LOGO

Как это устроено: cкладская логистика и ее нюансы на примере склада STS Logistics

Игорь Бахарев
14 Октября 2015, в 14:06, в Операционка, в сюжете: STS Logistics, логистика, склад

STS Logistics – один из лидеров транспортно-логистического рынка России и стран СНГ. В управлении компании находятся 18 складов класса "А" и "В" на территории России.

Мы побывали на одном из них, расположенном в Домодедово на трассе М4 «Дон» в 11 км от МКАД. Общая площадь этого склада класса А – 19 200 кв. м.

STS_Logistics_2

 Экскурсию  провели директор складского комплекса Домодедово и начальник участка, на котором размещена продукция одного из поставщиков запчастей.

 

Первая зона

Здесь обрабатываются и хранятся запчасти.

Для наибольшей эффективности операций в зоне стеллажного хранения используется АВС-классификация, и товары располагают в зависимости от прогнозных продаж. В частности, более оборачиваемый товар располагается на нижних уровнях. Для хранения запчастей используются только деревянные емкости, так как металлические могут повредить товар.

В зоне работы начальника смены и технолога есть информационные доски. На них отмечают количество дней без происшествий, KPI по выходу и входу, есть и другая оперативная сводка.STS_Logistics_3_

STS_Logistics_4

  STS_Logistics_7  

В зоне сортировки и упаковки товара расположены мониторы, которые позволяют в онлайн-режиме контролировать статусы заказа. Информационное табло обновляется 1 раз в 5-10 секунд. На нем мы видим задание на сортировку: для собираемого в момент нашей экскурсии заказа нужно было отобрать 6 артикулов.

 STS_Logistics_12

STS_Logistics_11

В зонах подбора и сортировки ведется видеонаблюдение – это помогает выявить возможные ошибки персонала и работать над качеством складских операций.

Весь процесс упаковки происходит по разработанным вместе с клиентом правилам.

На складе организована специальная зона для досмотра товара: даже небольшая царапина на детали автомобиля не позволит в дальнейшем использовать ее для продажи. Все детали, включая стекла и фары, обязательно проходят тщательную проверку.

STS_Logistics_10_

 Отгрузку товаров со склада ведут с 7 утра и до 12 часов дня. И мы видим часть уже готовых к отправке маршрутов.

STS_Logistics_14

Специальная рама в зоне отгрузки обеспечивает дополнительный видеоконтроль. Две камеры фиксируют информацию об объемах отгрузок и способе их перемещения. И, в случае необходимости, заказчик всегда сможет увидеть количество и целостность упаковки коробов.

При отгрузке присутствуют кладовщик, представитель транспортной компании и специалист службы безопасности.  STS_Logistics_17

Сотрудник вводит имя пользователя и видит задание на отгрузку и маршрут: например, нужно отгрузить 22 короба. Сканером на цепочке можно воспользоваться только в зоне отгрузки, что исключает возможность ошибочного сканирования и минимизирует задвоение информации.STS_Logistics_16_1

После того, как в системе зафиксированы просканированные короба определенного маршрута, выписывается пакет документов.

Есть отдельное правило пломбирования сеток. Чтобы сетку нельзя было вскрыть в процессе транспортировки, она пломбируется в соответствующих местах. В отгрузочных документах указывается номер пломбы. Система их сканирует, и отчет о возможных повреждениях автоматически отправляется дилеру.

Таким образом, достигается четкость в разделении зон ответственности, включая ответственность за товар в пути. Подобная организация процесса с камерами, пломбами и отчетами всегда позволяет понять, на каком этапе произошла ошибка.

 STS_Logistics_22

Во избежание ситуаций, когда по тем или иным причинам принимающая товар сторона не получила документы, на складе ввели правило: документы – это отдельное вложение, которое в системе привязано к уникальному грузовому месту. 

 STS_Logistics_47

STS_Logistics_23

STS_Logistics_25

STS_Logistics_26

«Мы работаем над устранением причин, – рассказывает директор складского комплекса.  – Так первый тренинг с работниками склада провели по работе с опасными грузами. Речь шла об аккумуляторах, по которым поступали рекламации, связанные с повреждениям коробов. Мы проанализировали рекламации и разработали тренинг в виде небольших комиксов с акцентом на обязательные процедуры. Тренер показывает, как правильно упаковывать товар, а затем это делают сами сотрудники. В процессе обсуждения разбираем ошибки и вопросы. Вот после такого тренинга число рекламаций резко упало. И по аккумуляторам мы уже не получали претензий достаточно долго".

Перед нами приемка с очень ограниченными лимитами по времени – товар должны принять за 8 часов. У кладовщика есть критерии брака по приемке – он проверяет товар на штучность и качество. Если будут мятые или вскрытые коробки, их отложат в сторону для определения качества представителем поставщика.

STS_Logistics_28

Что было внедрено на складе на этапе приемки: после сканирования система подбирает ячейку, где уже есть подобный товар. В случае несоответствия габаритов, предлагается резервная или свободная ячейка. Таким образом, оптимизируют движение по складу – товар должен двигаться как можно меньше. Чем больше вы двигаете запчасти, тем больше шансов их повредить.

Мезонин

Для операций с различными мелкоштучными и дорогими товарами используют мезонин площадью 3000 кв. м, на котором расположено 8308 ячеек с 5-ю типоразмерами.

Здесь также применяется ABC-классификация – мы видим коды MZA, MZB, MZC. Настроена и система по подбору самого оптимального маршрута, чтобы сотрудник совершал как можно меньше действий при отборе товара. STS_Logistics_31

STS_Logistics_30

Наиболее оборачиваемый товар располагается на уровне вытянутой руки. STS_Logistics_32

 А вот для совсем мелкого товара ячейки разделили на 3 зоны. STS_Logistics_29

STS_Logistics_33

В нижней зоне склада мы видим, как проверяют мелкоштучный товар, хранящийся на мезонине. Кладовщики собирают заказ, товар спускают вниз, и специалист перепроверяет его и составляет отчет. Затем все заново упаковывают и пломбируют. Пломба имеет уникальный идентификатор, при снятии которого проявляется отметка «Вскрыто». STS_Logistics_19

STS_Logistics_27

 

Вторая зона склада

Здесь мы видим, как хранятся товары нескольких крупных клиентов STS Logistics.

Мы узнаем, что от одного из клиентов приходит разнородный товар в контейнерах: его разделяют, ставят стикеры и определяют место. «Сейчас мы ставим ценники на выходе, так как цены меняются быстро и в систему постоянно заливаются новые данные», – делятся с нами нюансами в ходе экскурсии.

STS_Logistics_34

STS_Logistics_35

И еще нюансы: если мебель, которую в числе прочего поставляет клиент, повреждена, то приезжает специальный мастер-краснодеревщик для оценки ущерба. Товар или отреставрируют и уценят, или признают браком. В последнем случае его помещают в специальный контейнер и далее утилизируют после того, как контейнер полностью заполнится.

Для хранения различных типов товаров профессионалы используют свои хитрости, которые облегчают работу. Мы видим, что ковры хранятся в трубах большого диаметра и, вследствие найденного решения, повреждаются намного реже, а отбирать их проще и быстрее. STS_Logistics_37

Разнородность товаров у клиента и отсутствие изначальной их типизации при поступлении в общих контейнерах потребовали от сотрудников склада четко разработать с нуля операции по всем стадиям: от получения до отгрузки.

Подобные контейнеры выгружают от 3-6 до 48 часов. Возьмем, например, стаканы из премиум-сегмента. При приемке вскрывается коробка, достается и проверяется каждый стакан, а после заново упаковывается.  

STS_Logistics_36Вдали видно, как происходит разгрузка товара

А вот и детское питание. Товар раскладывают по артикулам на паллеты, проверяют и заносят в систему даты годности и производства. В любой момент времени можно определить, где находится та или иная партия, каков у нее срок годности. STS_Logistics_41

STS_Logistics_39

За сеткой хранят сложные инженерные IT-решения одной из российских компаний: большие кондиционеры, серверные шкафы и серверы, стоимость которых доходит до 20-30 млн. Они находятся в выделенном помещении, доступ в которое сильно ограничен.

STS_Logistics_42

На столе во второй зоне мы видим распечатанные документы с атрибутами для IT-системы склада: номер заказа, компания, куда поедет товар, как и когда он будет грузиться, количество артикулов и коробов и др. Клиент может получить сведения, сколько машина стояла на складе. Есть и реестр, на основании которого на складе вычисляют KPI. Также в системе можно увидеть, какие артикулы и в каком коробе и ячейке хранятся. Отгрузка ведется по уникальным штрихкодам.

STS_Logistics_40 

Склад работает круглосуточно, однако у каждого клиента свой годовой график работы: ресурсы комплекса группируют, чтобы обеспечить потребности заказчиков.

Все операции на складе оптимизируют при поддержке IT-инфраструктуры: от складских процессов и безбумажного документооборота до стандартизации информационных потоков между собственными системами и ERP-системами клиента. Виртуализированная IT-инфраструктура размещена в распределенном центре обработки данных.

"Под каждого клиента пишем свой процесс. При переезде, заезде, запуске клиента на площадке присутствует IT-специалист, который будет сопровождать операции по данной компании. На 95% все сотрудники IT-отдела у нас прошли «через пол» и знают, что надо для кладовщика. Ведь сам кладовщик не всегда может объяснить, что ему надо, с чем сталкивается, где ему тяжело», рассказывает нам директор складского комплекса.

– Что является предметом вашей особой гордости?

Наверно, это созданный нами коллектив. Я пришел в компанию три года назад, и с этого момента коллектив поменялся где-то на 80%. Мы меняли контингент и особое внимание уделяли обучению людей своими силами. Работали над IT-сопровождением клиентов. Сотрудники склада сами создавали упаковку и дополнительное оборудование для нее: сами вставали на грабли, а впоследствии подстилали себе соломку.

STS_Logistics_43

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru