Как это устроено: cкладская логистика и ее нюансы на примере склада STS Logistics

Игорь Бахарев

STS Logistics – один из лидеров транспортно-логистического рынка России и стран СНГ. В управлении компании находятся 18 складов класса "А" и "В" на территории России.

Мы побывали на одном из них, расположенном в Домодедово на трассе М4 «Дон» в 11 км от МКАД. Общая площадь этого склада класса А – 19 200 кв. м.

STS_Logistics_2

 Экскурсию  провели директор складского комплекса Домодедово и начальник участка, на котором размещена продукция одного из поставщиков запчастей.

 

Первая зона

Здесь обрабатываются и хранятся запчасти.

Для наибольшей эффективности операций в зоне стеллажного хранения используется АВС-классификация, и товары располагают в зависимости от прогнозных продаж. В частности, более оборачиваемый товар располагается на нижних уровнях. Для хранения запчастей используются только деревянные емкости, так как металлические могут повредить товар.

В зоне работы начальника смены и технолога есть информационные доски. На них отмечают количество дней без происшествий, KPI по выходу и входу, есть и другая оперативная сводка.STS_Logistics_3_

STS_Logistics_4

  STS_Logistics_7  

В зоне сортировки и упаковки товара расположены мониторы, которые позволяют в онлайн-режиме контролировать статусы заказа. Информационное табло обновляется 1 раз в 5-10 секунд. На нем мы видим задание на сортировку: для собираемого в момент нашей экскурсии заказа нужно было отобрать 6 артикулов.

 STS_Logistics_12

STS_Logistics_11

В зонах подбора и сортировки ведется видеонаблюдение – это помогает выявить возможные ошибки персонала и работать над качеством складских операций.

Весь процесс упаковки происходит по разработанным вместе с клиентом правилам.

На складе организована специальная зона для досмотра товара: даже небольшая царапина на детали автомобиля не позволит в дальнейшем использовать ее для продажи. Все детали, включая стекла и фары, обязательно проходят тщательную проверку.

STS_Logistics_10_

 Отгрузку товаров со склада ведут с 7 утра и до 12 часов дня. И мы видим часть уже готовых к отправке маршрутов.

STS_Logistics_14

Специальная рама в зоне отгрузки обеспечивает дополнительный видеоконтроль. Две камеры фиксируют информацию об объемах отгрузок и способе их перемещения. И, в случае необходимости, заказчик всегда сможет увидеть количество и целостность упаковки коробов.

При отгрузке присутствуют кладовщик, представитель транспортной компании и специалист службы безопасности.  STS_Logistics_17

Сотрудник вводит имя пользователя и видит задание на отгрузку и маршрут: например, нужно отгрузить 22 короба. Сканером на цепочке можно воспользоваться только в зоне отгрузки, что исключает возможность ошибочного сканирования и минимизирует задвоение информации.STS_Logistics_16_1

После того, как в системе зафиксированы просканированные короба определенного маршрута, выписывается пакет документов.

Есть отдельное правило пломбирования сеток. Чтобы сетку нельзя было вскрыть в процессе транспортировки, она пломбируется в соответствующих местах. В отгрузочных документах указывается номер пломбы. Система их сканирует, и отчет о возможных повреждениях автоматически отправляется дилеру.

Таким образом, достигается четкость в разделении зон ответственности, включая ответственность за товар в пути. Подобная организация процесса с камерами, пломбами и отчетами всегда позволяет понять, на каком этапе произошла ошибка.

 STS_Logistics_22

Во избежание ситуаций, когда по тем или иным причинам принимающая товар сторона не получила документы, на складе ввели правило: документы – это отдельное вложение, которое в системе привязано к уникальному грузовому месту. 

 STS_Logistics_47

STS_Logistics_23

STS_Logistics_25

STS_Logistics_26

«Мы работаем над устранением причин, – рассказывает директор складского комплекса.  – Так первый тренинг с работниками склада провели по работе с опасными грузами. Речь шла об аккумуляторах, по которым поступали рекламации, связанные с повреждениям коробов. Мы проанализировали рекламации и разработали тренинг в виде небольших комиксов с акцентом на обязательные процедуры. Тренер показывает, как правильно упаковывать товар, а затем это делают сами сотрудники. В процессе обсуждения разбираем ошибки и вопросы. Вот после такого тренинга число рекламаций резко упало. И по аккумуляторам мы уже не получали претензий достаточно долго".

Перед нами приемка с очень ограниченными лимитами по времени – товар должны принять за 8 часов. У кладовщика есть критерии брака по приемке – он проверяет товар на штучность и качество. Если будут мятые или вскрытые коробки, их отложат в сторону для определения качества представителем поставщика.

STS_Logistics_28

Что было внедрено на складе на этапе приемки: после сканирования система подбирает ячейку, где уже есть подобный товар. В случае несоответствия габаритов, предлагается резервная или свободная ячейка. Таким образом, оптимизируют движение по складу – товар должен двигаться как можно меньше. Чем больше вы двигаете запчасти, тем больше шансов их повредить.

Мезонин

Для операций с различными мелкоштучными и дорогими товарами используют мезонин площадью 3000 кв. м, на котором расположено 8308 ячеек с 5-ю типоразмерами.

Здесь также применяется ABC-классификация – мы видим коды MZA, MZB, MZC. Настроена и система по подбору самого оптимального маршрута, чтобы сотрудник совершал как можно меньше действий при отборе товара. STS_Logistics_31

STS_Logistics_30

Наиболее оборачиваемый товар располагается на уровне вытянутой руки. STS_Logistics_32

 А вот для совсем мелкого товара ячейки разделили на 3 зоны. STS_Logistics_29

STS_Logistics_33

В нижней зоне склада мы видим, как проверяют мелкоштучный товар, хранящийся на мезонине. Кладовщики собирают заказ, товар спускают вниз, и специалист перепроверяет его и составляет отчет. Затем все заново упаковывают и пломбируют. Пломба имеет уникальный идентификатор, при снятии которого проявляется отметка «Вскрыто». STS_Logistics_19

STS_Logistics_27

 

Вторая зона склада

Здесь мы видим, как хранятся товары нескольких крупных клиентов STS Logistics.

Мы узнаем, что от одного из клиентов приходит разнородный товар в контейнерах: его разделяют, ставят стикеры и определяют место. «Сейчас мы ставим ценники на выходе, так как цены меняются быстро и в систему постоянно заливаются новые данные», – делятся с нами нюансами в ходе экскурсии.

STS_Logistics_34

STS_Logistics_35

И еще нюансы: если мебель, которую в числе прочего поставляет клиент, повреждена, то приезжает специальный мастер-краснодеревщик для оценки ущерба. Товар или отреставрируют и уценят, или признают браком. В последнем случае его помещают в специальный контейнер и далее утилизируют после того, как контейнер полностью заполнится.

Для хранения различных типов товаров профессионалы используют свои хитрости, которые облегчают работу. Мы видим, что ковры хранятся в трубах большого диаметра и, вследствие найденного решения, повреждаются намного реже, а отбирать их проще и быстрее. STS_Logistics_37

Разнородность товаров у клиента и отсутствие изначальной их типизации при поступлении в общих контейнерах потребовали от сотрудников склада четко разработать с нуля операции по всем стадиям: от получения до отгрузки.

Подобные контейнеры выгружают от 3-6 до 48 часов. Возьмем, например, стаканы из премиум-сегмента. При приемке вскрывается коробка, достается и проверяется каждый стакан, а после заново упаковывается.  

STS_Logistics_36Вдали видно, как происходит разгрузка товара

А вот и детское питание. Товар раскладывают по артикулам на паллеты, проверяют и заносят в систему даты годности и производства. В любой момент времени можно определить, где находится та или иная партия, каков у нее срок годности. STS_Logistics_41

STS_Logistics_39

За сеткой хранят сложные инженерные IT-решения одной из российских компаний: большие кондиционеры, серверные шкафы и серверы, стоимость которых доходит до 20-30 млн. Они находятся в выделенном помещении, доступ в которое сильно ограничен.

STS_Logistics_42

На столе во второй зоне мы видим распечатанные документы с атрибутами для IT-системы склада: номер заказа, компания, куда поедет товар, как и когда он будет грузиться, количество артикулов и коробов и др. Клиент может получить сведения, сколько машина стояла на складе. Есть и реестр, на основании которого на складе вычисляют KPI. Также в системе можно увидеть, какие артикулы и в каком коробе и ячейке хранятся. Отгрузка ведется по уникальным штрихкодам.

STS_Logistics_40 

Склад работает круглосуточно, однако у каждого клиента свой годовой график работы: ресурсы комплекса группируют, чтобы обеспечить потребности заказчиков.

Все операции на складе оптимизируют при поддержке IT-инфраструктуры: от складских процессов и безбумажного документооборота до стандартизации информационных потоков между собственными системами и ERP-системами клиента. Виртуализированная IT-инфраструктура размещена в распределенном центре обработки данных.

"Под каждого клиента пишем свой процесс. При переезде, заезде, запуске клиента на площадке присутствует IT-специалист, который будет сопровождать операции по данной компании. На 95% все сотрудники IT-отдела у нас прошли «через пол» и знают, что надо для кладовщика. Ведь сам кладовщик не всегда может объяснить, что ему надо, с чем сталкивается, где ему тяжело», рассказывает нам директор складского комплекса.

– Что является предметом вашей особой гордости?

Наверно, это созданный нами коллектив. Я пришел в компанию три года назад, и с этого момента коллектив поменялся где-то на 80%. Мы меняли контингент и особое внимание уделяли обучению людей своими силами. Работали над IT-сопровождением клиентов. Сотрудники склада сами создавали упаковку и дополнительное оборудование для нее: сами вставали на грабли, а впоследствии подстилали себе соломку.

STS_Logistics_43

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

"Самокат" запускает микромаркеты для офисов

"Самокат" активно развивает направление микромаркетов, ориентированных на корпоративных клиентов. Проект предусматривает установку компактных торговых точек в офисах с проходимостью от 100 человек, где сотр...

Лабубу пошла на убыль

Российский рынок игрушек Labubu демонстрирует резкие колебания, сообщают эксперты Чек Индекс. За первые 20 дней июня средний чек на плюшевые фигурки составил 1344 рубля — это в 4,9 раза ниже, чем в мае (657...

Яндекс Маркет представил новые инструменты для продавцов

На ежегодной конференции "E-Com Сфера" Яндекс Маркет анонсировал ключевые обновления для бизнеса, включая фиксацию тарифов и запуск AI-ассистента.  Генеральный директор Яндекс Маркета Роман Маресов з...

Самокат запустил шопинг-стрим в стиле парка аттракционов

Самокат провёл первый шопинг-стрим в Telegram, упаковав его в концепцию "Парк впечатлений". За семь минут зрителям показали десятки товаров — от косметики до электроники, сопроводив показ промокодом. Формат...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.