ЦБ готовится приравнять BNPL к рассрочке

Игорь Бахарев

В России рассматривают возможность сближения в законодательстве потребительского кредитования и услуги рассрочки. Это делается для регулирования сервисов BNPL, говорят в Центробанке. 

BNPL-сервис (Bye Now, Pay Later) или "Купи сейчас, заплати потом" позволяет совершить покупку и сразу ей воспользоваться, но полностью заплатить за нее позже, обычно в несколько рассрочек. Формат популярен для покупок недорогих вещей в онлайне - например, одежды или обуви, а также товаров для детей, и рассчитан на тех, кто готов выплатить сумму покупки достаточно быстро, примерно за месяц. 

В России свои системы BNPL ввели почти все крупные маркетплейсы. Например, в июне прошлого года её внедрил Wildberries. 

Напомним, что в ЦБ ещё осенью пригрозили, что могут ограничить использование схемы "купи сейчас, плати потом". Регулятор отмечал, что риском приобретения товара по такой схеме является отсутствие договора потребительского кредита. Этот фактор лишает гражданина ряда прав и гарантий. ЦБ рекомендовал российским банкам и микрофинансовым организациям воздержаться от предоставления рассрочки покупателям в магазинах без заключения договоров потребительского кредитования. 

А в начале декабря глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что экосистемы, предоставляющие рассрочку на какие-либо товары, должны передавать информацию об этом в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По ее словам, это форма кредитования и отчитываться по ней надо, как по кредитам. 

Между тем, по всему миру этот финансовый сегмент постоянно растёт. По данным McKinsey&Company, BNPL занимает 2% рынка мирового потребительского кредитования. Аналитики Goldman Sachs считают, что BNPL - это быстрорастущий сектор, который будет и дальше развиваться, в том числе из-за снижения спроса на традиционные финансовые продукты.

Материал по теме

Карта "Мир" от ЮMoney, быстрые платежи во ВкусВилл, рассрочка от Holodilnik: новости финтеха

Материал по теме

ЦБ присматривается к сервисам рассрочки

Материал по теме

Классическая рассрочка или финтех-решения – что выбирают покупатели в eСommerce

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков о планах и прогнозах компании

Управляющий директор компании Ozon Сергей Беляков рассказал о прогнозах компании на ближайшие годы. Так, планируется, что оборот продаж товаров и услуг (GMV - валовая стоимость продукта) вырастит не менее 6...

Как писать push-уведомления, которые хотя бы не будут бесить. И почему это важно

Push-уведомления — это сообщения, которые получают пользователи приложений прямо на экраны своих смартфонов. Причем получают часто и неожиданно. И, как всё, что без спроса вторгается в личное пространство, м...

Новый голосовой ИИ поможет Wendy's с очередями

Сеть ресторанов Wendy's автоматизирует свою службу доставки и линию выдачи заказов с помощью чат-бота с искусственным интеллектом. Новый алгоритм разработан Google и работает на естественном языке, его обуч...

ЮMoney выпустили платёжный стикер для бесконтактной оплаты

Компания ЮMoney (входит в экосистему Сбера) начала выпускать платёжные стикеры для быстрой оплаты покупок. Платёжный стикер — альтернатива ушедшим "пеям": он позволяет платить телефоном в одно касание. ...

Ozon оказался в плюсе

Ozon объявил неаудированные финансовые и операционные результаты за первый квартал 2023 года. Важная новость: чистая прибыль за первый квартал 2023 года составила 10,7 млрд рублей по сравнению с убытком в 1...

Маркет будет выпускать фены и гантели

Яндекс Маркет расширяет число своих СТМ. Компания подала заявки на регистрацию товарных знаков Ellio и Bodycore. Как рассказал представитель маркетплейса, бренд Ellio будет использоваться для выпуска техн...