Меню

Онлайн-торговле спиртным готовят зеленый свет

Игорь Бахарев

В Госдуму внесен законопроект о легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией. Как сообщает информационное агентство REGNUM, документ также предусматривает введение государственного контроля за данной сферой. 

Автор законопроекта, заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по экономполитике Виктор Звагельский, предлагает учредить специальную лицензию на онлайн-продажу алкоголя. Получить разрешение на торговлю ритейлеры смогут в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка при наличии лицензированного склада, а также права на производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией.

Список лицензированных продавцов хотят разместить на хостинге провайдера или группы провайдеров, которых определит Росалкогольрегулирование. Интернет-магазины, реализующие алкоголь без лицензии, будут блокировать без решения суда. 

Депутат считает, что принятие законопроекта положительно скажется на экономической и социальной сфере. В частности, новый закон поможет небольшим производителям, которые не смогли пробиться в традиционные сети, реализовать свою продукцию. Звагельский уверен, что приобретать алкоголь в онлайн-магазинах будут "достаточно обеспеченные, взрослые и состоявшиеся люди".

Необходимо отметить, что Виктор Звагельский являлся автором сразу целого ряда законов, облегчающих жизнь водочной отрасли. Отметим, что в 1998 году он приобрел мытищинский ликеро-водочный завод "Красная звезда", а с 2005 по 2007 годы был заместителем генерального директора ФГУП "Росспиртпром" — крупнейшего государственного предприятия в области спиртоперерабатывающей промышленности.

Запрет на дистанционную продажу алкогольной продукции действует с 2007 года, однако многие интернет-магазины обходят или напрямую нарушают его. Например, осуществляя фиктивную продажу спиртных напитков. В этом случае покупатель получает алкоголь "в подарок" при покупке зажигалки, брелока, магнитика и так далее. А многие торгуют алкоголем через интернет и просто так, не особо скрываясь.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, напоминает управляющий партнер юридической компании "Зарцын & партнеры" Людмила Харитонова. Помимо этого законом « О рекламе » запрещена и реклама дистанционной торговли алкоголем. Способы продажи алкоголя как "подарка" к другой покупке или иным образом являются незаконными, добавляет она. Новый законопроект, рассказывает юрист, предлагает внести изменения в ряд законов. Так предлагается уточнить понятие «оборот алкогольной продукции» и включить туда продажу через Интернет. "К сайтам, продающим алкоголь, будут введены строгие требования, а сама деятельность по дистанционной торговле алкоголем будет лицензироваться. Это значит, что такие организации будут обязаны соблюдать все требования, которые предъявляет 171-фз", - говорит Харитонова.

Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене объясняет E-pepper, что некоторые ритейлеры утверждают, что они не торгуют алкоголем дистанционно, а просто "оказывают услугу по доставке товара". Однако как только продавец получает информацию о сделанном заказе, договор купли-продажи признается заключенным. И именно с этого момента действия интернет-продавца уже попадают под дистанционную торговлю. При этом нарушение правил грозит организации штрафом от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией проданной продукции или без таковой, а руководителю организации или предпринимателю – от 3 до 4 тыс. руб. также с возможностью конфискации. 

Если покупатель произвёл "ознакомление" с каким-либо алкогольным напитком, выяснил все необходимые товарные его свойства, а потом сделал заказ этого напитка в интернет-магазине, то, по букве закона, такая продажа не подпадает под категорию "дистанционные", отмечает руководитель кластера eСommerce в РАЭК Иван Кургузов. Однако, он добавляет, что подобные продажи - это "серая зона". "По закону всё хорошо, но Роспотребнадзор выскажет претензии и будет утверждать, что было нарушение, даже если "ознакомление" произошло не в каком-либо другом месте, а в том же магазине, где и делает заказ". 

Также, добавляют юристы, некоторые интернет-ритейлеры торгуют алкоголем по "ресторанной" схеме, когда спиртной напиток готовится отдельно для каждого клиента. Этим тоже пользуются некоторые интернет-магазины.

Для уточнения терминологии в интернет-торговле при ИРИ создан специальный комитет, напоминает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «На мой взгляд, действующее законодательство не дает никаких лазеек насчет "выкручивания" ее толкований. Интернет-торговля входит в круг дефиниций, которое закон определяет как "дистанционные продажи". Все остальное - забронировать столик в ресторане, забронировать чайник в М.Видео или алкоголь в магазине - никакого отношения к этому понятию не имеет», - говорит эксперт. Место размещения объявления, по его словам, не имеет значения, для закона важна лишь форма продаж - без личного общения покупателя и продавца.

Кира Гин-Барисявичене, в свою очередь, надеется, что рассматриваемый законопроект не только легализует интернет-торговлю алкоголем, но и четко объяснить, при каких условиях она будет возможной.

Материал по теме

В правительстве поддержали онлайн-продажу рецептурных лекарств

Материал по теме

Онлайн-алкоголь положили на полку

Материал по теме

ЦБ прекратил ограничивать комиссию по эквайрингу

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике

1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальн...

"Глобус" запустил собственный сервис заказа продуктов

Сеть гипермаркетов "Глобус" и сервис доставки продуктов igooods запустили интернет-магазин на основе технологии Whitelabel. Новый сервис позволяет оформить заказ на сайте igooods.globus.ru без отдельног...

Иван Миронов (Яндекс.Маркет): Сейчас лучшее время, чтобы начать продавать на маркетплейсах

Рынок электронной торговли и так развивается высокими темпами, а события весны этого года лишь помогли этому росту — с января по апрель российская аудитория онлайн-торговли увеличилась на 17 миллионов пользо...

Apple переходит на малый формат магазинов

Apple откроет киоски формата "Экспресс" едва ли не перед всеми своими 271 магазинами в США, сообщил в интервью Reuters старший вице-президент Apple по розничной торговле и персоналу Дейдре О'Брайен. В таких...

Роботы-курьеры и продукты с рынка: как развивается российский eGrocery

С приближением второй волны пандемии и возможных ограничений в мобильности граждан, сервисы доставки еды всё быстрее стремятся занять все свободные ещё на рынке ниши. "Яндекс. Еда" привезёт товар с рын...

X5 Retail Group арендует крупный склад под развитие онлайн-продаж

X5 Retail Group договаривается арендовать складской комплекс "ДДТ Логистик" в Саларьево. Ритейлер собирается использовать логистический объект площадью 20 тыс. кв. метров под склад формата dark store, который р...