Реалии региональной доставки: как выживают курьерки и их партнёры

Игорь Бахарев

За минувший год в среднем по России спрос на курьеров вырос в восемь раз. В 2020 году в стране стало на 8% больше курьерских компаний, причем в отдельных регионах, например, Краснодарском крае, их количество и вовсе увеличилось на 54,9%, а в Свердловской области – на 17,8%. Об этом говорят аналитики СКБ "Контур".

Да, локальных курьерских служб становится больше, но всем ли им удается справиться с демпингов крупных игроков, нехваткой кадров, неготовностью населения к переменам и отсутствием эффективной поддержки со стороны местных властей? О реалиях и проблемах региональных курьерских служб рассказали координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб МАКС Александр Митюков, гендиректор "МОБИ-ЭЛ" (г. Йошкар-Ола) Владислав Каюмов, руководитель FOX in BOX (г. Киров) Андрей Лобастов и коммерческий директор Nord Express (г. Нижний Новгород) Игорь Червяков.

Пандемия, без сомнения, дала мощный толчок к развитию курьерских компаний в 2020 году: россияне стали чаще заказывать товары в интернет-магазинах, причем, по данным Admitad, больше всего это отразилось на потребителях в регионах. Так, например, сумма их онлайн-покупок с зимы (до пандемии) по осень увеличилась в три раза. Недостатка в курьерах в 2020 году тоже не было – новую для себя профессию осваивали те, кто потерял работу.

Кажущаяся идеальность ситуации при детальном рассмотрении сменяется чередой проблем, из-за которых региональным курьерским компаниям порой приходится в буквальном смысле выживать.

"Курьерские службы в регионах сталкиваются со многими проблемами: это и результаты экспансии крупных игроков на локальных рынках, и нехватка кадров, и вопросы цифровизации, доступ к заказам крупных игроков и отсутствие эффективных мер поддержки малого и среднего бизнеса со стороны местных властей", – рассказал Александр Митюков, координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб МАКС.

Считается, что Москва, Санкт-Петербург и другие города-миллионники всегда были максимально приближены к покупателям из-за высокой платежеспособности населения, постоянно растущего спроса на доставку и большой конкуренции между компаниями. В регионах же, по словам гендиректора "МОБИ-ЭЛ" Владислава Каюмова, все эти факторы резко снижаются.

"Крупные игроки стараются открывать хабы и распределительные центры в первую очередь в богатых регионах-миллионниках. Но чем дальше вглубь страны они идут, тем острее встает вопрос с рентабельностью распредцентров, – считает Владислав Каюмов, гендиректор "МОБИ-ЭЛ".

По его словам, в Москве доставка за два часа уже реальность и спрос на эту услугу очень высок. В небольшом областном центре действительность – это доставка от 2 до 7 дней у крупных маркетплейсов и от 3 до 10 дней у других ИМ. Чем дальше от областного центра населенный пункт, тем больше увеличиваются эти сроки. 

"В Среднем Поволжье есть феномен "КАЗАНЬ-экспресс" (а-ля AliExpress), основной рекламируемый конек которого – доставка "на следующий день" (около 80% реализуется через ПВЗ, остальное – курьерами). Спрос большой, учитывая, что основная масса товаров –бюджетный сегмент. Вот это на сегодняшний день востребованная реальность", - добавляет Каюмов.

Слова логиста подтверждают, например, данные Data Insight о развитости инфраструктуры ПВЗ в России: 38% всех пунктов выдачи приходится на Центральный федеральный округ. Далее следуют Приволжский (18%), Южный и Северо-Западный (по 11%) и Уральский (10%) федеральные округа. Меньше всего – по 2% – на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Порядка 36% всех пунктов выдачи заказов и постаматов расположены в 15 городах-миллионниках. В лидерах, конечно, Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, но в топ-20 городов с наибольшим количеством точек входят также Краснодар, Тюмень, Ярославль, Липецк и Саратов. Больше всего ПВЗ на 10 тысяч человек – в подмосковных городах со сравнительно небольшим (до 200 000 человек) населением, например, Солнечногорске, Троицке и Одинцово.

Каким бы по численности ни было население региональных городов, нехватка кадров в курьерских службах, как это ни странно, является самой острой проблемой. Сервис SuperJob выяснил, например, что в Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске курьеров сейчас нужно в три раза больше, чем год назад, в Красноярске и Ростове-на-Дону – в 3,5 раза, а в Челябинске – в 4,3 раза. Курьеров не хватает не только потому, что ресурс почти исчерпан, но и из-за жесткой конкуренции.

"При равных условиях труда крупные игроки предлагают высокие зарплаты, и персонал уходит к ним. Хотя позже коллеги жалуются, что их ожидания не оправдались, людей заставляют оформлять статус ИП или самозанятого, происходит нарушение условий труда по времени и функционалу", – говорит Андрей Лобастов, руководитель FOX in BOX.

Как отметил коммерческий директор Nord Express Игорь Червяков, пандемия и резкий всплеск электронной коммерции в 2020 году привели на рынок (в основном в бизнес ПВЗ) много новичков. В регионах стало появляться все больше филиалов и представительств, что также осложнило жизнь локальным игрокам. Жесткая конкуренция не позволяет им даже подумать о повышении цен – тарифы на "последнюю милю" у многих региональных компаний остались практически такими же, какими были в 2009 году. И это при значительном росте цен на товары и услуги за последние 12 лет.

"Крупные компании активно и даже агрессивно расширяют свои сети в регионах, переманивая кадры у местных курьерских компаний, – рассказал Игорь Червяков. –   Мы вынуждены работать с наименьшей прибылью. Вероятность нашего участия в крупных тендерах минимальная, так как мы не можем предложить заказчику тарифы ниже рыночных". 

Порой можно наблюдать парадоксальную ситуацию: крупный игрок завален объемами, которые он физически не в состоянии осилить, а в это время локальные курьерские службы изнывают от безделья из-за отсутствия объемов на доставку.

Отставание в автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, как считает Андрей Лобастов, является еще одной проблемой региональных компаний.

"У местных служб есть трудности также с подбором универсальных мультипользовательских программных продуктов, информационно-операционной интеграции между партнерами и заказчиками (местными и региональными)", – отметил Лобастов.

Чего хочет каждая компания? Конечно, получать прибыль, а не терять деньги. Только вот затраты на собственную региональную сеть доставки чаще всего оказываются выше доходов.

"Открытие собственного представительства крупной компании потребует серьезных вложений в машины, оборудование, найм сотрудников (по Кирову необходимо примерно 20 человек и 10 авто) – затраты без лизинга составляют около 2 млн рублей в месяц. Затраты при агентской модели сотрудничества – в 4-5 раз меньше", – подсчитал Лобастов.

О сложностях, с которыми приходится сталкиваться крупным игрокам в регионах, говорит и коммерческий директор Nord Express.

"Филиалы крупных компаний после открытия, как правило, длительное время являются нерентабельными и вынуждены существовать за счет дотаций со стороны головного офиса, – сообщил Игорь Червяков. – Остаться на плаву получается не у всех. Но в случае неудачи у компании всегда есть "запасной аэродром" – вернуться к работе с локальной курьерской службой. Небольшие игроки в таком случае могут попасть в зависимость от большого партнера. И при разрыве отношений с ним будут вынуждены либо уйти с рынка, либо заново искать новых партнеров".

По мнению Червякова, у локальных курьерских служб есть свои преимущества, например, они лучше знают специфику региона, готовы брать клиентов с небольшими объемами доставки. А еще качество услуг у компаний в регионах порой бывает даже выше, чем у их крупных и богатых конкурентов.

"Подтверждением служит тот факт, что наша компания занимается экспресс-доставкой на протяжении 12 лет. О качестве наших услуг могут рассказать наши клиенты и партнеры, которые доверяют нам свои грузы, посылки и экспресс-почту, – отметил эксперт. – Для того, чтобы оставаться на плаву, нужно иметь "подушку безопасности" в виде собственной базы клиентов. Она обеспечит необходимый для поддержания работоспособности курьерской службы объем заказов. Поэтому мы с самого начала активно занимались продажей своих услуг".

Региональные компании умеют и могут работать не менее оперативно, чем их крупные конкуренты. Подтвердили это и в компании FOX in BOX.

"На данный момент порядка 80% доставок по городу мы осуществляем в день прибытия груза с утра и 100% внесение данных в систему партнеров – в день выполнения работ", – рассказал Андрей Лобастов.

Согласен с ним и Игорь Червяков: "Для нас доставка за два часа не является проблемой. Самое главное – это вопрос цены. Если заказчик хочет качественный сервис, который соответствует заданным критериям, то он должен понимать – за это придется платить".

Гендиректор "МОБИ-ЭЛ" Владислав Каюмов считает, что спрос на доставку за два часа дойдет до "бедных" регионов России не скоро – это вопрос перспективы скорее дальней, чем ближней.

Координатор Ассоциации Александр Митюков подчеркивает важность вынесения всех обозначенных локальных проблем на обсуждение отрасли, бизнес-сообществ, представителей органов госвласти.

"В изменении ситуации заинтересованы и заказчики услуг доставки, которым необходимы надежные региональные компании с выгодной ценой доставки, и крупные игроки, отдающие часть доставки на локальных рынках на аутсорс, и местные власти, для которых поддержка МСП – это то, за что нужно отчитываться, – рассказал он. – Одной из наших задач, как Ассоциации, является представление для бизнес-сообщества мнений различных игроков отрасли. Мы считаем, что нужно наладить конструктивный диалог между представителями крупного бизнеса, оказывающими услуги доставки на федеральном уровне, и региональными игроками".


Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Росаккредитация проверила более 21 млн карточек на маркетплейсах

Росаккредитация на сегодняшний день проверила уже более 21 млн товаров на маркетплейсах. Проверка велась более чем на 20 крупнейших российских онлайн-площадках, включая Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет и Ме...

Мэрия Москвы ужесточает контроль над курьерами

Московские власти вводят ряд мер, направленных на ужесточение контроля за деятельностью курьеров. Уже с 15 мая в столице заработает новая система контроля за курьерами. Для них вводится строгий дресс-код: закры...

СберМаркет и METRO запустили новый способ оплаты покупок

Онлайн-сервис доставки из магазинов и ресторанов СберМаркет представил способ покупок в офлайн-магазинах - ScanPay. По утверждению разработчиков, на российском рынке этот проект не имеет аналогов. Пилот был зап...

"Магнит" рассказала о ребрендинге "Магнит Маркет"

Сеть "Магнит" представила новую концепцию и визуальное оформление бренда "Магнит Маркет" - маркетплейса, который компания развивает на базе приобретенной онлайн-площадки KazanExpress. Также ритейлер приступает ...

Роспотребнадзор добился запрета "Леруа Мерлен" отменять интернет-заказы

Суд поддержал требования Роспотребнадзора по Красноярскому краю и обязал ООО "Леруа Мерлен Восток" прекратить отменять интернет-заказы покупателей в одностороннем порядке. Ранее в ведомство поступило...

Аналитики Авито Премиум: каждый третий россиянин мечтает о Gucci и Dior

Одежда и обувь премиум-сегмента становятся все более желнными среди россиян. К такому выводу пришли аналитики Авито Премиум, опросив 10 000 человек. Среди вещей сегмента "премиум" большинство россиян хотели бы ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.