"Утконос": основные итоги и тренды рынка eGrocery в 2021 г.

Игорь Бахарев

Коммерческий директор "Утконос Онлайн" Михаил Толоконников рассказал, каких результатов добилась компания  в 2021 году, что происходило в целом с рынком eGrocery, а также сделал прогноз на 2022 год. 

Уже достаточно сказано о том, что пандемия послужила экспоненциальному росту e-com рынка, особенно e-grocery - теперь у нас есть привычка пользоваться сервисами доставки продуктов, а также готовой еды и других товаров. 

Аналитическое агентство Data Insight ожидает, что по итогам 2021 г. объем рынка e-grocery достигнет отметки в 242 млн заказов и значения совокупных продаж равного 337 млрд рублей - это эквивалентно росту количества заказов в 3,5 раза и росту продаж в 2,6 раз по сравнению с 2020 г. Мы видим, что в 2021 г. конкуренция на рынке обострилась за счет появления новых игроков, а крупные игроки рынка стали еще усиливать свои позиции, наращивая мощности. 

Основные тренды рынка

В последнее время все больше ведется разговоров о том, что на рынке выигрывает тот, кто улучшает пользовательский опыт и может предложить клиенту больше, чем прямые конкуренты. Все игроки e-commerce активно развивают собственные IT-решения и переходят на микросервисную архитектуру, что позволяет быстро трансформировать бизнес под меняющийся рынок. Разделение большой системы на микросервисы также дает бизнесу большой запас прочности в случае критических нагрузок. 

Инвестиции в собственные технологии помогают in-house закрыть нужды бизнес-процессов сервиса, чтобы улучшить уровень обслуживания. Так, например, в Утконос ОНЛАЙН в 2021 г. сконцентрировались на усовершенствовании внутренних систем управления складом, WMS (Warehouse Management System) и службы доставки, TMS (Transport Management System) - это позволило улучшить предиктивные алгоритмы,  оптимизировать и автоматизировать процессы и, соответственно, увеличить скорость доставки, количество доставляемых заказов и вывести уровень сервиса на новый уровень. 

Ключевые игроки рынка все больше сил и времени вкладывают в работу с big data. Ритейл сейчас представляет собой эффективный симбиоз традиционной и онлайн розницы, который позволяет накапливать огромное количество данных о поведении покупателей, чтобы использовать их для улучшения показателя CVP (client value proposition) по сравнению с конкурентами. 

Благодаря большим данным, персонализация выходит на совершенно новый уровень и перестает быть просто инструментом сбора клиентских дней рождений, а становится главным помощником клиента в момент совершения выбора, даже если сам клиент пока не в состоянии точно сформулировать свой запрос. За счет более точной персонализации мы наращиваем кратность покупки и увеличиваем средний чек, а также расширяем привычную корзину через, например, специальные предложения, уникальные бонусы с ограниченным сроком действия, повышенный кэшбэк на конкретные категории товаров, скидки от фиксированной минимальной суммы заказа и рекомендательные рассылки.

По последним данным, опубликованным в нескольких исследованиях McKinsey, влияние персонализации в e-commerce - рост до 0,5% EBIT, а наличие улучшенного поиска - до 0.25% EBIT. В ближайшем будущем лидировать будут те, кто в состоянии помочь клиенту подсветить то, что ему нужно в “океане” товаров, а также предвосхитить его желания. 

Программы лояльности трансформируются и становятся по-настоящему выгодными для потребителей - теперь нельзя просто предлагать клиенту скидку в 2% за каждые потраченные 100 000 рублей. Клиент ждёт по-настоящему стоящее предложение относительно аналогичных от конкурентов. Простые правила, очевидная выгода и прозрачная система начислений баллов - ключ к успеху. 

Так, например, в программе лояльности Утконос Club клиент автоматически с первым заказом становится ее участником - нужно только зарегистрироваться на сайте или мобильном приложении, подтвердить свой мобильный номер телефона или электронную почту. В нашей программе простые правила: оплата до 99% стоимости заказа бонусами, а 1 U-бонус равен 1 рублю. Внедрение программы лояльности позволило Утконос ОНЛАЙН на 16% увеличить количество клиентов которые остаются в активном статусе по сравнению в прошлым годом.  

На высококонкурентном рынке важно обеспечивать высокий уровень сервиса, чтобы сохранить лояльность клиентов и, следовательно, свою долю рынка. У нас в Утконосе мы гарантируем покупателям, что доставим заказы полностью и точно в выбранный временной интервал. Так, 98,8% заказов доставляются точно в срок, а показатель нескоплекта не превышает 0,6% - это самые высокие показатели на рынке. 

Потребительские тренды рынка

В целом, можно выделить несколько основных паттернов потребительского поведения: плановая закупка всего необходимого из широкого ассортимента с длинным временным интервалом доставки, дозакупка, а также импульсивная покупка с экспресс-доставкой.

В 2021 году продолжил расти спрос на быструю доставку и этот тренд продолжится. В Утконосе мы предлагаем покупателям доставку за 7 часов с возможностью выбрать из более чем 85 000 уникальных товаров, а также выбрать опцию быстрой доставки от двух часов с ассортиментом в размере более 40 000 товаров, что сопоставимо формату гипермаркета. Доля заказов, оформленных с быстрой доставкой с начала года в Утконос ОНЛАЙН составила почти 40%.

По итогам 2021 г. можно уверенно сказать, что покупатели стали легче относиться к онлайн-заказу таких чувствительных категорий, как фрукты и овощи, мясо и рыба, молочная продукция. Утконос ОНЛАЙН предлагает своим покупателям широкий ассортимент товаров категории «ФРЕШ» (молочная продукция, мясо, рыба, фрукты и овощи), состоящий из более 43 000 наименований. 

Мы видим, как все больше наших покупателей разных возрастных групп отдают предпочтение этой категории: наше внутреннее исследование показало, что в средней продуктовой покупателей в возрасте от 20 до 25 лет овощи занимают 48%. Рост популярности свежих овощей можно смело отнести к «длинными трендам», не зависящим от времени года.

В прошлом году, во время пандемии, потребители заново открыли для себя приготовление еды дома, активно пользовались доставкой как готовой еды, так и продуктов на дом. Сейчас большая часть потребителей не готовы отказаться от онлайн-заказа готовой еды и продуктов. Спрос на готовую еду продолжает расти. 

В Утконосе рост продаж товаров из категории «Готовая еда» в штуках за 2021 г. составил почти 40% относительно прошлого года. Рынок растет, потребительские предпочтения меняются и продукция “ready to eat” становится разнообразной: помимо традиционных супов и готовых салатов, можно приобрести ЗОЖ- и веган-продукцию - это послужило дополнительным толчком роста интереса покупателей к данной категории. 

Онлайн-доставка развивается очень динамично, игроки стремятся расширить свое ассортиментное предложение за счет партнерств, растет интерес со стороны розничных сетей, которые стремятся увеличить продажи, расширить свою аудиторию, привлечь новую. 

Так, например, в этом году в Утконос ОНЛАЙН появилась продукция ГК «Шоколадница», сети полезных продуктов «Город-сад», обжарщиков «Кооператив Черный». Кроме того, уже несколько лет на рынке присутствует тенденция развития собственных торговых марок. Утконос ОНЛАЙН в этому году расширил портфель собственных торговых марок, теперь их семь, а совокупный ассортимент насчитывает почти 500 наименований в разных категориях. 

Прогнозы

По нашей оценке, рынок онлайн-доставки продолжит свой рост, постепенно забирая долю от офлайн-ритейла. Мы ожидаем, что на развитие рынка e-grocery будут влиять гипер персонализация, сокращение плеча доставки до покупателя, улучшение сервиса и качества обслуживания.

Нет сомнений, что спрос на онлайн-доставку будет расти и дальше, даже при условии постепенного замедления темпов роста - рынок чутко отзывается на запросы покупателей, которые ценят время, уровень сервиса, качество обслуживания и широкий ассортимент. В ближайшие несколько лет мы ожидаем рост рынка e-commerce на не менее 30%, а доля e-commerce в розничной торговле может достигнуть уровня в 10%.

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Эксперты ждут роста рынка доставки готовых рационов

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2023 году: аналитика InfoLine

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 году

current-theme

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

current-theme

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

current-theme

Ozon: больше половины селлеров запустили свой первый бизнес именно на маркетплейсах

current-theme

WildBerries тестирует программу лояльности для селлеров?

current-theme

Топ-менеджеры крупного российского ритейла обсудят стратегии роста на 2024 год — в прямом эфире

current-theme

Результаты X церемонии награждения CRM Rating: рейтинг проектов внедрения и CRM-персон

current-theme

Почта России кратно увеличила объём услуг для рынка eСommerce в логистических центрах

current-theme

Почта России будет выдавать заказы из Яндекс Маркета по всей России

current-theme

АУРЭК подсчитала убытки партнёров Ozon от нового сбора

current-theme

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

current-theme

Россияне и спонтанные покупки: исследование AliExpress

Актуальное сейчас

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 году

По данным сервиса "Мое дело", к концу года количество продаж на маркетплейсах выросло более чем в 5 раз, в сравнении с первым кварталом 2023 года. Более того, наблюдался стабильный рост востребованности спе...

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

В борьбе за превосходство на рынке приложений маркетплейсов, где каждый участник стремится вырваться в лидеры, ключевую роль играет не только ассортимент, удобство и уровень сервиса, но и умение правильно вы...

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

С приходом весны россияне стали заметно чаще совершать покупки онлайн. По данным системы расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах JVO и службы внутригородской доставки "Даркст...

Ozon: больше половины селлеров запустили свой первый бизнес именно на маркетплейсах

Ozon провел опрос среди своих продавцов и узнал, почему маркетплейсы становятся первой площадкой для начала бизнеса, а также выяснил, как предприниматели оценивают свои первые результаты.  Согласно д...

WildBerries тестирует программу лояльности для селлеров?

В профильных ТГ-каналах появилась информация о новой программе лояльности, которую якобы тестирует WildBerries. Судя по надписи "beta" на распространяющемся по сети скриншоте, функция пока развёрнута лишь н...

Топ-менеджеры крупного российского ритейла обсудят стратегии роста на 2024 год — в прямом эфире

Представители OBI, "Рив Гош", "Магнит" и "Домовой" обсудят стратегии роста в своих индустриях. 2 апреля в 15:00 мск состоится CEO Summit 2024 - online-встреча топ-менеджеров крупных российских компаний (DYI...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.