Меню

Российский fashion идёт на убыль?

Игорь Бахарев

Российские fashion-ритейлеры сокращают розничные сети. Как сообщает "Деловой Петербург" со ссылкой на исследование Fashion Consulting Group, за последние два года количество магазинов международных сетей одежды выросло, а российских — сократилось. 

По данным аналитиков, число магазинов Ostin в России снизилось в 2016 году по сравнению с 2014 годом с 648 до 632, "Спортмастер" — с 410 до 404 точек, Zarina — с 217 до 179, Oodji — с 260 до 236, Gloria Jeans — c 570 до 511 магазинов и т.д. Значительно сократили свои сети Vis-a-vis — со 150 до 46 магазинов и InCity — с 383 до 275 точек в России.  

Большинство зарубежных ритейлеров, напротив, продолжают экспансию. Количество торговых точек H&M выросло с 71 до 103, Massimo Dutti — с 39 до 51, Stradivarius — с 75 до 86, Oysho — с 58 до 67, Mango в 2015 году закрыла девять объектов, но в 2016 году открыла два новых. Сеть Motivi сократилась c 67 до 40 точек, а Marks&Spencer закрыл один магазин. 

В Fashion Consulting Group отмечают, что в 2016 году объем рынка одежды вырос всего на 1% в рублях и составил 2,3 трлн рублей, а в долларах – на 10,2%, до $34,3 млрд. Согласно прогнозам специалистов, в 2017 году сегмент увеличится на 9% в рублях и 11,5% в долларах.

При этом около 40% россиян стараются тратить на одежду меньше: покупатели начали следить за акциями и распродажами и стараются узнавать о них заранее. В прошлом году доля выручки торговых сетей от промоакций выросла с 30 до 35%, а в гипермаркетах — до 45%.

Андрей Осокин (QUELLE) считает, что в сегменте, как и во всей современной торговле, наметился тренд на омниканальность. В офлайне российские ритейлеры действительно сокращают издержки, закрывая низкорентабельные, а зачастую вовсе убыточные магазины, которые ранее открывались в условиях дефицита площадей и на сильно растущем рынке. Однако заметно, что постепенно происходит "склеивание" онлайна и офлайна. "Будем реалистами, аудитория рунета, особенно платежеспособная, больше экспаненциально расти не будет. А для роста нужна аудитория, покупатели. Отток покупателей из офлайна станет одной из точек роста", - говорит эксперт. 

Пока российский eCommerce, при всех его достижениях,  еще невероятно мал, чтобы угрожать офлайну в ближайшей перспективе, добавляет Осокин. Однако все решится в ближайшие годы, ведь стратегически перспективы у онлайн-торговли большие.

Первый шок кризиса уже прошёл, считает коммерческий директор BAON Анна Сироткина. "Вспомним скольких западных брендов мы лишились на российском рынке, несколько крупных российских компаний подали на банкротство. Темпы развития были сокращены в первый год практически у всех, сейчас идёт некоторое восстановление. Однако уже понятно, что возврата к докризисному периоду не будет не по уровню потребления, ни по его характеристикам, ни по темпам открытия новых магазинов", - говорит она.

Сейчас основная задача ритейлеров - перестроиться, приспособиться к новой модели потребления. Именно поэтому направление развития омниканальности сейчас стоит в перечне основных задач ритейлеров. "В традиционной рознице роста практически нет, в интернет-продажах он уже не тот, что ранее. Доля онлайн растёт с каждым годом, но пока слишком рано говорить о ее доминировании. Омниканальность и развитие CRM-систем в комплексе позволит повысить лояльность клиентов, привлечь новых и использовать оба канала продаж с максимальной эффективностью", - добавляет Сироткина.

По данным Бюро переписи населения США, с 2001 года выручка крупных торговых центров упала на 36%. В исследовании A.T. Kearney отмечается, что виной тому, в том числе, молодёжная аудитория (миллениалы), которая реже других возрастных групп посещает торговые центры. Аналитики отмечают, что ритейлерам и брендам следует привлекать как можно более молодых покупателей, чтобы выстроить с ними долгие и прочные взаимоотношения. Осокин полагает, что в России молодежная аудитория как раз будет задавать тренд на рынке. 

Многие покупатели, пытаясь сэкономить, заказывают одежду на китайский онлайн-площадках, при этом россияне из небольших городов чаще покупают одежду и обувь на онлайн-площадке AliExpress, чем жители столицы. По данным агентства РБК Исследования рынков, в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек около 70% опрошенных пополняют гардероб на китайском маркетплейсе. 

Материал по теме

Infoline: продажи одежды на российском рынке могут сократиться на 30%

Материал по теме

Как покупают люди поколения Z: аналитика "Яндекс" и Aquarelle Research

Материал по теме

Бренд Cos откроет интернет-магазин в России

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Директор "Яндекс.Маркет" Татьяна Умряева о том, как будет происходить трансформация компании

Уже 1 октября бренд "Беру" перестанет существовать. Основные функции маркетплейса возьмёт на себя площадка "Яндекс.Маркет". Директор сервиса Татьяна Умряева рассказала о том, как будет происходить трансформа...

"Магнит" начал онлайн-продажу лекарств

"Магнит" в тестовом режиме запустил интернет-ресурс "Магнит Аптека", который позволяет заказывать товары более чем из 100 аптек Москвы и Московской области. Пользователям доступны два вида сервиса: 1. Они ...

Почему пандемия для дистрибьюторов в eCommerce — не проблема, а возможности

Пандемия дала новый импульс не только розничной онлайн-торговле, но и b2b eСommerce. Из-за карантина привычная схема продаж через торговых представителей дала сбой: бизнес многих оптовых покупателей приостан...

Bonprix предложил клиентам доставку с примеркой

Бренд bonprix, ключевой проект Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, открыл для клиентов сервис примерки. Важная особенность сервиса: получая вещи клиенты bonprix смогут возвращать неподошедшие вещи обра...

Победившие и проигравшие в пандемию: аналитика "Эвотор" и ЮKassa

По данным "Эвотор" и платежного сервиса ЮKassa (прежнее название - Яндекс.Касса), оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает ...

eBay запускает кешбэк-сервис в России

eBay запускает в рабочем режиме кешбэк-сервис eBay Bonus для пользователей из России. Он позволяет покупателям копить средства до 50% при приобретении товаров на eBay.com и в более чем 600 популярных магазин...