
Игорь Бахарев
Именно недостатком инвестиций эксперты объясняют то, что на сегодняшний день наиболее крупные онлайн-ретейлеры в России занимают только 27% рынка, в то время как в США и Китае этот показатель составляет 63% и 68% соответственно.
Банк прогнозирует, что у же в ближайшее время лидирующие позиции займут совместные предприятия. Речь идет о нескольких eCommerce-платормах, создаваемых в рамках сотрудничества Сбербанка и «Яндекса», а также о совместном предприятии AliExpress Russia в рамках сделки между Mail.Ru Group, Alibaba, «МегаФон» и РФПИ.
Основным преимуществом совместного предприятия «Яндекса» и Сбербанка станет большое количество клиентов банка, считают эксперты Morgan Stanley. На данный момент Сбербанком пользуются порядка 70% населения страны. Кроме того, у банка очень развитое мобильное приложение, его охват достигает 11 млн пользователей в день. Для сравнения: аудитория сервиса «Яндекс.Маркет» составляет 20 млн человек. По прогнозам аналитиков, совместное предприятие может получить доступ к 14 тыс. отделений Сбербанка по всей стране в качестве пунктов приема и выдачи заказов и 400 тыс. водителей «Яндекс.Такси» для осуществления доставки товаров.
Впрочем, у конкурентов этого СП тоже много преимуществ. Социальными сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники» пользуются около 90% всех россиян, выходящих в интернет. Надо учитывать, к тому же, опыт и экспертизу Alibaba в электронной коммерции и возможность использовать уже имеющиеся договоренности площадок, вошедших в совместное предприятие.
В то же время аналитики Morgan Stanley не списывают со счетов других онлайн-ретейлеров, например Ozon. Компания предлагает различные категории товаров и обладает развитой сетью складов и доставки, которая позволяет доставить товар 40% населения России на следующий день после заказа.
Лидер в этой гонке может получить огромный кусок: занять 60% рынка eСommerce в России. Стоимость такой компании может составить $9,8 млрд.
Рекомендации потенциальному победителю от Morgan Stanley таковы: 1. Надо развивать модель маркетплейса. 2. Надо инвестировать в развитие логистики (создание складов и организацию «последней мили» доставки) и запустить программу финансовой поддержки поставщиков (например, помогать им получать кредиты).
Аналитики напоминают, что из-за низкой плотности населения в России одни из самых высоких цен на логистические услуги, а скорость доставки низкая. Соответсвенно, онлайн-компаниям имеет смысл кооперироваться с офлайн-сетями, в первую очередь с X5 Retail Group, «Магнитом» и «Лентой».
Напомним, врочем, что "Магнит" сам рассматривает возможность запуска собственного интернет-магазина. В "Ленте" уже объявили, что откроют интернет-магазин. А X5 уже вовсю торгует через онлайн-канал.
Российский рынок eCommerce долгое время "купался" в деньгах, был одним из ведущих в Европе по инвестициям. Однако в последние годы инвестиционная река иссякла. Сейчас для развития рынка нужно хорошее "финансовое плечо". Остается понять, откуда ждать новых инвестиций? Об этом читайте в нашем большом обзоре.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте