Radius Group: eCommerce будет расти до 2025 года и наращивать складскую инфраструктуру

Игорь Бахарев

Почему покупатели все чаще выбирают онлайн? За счет чего eСommerce продолжит расти внушительными темпами? Какое влияние оказывают главные игроки интернет-торговли на смежные отрасли и зачем развивать BTS в складах рассказывает исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.

Модели покупательского поведения продолжают меняться. Потребность в гипермаркетах, которые были очень популярны 5 лет назад, падает, в 2020 году по данным исследовательского центра "Делойт" доля россиян, предпочитающих совершать покупки в минимаркетах выросла до 46%, а на долю гипермаркетов приходится только 23% и по итогам текущего года цифра будет еще меньше. Неуклонно растет популярность маркетплейсов, 45% планируют совершать больше покупок в онлайне и это - не краткосрочный тренд, вызванный влиянием пандемии, e-commerce с нами всерьез и надолго.

Трафик и прибыль в гипермаркетах снижаются год к году потому как ценность времени возросла, люди не хотят тратить его на поездку за покупками в выходной день всей семьей, это перестало быть развлечением. Однако у покупателей сохранилась потребность приобретать много разных товаров в одном месте, то есть все еще есть запрос на широкий ассортимент (как в гипермаркетах). К этому добавилась необходимость закрывать ассортимент быстрой доставкой или шаговой доступностью, т.е. это либо покупки в маркетплейсах, либо - магазины у дома, популярность которых, кстати, тоже растет.

Однако, главное действие происходит на маркетплейсах, именно они обеспечивают основной рост сегменту eСommerce, драйвят его. По разным данным в 2020 году рынок онлайн-торговли в России вырос на 55-57%, примерно на 50% он станет больше в 2021. Более того, несмотря на скептические прогнозы ряда экспертов, до 2025 года рынок e-commerce в России будет продолжать расти, правда немного изменив темпы (по данным Data Insight в 2022 году рост составит порядка 38%, в 2023- 30%, в 2025 - 25%). Это очень хороший темп, он позволит к 2025 году стать больше в 4 раза и рынок e-commerce достигнет 11,1 трлн руб (сейчас он на уровне 3,9 трлн руб). Важно еще раз подчеркнуть, что именно маркетплейсы являются основой роста для рынка e-com, на крупнейших игроков (таких как Wildberries, Ozon, Яндекс, Aliexpress/Tmall, Goods) и egrocery приходится порядка 72% всех заказов в 1 полугодии 2021 года.

Активное развитие eСommerce продолжит влиять на смежные рынки, меняя их. Прежде всего речь идет о логистике и складах, которые являются инфраструктурной основой, обеспечивающей этот рост.

Ритейл, логистика и склады - это очень зависимые друг от друга сегменты, тесно связанные и взаимно влияющие на развитие. Последние 15 лет, за время развития цивилизованного рынка складов в России, мы видели, что трансформация складской недвижимости всегда следовала за изменением потребностей ритейлеров. В начале 2000-х годов современные форматы складов начали развиваться как альтернатива и замещение старой инфраструктуры еще советского периода, чтобы поддержать готовые или формирующиеся на тот момент индустрии ритейла. Вторая эволюционная волна пришлась на 2013 год, она расширила потребности рынка. Здесь основными клиентами выступали крупные федеральные торговые сети, которым для обеспечения амбициозных темпов роста потребовались более современные распределительные и мультитемпературные склады под широкий ассортимент продукции.

Третью волну условно можно отнести к 2016 году, здесь главным заказчиком стали онлайн-ритейлеры, а основной продукт, который востребован таким клиентом - фулфилменты. Вообще, склады стали активно дифференцироваться. Компании начали оснащать объекты более технологичным оборудованием, что предусматривало определенную степень автоматизации, и в свою очередь повлияло на энерговооруженность.

Сейчас процесс продолжается, мы видим более кастомизированный спрос, ритейлеры все чаще стали строить здания под себя по схеме build-to-suit, предъявляя к зданиям не только технические, но и экологические требования. В ряде случаев девелоперы вынуждены уходить от традиционных big box-ов с точки зрения нагрузок и высотности, и оснащать их такими вещами, как температурный контроль, различные температурные режимы, а также внедрять сложные инструменты автоматизации. При этом не обязательно объекты должны быть крупными, увеличится спрос на покупку и аренду относительно небольших блоков - от 10 до 15 тыс. кв. м, так называемые смарт-склады, "зеленые" блоки с внедренной автоматизацией, по расположению - вблизи транспортных развязок и идеально вписывающиеся в концепцию эластичной логистики. 
Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.