Технический директор "Здравсити" Андрей Пунин: Раз в месяц мы переживаем крупную хакерскую атаку

Игорь Бахарев

Период с момента введения санкций ИТ-индустрия прожила в напряжении - прошел год, а режим повышенной готовности к экстренным ситуациям все еще не снят. По мнению технического директора маркетплейса здоровья "Здравсити" Андрея Пунина, риски крупных хакерских атак и внезапных блокировок со стороны зарубежных компаний-производителей ПО еще остаются. Как в таких условиях развиваются российские интернет-сервисы, решен ли в ИТ вопрос импортозамещения и так ли на самом деле непросто с кадрами в стране? Андрей Пунин рассказал на примере работы "Здравсити".


- Насколько остро вопрос импортозамещения стоял перед командой "Здравсити"?

- Наверное, так же, как и перед всеми участниками российской ИТ-индустрии - было непросто. Некоторые наши процессы осуществлялись на зарубежных программных продуктах. Но с прекращением предоставления этих ресурсов и их поддержки наш маркетплейс продолжает успешно работать. По итогам 2022 г. мы даже нарастили выручку в 1,5 раза, обрабатываем до 900 тысяч заказов ежемесячно. Из критичных партнеров никого не потеряли.

Что касается ушедших с российского рынка производителей программного обеспечения, то промониторили рынок на предмет доступных решений, сравнили варианты и выбрали наиболее подходящие. Например, тестировщики "Здравсити" до недавнего времени пользовались системой управления (TMS) TestRail. Сейчас перешли на TestIT - по общей и необходимой функциональности она равнозначна TestRail, но тот факт, что она разработана в РФ, делает продукт гораздо надежнее в плане стабильности работы.

Впрочем, может быть, это не финальное решение. Закрыв острые потребности в ПО, мы предусмотрели резервные варианты, которые гарантированно будут работать в случае ухудшения ситуации.


- У вас пессимистичный прогноз…

- Отнюдь, но риски того, что кто-то из оставшихся иностранных сервисов нас может внезапно заблокировать, к сожалению, остаются. Не буду их здесь упоминать, чтобы не сглазить. Мы стараемся работать на опережение, чтобы быть готовыми к неожиданностям, и это как раз про поиск альтернатив.

Приметой непростого периода в ИТ стали также массированные хакерские атаки. Так, до 2022 г. DDoS-атаки на сервис "Здравсити" были эпизодическими и не доставляли нам особых неудобств. С весны прошлого года стабильно раз в месяц к нам "приходит" крупная атака, нацеленная критически нарушить работу сайта или приложения.

Доподлинно установить источник атаки затруднительно. Для нас важнее их отбивать, с чем пока успешно справляемся. Задолго до всех событий мы предусмотрели серьезную систему защиты. Еще чаще, примерно 2-3 раза в неделю, нас пытаются "обкачивать" некоторые личности, торгующие в интернете чужими данными.


- И все же в СМИ проходила история, что данные пользователей "Здравсити", якобы, утекли. Что произошло на самом деле?

- Взлома непосредственно информационных ресурсов "Здравсити" - баз данных, транспортных систем или других хранилищ - не было. Это подтвердило наше внутреннее расследование. Настораживает другое - впоследствии в СМИ проходила информация, что в даркнете от того же хакера на продажу были выставлены базы других крупных компаний из совершенно иных отраслей.

Предполагаем, что произошел несанкционированный доступ к данным другого оператора и на стороне третьих лиц, занимающихся реализацией маркетинговых программ. Анализ данных показал ничтожно малую долю пересечений (около 4%) с реальными пользователями "Здравсити.ру"

К сожалению, компании-владельцы (операторы) персональных данных сегодня находятся в уязвимом положении. С одной стороны, эффективность рекламы и продвижения во многом зависит от глубины таргетирования и качества работы с конечным пользователем. Привлечение к такой работе специализированных агентств с поручение обработки персональных данных неизбежно.

С другой стороны, даже при соблюдении всех норм законодательства по обеспечению защиты персональных данных ответственность за нарушения такова, что некоторые недобросовестные партнеры ей пренебрегают, или их системы безопасности не справляются с защитой. А все репутационные, и впоследствии - финансовые издержки и санкции со стороны контролирующих государственных органов ложатся только на владельца данных.

Вероятно, необходимо обратить внимание на требования закона к третьим лицам, которые обрабатывают персональные данные оператора. Мы же в меру своих возможностей ужесточаем политику информационной безопасности в отношении доступов к базам и очень внимательно относимся к защите информации о наших пользователях.


- По вашему мнению, в России наблюдается нехватка ИТ-специалистов?

- Могу судить на примере нашей компании. За 2022-2023 г. мы полностью закрыли вакансии на ключевые должности. В работе осталось некоторое количество позиций, по которым планомерно работаем и не видим необходимости сильно ускоряться. По нашим наблюдениям, в стране острой нехватки IT-специалистов нет, их качество в целом не претерпело особых изменений. Как и прежде, часть сотрудников "Здравсити" трудится удаленно. Так что кадровая работа идет в штатном режиме.


- На кого делает ставку "Здравсити": на молодых или опытных специалистов?

- Департамент ИТ "Здравсити" предъявляет повышенные требования к специалистам. Мы не можем позволить себе брать людей, закрывая глаза на какие-то пробелы в знаниях. Мы работаем в ИТ-компании, и это подразумевает определенную планку. Если, например, сравнивать с командами крупнейших ИТ-компаний России, то наши специалисты сопоставимы по уровню компетенций. Тем не менее в кадровой работе важно находиться в разумном балансе.

В "Здравсити" есть опытные лиды, которые ведут молодых ребят: разрабатывают индивидуальный план развития, дают возможность реализовывать собственные интересы, конечно, если они укладываются в бизнес-интересы компании. Все это подкрепляется грамотной системой мотивации. Стажировок у нас нет, т.к. на это нужны дополнительные ресурсы. Это было бы оправданно в условиях острого дефицита кадров. Но сейчас нам проще найти более-менее готового специалиста на рынке и адаптировать его под наши бизнес-процессы.


- Какие ключевые задачи удалось решить в "Здравсити" за последнее время?

- Одна из важнейших целей, которая стояла перед нами, вывести сервис на допустимый уровень SLA. Недопустимо, чтобы сайт и приложение падали и продолжительное время не работали. Сейчас мы выдерживаем уровень SLA 99,9% и приближаемся к 99,99%. Завершили "редизайн" - комплексную задачу, у которой было огромное количество зависимостей (смена стека технологий), разобрали "на молекулы" и решили. Тщательно поработали на информационной безопасностью в связи с, как уже говорил, участившимися атаками.


- Какие планы строит "Здравсити" на этот год в технологическом плане?

- Наша стратегическая задача 2023 года - смена основного стека. Мы отказываемся от legacy-решений и "переезжаем" на новую архитектуру. Если рассматривать "Здравсити" как ИТ-продукт, то можно заметить в нем много внешних зависимостей, взаимодействие с которыми лучше изолировать в отдельные сервисы для лучшей масштабируемости и отказоустойчивости. Например, регистрация пользователя и составление заказа должны находиться в разных системах, т.к. в процесс включаются различные логистические и ценовые связки, отличающиеся в зависимости от региона.

Подобная микросервисная архитектура поможет быстрее делать программные доработки и проводить эксперименты, увеличит скорость ответа пользователю и снизит стоимость обслуживания системы. Если выразиться проще, маркетплейс здоровья "Здравсити" должен стать быстрее, понятнее и современнее. В плане - перенести на микросервисные решения 80% функционала до конца года.

Материал по теме

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Материал по теме

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Материал по теме

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.