"Маркет" и AliExpress обойдут законодательные запреты
Игорь Бахарев
Согласно новым поправкам, агрегатором информации о товарах и услугах признается программа, сайт или страница, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату.
По мнению юристов, опрошенных "Коммерсантом", "Яндекс.Маркет", который в конце мая убрал с сайта корзину для покупок, исключил возможность отнесения себя к агрегаторам.
Интересно, что именно "Маркет" был основной целью Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которые активно продвигали этот законопроект. Основатель "М.Видео" Александр Тынкован называл эту площадку "биржей серых товаров".
А вот маркетплейс Goods, принадлежащий "М.Видео" и "Эльдорадо", скорее всего, подпадет под действие закона, так как там предусмотрена предоплата товаров с переводом средств владельцу агрегатора.
Может обойти запрет и ещё один вечный враг АКИТ - китайская площадка AliExpress.
"Чтобы площадка считалась товарным агрегатором, оплата должны идти его собственнику, тогда как у AliExpress оплата идет через AliPay",- утверждает осведомленный собеседник "Коммерсанта". Таким образом, закон на AliExpress вряд ли распространится.Впрочем, в законопроекте есть пробел, который непонятно, как трактовать. "В законопроекте говорится о предоплате как безналичном переводе денег именно владельцу площадки, из-за чего формально, например, AliExpress может под это требование не подпадать. Эта формулировка закона не слишком удачная, потому что нередко площадки используют разные платежные шлюзы, проводят плату через разные юридические лица",- считает партнер "Зарцын, Янковский и партнеры" Роман Янковский.
"Вся работа над этим законом - сплошной поток прямой лжи, отчаянных фальсификаций и подтасовок", - пишет глава НАДТ Александр Иванов. По его словам, этот вариант закона не самый худший, но содержит массу неопределенностей, разногласий в трактовках, определениях и пониманиях.
"Наверное, документ базово и готовился именно для появления "зоны неопределенности", что дает большой простор для произвола в отношении бизнеса. Напомню, что появление этого закона не было ничем спровоцировано - вся имеемая статистика свидетельствует о том, что покупки в интернете - отлично защищены действующим законодательством, а количество споров в интернет-торговле составляет 0,0002% от количества покупок", - добавляет эксперт.В июле 2015-го Роспотребнадзор впервые предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», ограничивающие деятельность интернет-агрегаторов. Однако РАЭК и другие представители отрасли раскритиковали первую версию законопроекта, где сказано, что агрегатор будет "нести обязанности и ответственность продавца".
В частности, против законопроекта высказывались в Минэкономразвития: представители ведомства назвали среди основных минусов необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца на агрегатор, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт.
В июле прошлого года документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию. Впрочем, уже к августу всё вернулось на круги своя.
По словам гендиректора интернет-агентства Expert Town Леонида Довладбегяна, агрегаторы могут и должны нести ответственность перед покупателем, если покупка осуществляется на его стороне и агрегатор фактически берет на себя роль ритейлера. «Если же агрегатор просто размещает информацию, то это обычная реклама, которая и так регулируется законом о рекламе, и нет никакого смысла в каком-то дополнительном регулировании», – считает он.
Управляющий директор российского CityAds, бывший гендиректор Price.ru Алексей Романенков говорит, что прайс-агрегаторы дают 4-7% от всего объёма товарных-запросов в сети интернет. Он также добавил, что россияне активно пользуются агрегаторами для сравнения цен уже 15-20 лет, и во всех подобных сервисах работают службы модерации, которые проверяют достоверность цен, наличие товара на складе. «Если изредка возникали какие-то сложности, то вопросы решались индивидуально, но все агрегаторы за все время своего существования вспоминают о единичных случаях», – заключает он.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте