Реалии региональной доставки: как выживают курьерки и их партнёры
Игорь Бахарев
За минувший год в среднем по России спрос на курьеров вырос в восемь раз. В 2020 году в стране стало на 8% больше курьерских компаний, причем в отдельных регионах, например, Краснодарском крае, их количество и вовсе увеличилось на 54,9%, а в Свердловской области – на 17,8%. Об этом говорят аналитики СКБ "Контур".
Да, локальных курьерских служб становится больше, но всем ли им удается справиться с демпингов крупных игроков, нехваткой кадров, неготовностью населения к переменам и отсутствием эффективной поддержки со стороны местных властей? О реалиях и проблемах региональных курьерских служб рассказали координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб МАКС Александр Митюков, гендиректор "МОБИ-ЭЛ" (г. Йошкар-Ола) Владислав Каюмов, руководитель FOX in BOX (г. Киров) Андрей Лобастов и коммерческий директор Nord Express (г. Нижний Новгород) Игорь Червяков.
Пандемия, без сомнения, дала мощный толчок к развитию курьерских компаний в 2020 году: россияне стали чаще заказывать товары в интернет-магазинах, причем, по данным Admitad, больше всего это отразилось на потребителях в регионах. Так, например, сумма их онлайн-покупок с зимы (до пандемии) по осень увеличилась в три раза. Недостатка в курьерах в 2020 году тоже не было – новую для себя профессию осваивали те, кто потерял работу.
Кажущаяся идеальность ситуации при детальном рассмотрении сменяется чередой проблем, из-за которых региональным курьерским компаниям порой приходится в буквальном смысле выживать.
"Курьерские службы в регионах сталкиваются со многими проблемами: это и результаты экспансии крупных игроков на локальных рынках, и нехватка кадров, и вопросы цифровизации, доступ к заказам крупных игроков и отсутствие эффективных мер поддержки малого и среднего бизнеса со стороны местных властей", – рассказал Александр Митюков, координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб МАКС.
Считается, что Москва, Санкт-Петербург и другие города-миллионники всегда были максимально приближены к покупателям из-за высокой платежеспособности населения, постоянно растущего спроса на доставку и большой конкуренции между компаниями. В регионах же, по словам гендиректора "МОБИ-ЭЛ" Владислава Каюмова, все эти факторы резко снижаются.
"Крупные игроки стараются открывать хабы и распределительные центры в первую очередь в богатых регионах-миллионниках. Но чем дальше вглубь страны они идут, тем острее встает вопрос с рентабельностью распредцентров, – считает Владислав Каюмов, гендиректор "МОБИ-ЭЛ".
По его словам, в Москве доставка за два часа уже реальность и спрос на эту услугу очень высок. В небольшом областном центре действительность – это доставка от 2 до 7 дней у крупных маркетплейсов и от 3 до 10 дней у других ИМ. Чем дальше от областного центра населенный пункт, тем больше увеличиваются эти сроки.
"В Среднем Поволжье есть феномен "КАЗАНЬ-экспресс" (а-ля AliExpress), основной рекламируемый конек которого – доставка "на следующий день" (около 80% реализуется через ПВЗ, остальное – курьерами). Спрос большой, учитывая, что основная масса товаров –бюджетный сегмент. Вот это на сегодняшний день востребованная реальность", - добавляет Каюмов.
Слова логиста подтверждают, например, данные Data Insight о развитости инфраструктуры ПВЗ в России: 38% всех пунктов выдачи приходится на Центральный федеральный округ. Далее следуют Приволжский (18%), Южный и Северо-Западный (по 11%) и Уральский (10%) федеральные округа. Меньше всего – по 2% – на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.
Порядка 36% всех пунктов выдачи заказов и постаматов расположены в 15 городах-миллионниках. В лидерах, конечно, Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, но в топ-20 городов с наибольшим количеством точек входят также Краснодар, Тюмень, Ярославль, Липецк и Саратов. Больше всего ПВЗ на 10 тысяч человек – в подмосковных городах со сравнительно небольшим (до 200 000 человек) населением, например, Солнечногорске, Троицке и Одинцово.
Каким бы по численности ни было население региональных городов, нехватка кадров в курьерских службах, как это ни странно, является самой острой проблемой. Сервис SuperJob выяснил, например, что в Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске курьеров сейчас нужно в три раза больше, чем год назад, в Красноярске и Ростове-на-Дону – в 3,5 раза, а в Челябинске – в 4,3 раза. Курьеров не хватает не только потому, что ресурс почти исчерпан, но и из-за жесткой конкуренции.
"При равных условиях труда крупные игроки предлагают высокие зарплаты, и персонал уходит к ним. Хотя позже коллеги жалуются, что их ожидания не оправдались, людей заставляют оформлять статус ИП или самозанятого, происходит нарушение условий труда по времени и функционалу", – говорит Андрей Лобастов, руководитель FOX in BOX.
Как отметил коммерческий директор Nord Express Игорь Червяков, пандемия и резкий всплеск электронной коммерции в 2020 году привели на рынок (в основном в бизнес ПВЗ) много новичков. В регионах стало появляться все больше филиалов и представительств, что также осложнило жизнь локальным игрокам. Жесткая конкуренция не позволяет им даже подумать о повышении цен – тарифы на "последнюю милю" у многих региональных компаний остались практически такими же, какими были в 2009 году. И это при значительном росте цен на товары и услуги за последние 12 лет.
"Крупные компании активно и даже агрессивно расширяют свои сети в регионах, переманивая кадры у местных курьерских компаний, – рассказал Игорь Червяков. – Мы вынуждены работать с наименьшей прибылью. Вероятность нашего участия в крупных тендерах минимальная, так как мы не можем предложить заказчику тарифы ниже рыночных".
Порой можно наблюдать парадоксальную ситуацию: крупный игрок завален объемами, которые он физически не в состоянии осилить, а в это время локальные курьерские службы изнывают от безделья из-за отсутствия объемов на доставку.
Отставание в автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, как считает Андрей Лобастов, является еще одной проблемой региональных компаний.
"У местных служб есть трудности также с подбором универсальных мультипользовательских программных продуктов, информационно-операционной интеграции между партнерами и заказчиками (местными и региональными)", – отметил Лобастов.
Чего хочет каждая компания? Конечно, получать прибыль, а не терять деньги. Только вот затраты на собственную региональную сеть доставки чаще всего оказываются выше доходов.
"Открытие собственного представительства крупной компании потребует серьезных вложений в машины, оборудование, найм сотрудников (по Кирову необходимо примерно 20 человек и 10 авто) – затраты без лизинга составляют около 2 млн рублей в месяц. Затраты при агентской модели сотрудничества – в 4-5 раз меньше", – подсчитал Лобастов.
О сложностях, с которыми приходится сталкиваться крупным игрокам в регионах, говорит и коммерческий директор Nord Express.
"Филиалы крупных компаний после открытия, как правило, длительное время являются нерентабельными и вынуждены существовать за счет дотаций со стороны головного офиса, – сообщил Игорь Червяков. – Остаться на плаву получается не у всех. Но в случае неудачи у компании всегда есть "запасной аэродром" – вернуться к работе с локальной курьерской службой. Небольшие игроки в таком случае могут попасть в зависимость от большого партнера. И при разрыве отношений с ним будут вынуждены либо уйти с рынка, либо заново искать новых партнеров".
По мнению Червякова, у локальных курьерских служб есть свои преимущества, например, они лучше знают специфику региона, готовы брать клиентов с небольшими объемами доставки. А еще качество услуг у компаний в регионах порой бывает даже выше, чем у их крупных и богатых конкурентов.
"Подтверждением служит тот факт, что наша компания занимается экспресс-доставкой на протяжении 12 лет. О качестве наших услуг могут рассказать наши клиенты и партнеры, которые доверяют нам свои грузы, посылки и экспресс-почту, – отметил эксперт. – Для того, чтобы оставаться на плаву, нужно иметь "подушку безопасности" в виде собственной базы клиентов. Она обеспечит необходимый для поддержания работоспособности курьерской службы объем заказов. Поэтому мы с самого начала активно занимались продажей своих услуг".
Региональные компании умеют и могут работать не менее оперативно, чем их крупные конкуренты. Подтвердили это и в компании FOX in BOX.
"На данный момент порядка 80% доставок по городу мы осуществляем в день прибытия груза с утра и 100% внесение данных в систему партнеров – в день выполнения работ", – рассказал Андрей Лобастов.
Согласен с ним и Игорь Червяков: "Для нас доставка за два часа не является проблемой. Самое главное – это вопрос цены. Если заказчик хочет качественный сервис, который соответствует заданным критериям, то он должен понимать – за это придется платить".
Гендиректор "МОБИ-ЭЛ" Владислав Каюмов считает, что спрос на доставку за два часа дойдет до "бедных" регионов России не скоро – это вопрос перспективы скорее дальней, чем ближней.
Координатор Ассоциации Александр Митюков подчеркивает важность вынесения всех обозначенных локальных проблем на обсуждение отрасли, бизнес-сообществ, представителей органов госвласти.
"В изменении ситуации заинтересованы и заказчики услуг доставки, которым необходимы надежные региональные компании с выгодной ценой доставки, и крупные игроки, отдающие часть доставки на локальных рынках на аутсорс, и местные власти, для которых поддержка МСП – это то, за что нужно отчитываться, – рассказал он. – Одной из наших задач, как Ассоциации, является представление для бизнес-сообщества мнений различных игроков отрасли. Мы считаем, что нужно наладить конструктивный диалог между представителями крупного бизнеса, оказывающими услуги доставки на федеральном уровне, и региональными игроками".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте