Закон об агрегаторах пошел по новому кругу

Игорь Бахарев

Правительству не понравился законопроект о товарных в том виде, в котором его предложил Роспотребнадзор. Как сообщает "Российская газета", в ведомстве подготовили ряд существенных поправок, которые, по сути, фактически являются третьей редакцией законопроекта, усиливающего защиту прав клиентов интернет-магазинов.

Эти поправки, фактически, отправляют законопроект к состоянию прошлого года. Согласно ним на онлайн-агрегаторе лежит ответственность за достоверность информации как о товаре, так и о продавце. При этом именно агрегатор должен возместить покупателю убытки, полученные из-за недостоверности информации.

Напомним, что в июле документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию.

Если ранее законопроект фактически уравнивал продавца и агрегатора в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, то теперь агрегатор не несет ответственности, если "самовольно не изменял информацию о товарах и услугах". То есть если карточка товара была изначально сформирована продавцом, и агрегатор, не искажая информации, показал ее потребителю, то ответственность за информацию будет нести продавец.

Если же агрегатор скорректировал и дополнил характеристики, которые ввели в заблуждение, то он считается виноватым, врочем, даже в этом случае, как говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, если агрегатор добровольно вернул покупателю предоплату, ответственность с него снимается.

Как говорят в "Яндекс.Маркете", крупнейшем из российских товарных агрегаторов, задача сервиса как раз и заключается в том, чтобы передать без искажений информацию, которую дал продавец, покупателю. Напомним, что в "Маркете" многократно и настоятельно указывали, что они не продавцы, а именно распространители информации.

Правительство поручило разработчику проекта Роспотребнадзору и другим ведомствам при участии экспертного совета при правительстве РФ подготовить законопроект ко второму чтению и доложить о результатах.

И теперь, после работы Роспотребнадзора, в документ опять вернулись все пункты, которые не устраивали "Яндекс.Маркет" и других участников рынка.

Как отмечает Минэкономразвития, предложенные Роспотребнадзором изменения не учитывают, что, во-первых, потребитель после ознакомления с товаром на сайте агрегатора может перейти на сайт продавца и совершить покупку именно там, а во-вторых, агрегатор не сможет систематически проверять корректность данных продавца.

"Полагаем необходимым уточнить в документе, что агрегатор может нести ответственность за убытки только в случаях, когда договор с потребителем был заключен непосредственно на сайте агрегатора, - подчеркнул директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин. - А в отношении предоставления информации о продавце важно понимать, что агрегатор не обладает необходимыми функциями для мониторинга достоверности предоставляемых сведений о компаниях". По его словам, одно дело однократно получить сведения о продавце, совсем другое - отслеживать изменения (переезд, реорганизация и пр.) по всем партнерам.

По словам гендиректора интернет-агентства Expert Town Леонида Довладбегяна, агрегаторы могут и должны нести ответственность перед покупателем, если покупка осуществляется на его стороне и агрегатор фактически берет на себя роль ритейлера. «Если же агрегатор просто размещает информацию, то это обычная реклама, которая и так регулируется законом о рекламе, и нет никакого смысла в каком-то дополнительном регулировании», – считает он. 

Управляющий директор российского CityAds, бывший гендиректор Price.ru Алексей Романенков говорит, что прайс-агрегаторы дают 4-7% от всего объёма товарных-запросов в сети интернет. Он также добавил, что россияне активно пользуются агрегаторами для сравнения цен уже 15-20 лет, и во всех подобных сервисах работают службы модерации, которые проверяют достоверность цен, наличие товара на складе. «Если изредка возникали какие-то сложности, то вопросы решались индивидуально, но все агрегаторы за все время своего существования вспоминают о единичных случаях», – заключает он. 

Ранее стало известно, что блок о регулировании деятельности товарных агрегаторов может не попасть в «Стратегию развития электронной торговли в РФ на 2017-2018 годы и на период до 2025 года». Минпромторг исключил эту часть из проекта стратегии. 

Материал по теме

Роспотребнадзор: треть жалоб покупателей приходится на онлайн-торговлю

Материал по теме

Роспотребнадзор вновь выиграл в суде у WildBerries

Материал по теме

Роспотребнадзор создаст платформу для рассмотрения жалоб на маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Криптовалюта как способ оплаты: как настроить прием платежей в интернет-магазине

Хотите принимать оплату в биткоинах, эфире и других криптовалютах, но не знаете, с чего начать? Все больше интернет-магазинов добавляют такой способ расчета, привлекая новую аудиторию и сокращая издержки. Кр...

Яндекс запустил доставку роботами в загородном отеле

Яндекс внедрил автономных роботов-доставщиков в загородном отеле Pine River, расположенном на берегу реки Протвы в Калужской области. Устройства доставляют блюда из ресторана в домики гостей, преодолевая ра...

"Монетка" начинает доставку товаров через мобильное приложение

Торговая сеть "Монетка" расширяет онлайн-продажи, запустив собственное мобильное приложение и доставку товаров. С 1 апреля сервис доступен жителям Екатеринбурга, а в течение трёх месяцев его подключат ещё в...

Aldi закрывает онлайн-магазин, сосредоточившись на розничных сетях

Компании Aldi Nord и Aldi Süd объявили о закрытии своего онлайн-магазина. Это решение затронет около 80 сотрудников, работающих в подразделении электронной коммерции. Эксперты уверены, что сеть не смогла сп...

Почти половина покупателей товаров для ремонта и обустройства переходит в онлайн

Доля потребителей, приобретающих товары для ремонта и благоустройства через интернет, увеличилась с 37% в 2022 году до 45% в 2024 году. Согласно исследованию компании Лемана ПРО, совокупный объем онлайн-про...

Лучшие в CRM в 2024 году: результаты рейтинга

В Москве прошла двенадцатая церемония награждения CRM Rating 2025. Мероприятие собрало более 100 представителей CRM-индустрии — интеграторов, экспертов и руководителей компаний. В этом году награды в...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.