Путин подписал закон об интернет-агрегаторах

Игорь Бахарев
Президент России Владимир Путин подписал нашумевший закон, согласно которому владельцев интернет-агрегаторов ждет ответственность за информацию о товарах и услугах, которую они размещают.

С 1 января 2019 года сайты-агрегаторы будут обязаны компенсировать убытки покупателям в течение десяти дней после подачи заявления недовольной стороной за предоставление неполных или ложных сведений о товарах.

Производителей и продавцов товаров, в свою очередь, будут привлекать к ответственности в том случае, если они предоставят неверную информацию о своей продукции интернет-агрегаторам. Закон обязывает продавцов предоставлять агрегаторам массу сведений, в частности, наименование, адрес и регистрационный номер в ЕГРЮЛ, а также уведомлять агрегатора в течение одного рабочего дня после изменения этих данных.

В случае, если убытки клиента были вызваны неверно указанной информацией со стороны продавца, агрегатор освобождается от выплаты компенсаций.

Отметим, что как считают юристы, крупные маркетплейсы смогут обойти ограничения. Дело в том, что, согласно новым поправкам, агрегатором информации о товарах и услугах признается программа, сайт или страница, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату. 

"Яндекс.Маркет", например, ещё в конце мая убрал с сайта корзину для покупок, поэтому благополучно исключил возможность отнесения себя к агрегаторам. Может обойти запрет и  китайская площадка AliExpress
"Чтобы площадка считалась товарным агрегатором, оплата должны идти его собственнику, тогда как у AliExpress оплата идет через AliPay", - говорят эксперты. Таким образом, закон на AliExpress вряд ли распространится.
Впрочем, в новом законе есть пробел, который непонятно, как трактовать. Там говорится о предоплате как безналичном переводе денег именно владельцу площадки, из-за чего формально, например, AliExpress может под это требование не подпадать. "Эта формулировка закона не слишком удачная, потому что нередко площадки используют разные платежные шлюзы, проводят плату через разные юридические лица",- считает партнер "Зарцын, Янковский и партнеры" Роман Янковский

Как ковали закон:

В июле 2015-го Роспотребнадзор впервые предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», ограничивающие деятельность интернет-агрегаторов. Однако РАЭК и другие представители отрасли раскритиковали первую версию законопроекта, где сказано, что агрегатор будет "нести обязанности и ответственность продавца".

В частности, против законопроекта высказывались в Минэкономразвития: представители ведомства назвали среди основных минусов необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца на агрегатор, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт.

В июле прошлого года документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию. Впрочем, уже к августу всё вернулось на круги своя. 

В конце июля 2018 года Госдума приняла документ во втором и третьем чтениях.

Материал по теме

Ozon доставит гаджеты за 40 минут

Материал по теме

Маркетплейс "ЗдравСити" расширился в сегмент косметики

Материал по теме

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Директор "Яндекс.Маркет" Татьяна Умряева о том, как будет происходить трансформация компании

Уже 1 октября бренд "Беру" перестанет существовать. Основные функции маркетплейса возьмёт на себя площадка "Яндекс.Маркет". Директор сервиса Татьяна Умряева рассказала о том, как будет происходить трансформа...

"Магнит" начал онлайн-продажу лекарств

"Магнит" в тестовом режиме запустил интернет-ресурс "Магнит Аптека", который позволяет заказывать товары более чем из 100 аптек Москвы и Московской области. Пользователям доступны два вида сервиса: 1. Они ...

Почему пандемия для дистрибьюторов в eCommerce — не проблема, а возможности

Пандемия дала новый импульс не только розничной онлайн-торговле, но и b2b eСommerce. Из-за карантина привычная схема продаж через торговых представителей дала сбой: бизнес многих оптовых покупателей приостан...

Bonprix предложил клиентам доставку с примеркой

Бренд bonprix, ключевой проект Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, открыл для клиентов сервис примерки. Важная особенность сервиса: получая вещи клиенты bonprix смогут возвращать неподошедшие вещи обра...

Победившие и проигравшие в пандемию: аналитика "Эвотор" и ЮKassa

По данным "Эвотор" и платежного сервиса ЮKassa (прежнее название - Яндекс.Касса), оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает ...

eBay запускает кешбэк-сервис в России

eBay запускает в рабочем режиме кешбэк-сервис eBay Bonus для пользователей из России. Он позволяет покупателям копить средства до 50% при приобретении товаров на eBay.com и в более чем 600 популярных магазин...