Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 4)
Игорь Бахарев
Иван Носков, юрист Зарцын и партнеры
Итоги проверки Роскомнадзора
При завершении проверки составляется акт, в котором указываются ее результаты: выявленные нарушения и меры ответственности, применяемые к проверяемому.
С актом проверки руководитель/представитель Оператора знакомится лично, подтверждая ознакомление своей подписью. В отсутствие руководителя акт направляется в адрес проверяемого лица заказным письмом с уведомлением о вручении.
В течение 15 дней с даты получения акта проверки компания вправе представить в Управление возражения по результатам проверки в письменной форме и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии (ч. 4 и 12 ст. 16 ФЗ № 294).
Чтобы встретить инспектора в «полной боевой готовности», вы должны понимать, что относится к его полномочиям:
а) Составление протокола об административной ответственности. Составленный протокол согласовывает руководитель Управления Роскомнадзора. Протоколы по статьям КоАП, по которым Управление не имеет полномочий налагать ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ), направляются в суд, и уже там решают, кто прав.
б) Выдача предписания об устранении выявленного нарушения с обязательным указанием сроков. Неустранение нарушения в указанный срок влечет привлечение к административному штрафу (до 20 тысяч рублей) и проведению внеплановой проверки.
Следует отметить, что согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как юридическое, так и должностное лицо (единоличный исполнительный орган).
При выявлении серьезного нарушения лицензионных условий инспектор может выдать предупреждение «о приостановлении действия лицензии» и предписание. Если будет подтверждено, что указанное в таком предписании нарушение не устранено, начнется процедура приостановления. При непринятии мер по устранению нарушения в суд подается заявление об аннулировании лицензии.
Недействительность результатов проверки
Если проверка была проведена с грубыми нарушениями, то ее результаты не могут быть доказательством нарушения и могут быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления проверяемой стороны (ст. 20 Закона 294-ФЗ).
Грубыми нарушениями являются:
– Отсутствие оснований для проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще, чем один раз в два года, на основании разрабатываемых органами контроля ежегодных планов).
– Привлечение в качестве экспертных организаций (экспертов) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.
– Нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки ЮЛ или ИП (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала должна быть направлена копия распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом).
– Нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки ЮЛ или ИП (уведомляются не менее чем за 24 часа до начала любым доступным способом, исключение – внеплановая выездная проверка).
– Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки. Основаниями являются обращения и заявления, информация, полученная от органов государственной власти / местного самоуправления или из СМИ, о следующих фактах: причинение или возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, не являются основаниями для проведения внеплановой выездной проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, а также заявления, не содержащие сведений об указанных фактах.
– Отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица или ИП.
– Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для предприятия штатом до 100 человек и 15 часов для предприятия штатом до 15 человек в год).
– Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
– Требование документов, не относящихся к предмету проверки.
– Непредставление акта проверки.
Результаты проверки и другие действия инспекторов Управления Роскомнадзора могут быть обжалованы как в вышестоящем органе (Федеральной службе), так и в прокуратуре и суде.
Вот один из ярких примеров обнаружения нарушений и последствия для проверяющих: Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе в ходе проверки выявило нарушения в деятельности Управления Роскомнадзора по ЦФО (далее – Управление).
Установлено, что должностные лица Управления не всегда исполняли требования ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, они допускали нарушения при уведомлении юридических лиц о проверках, оформлении их результатов, а также ознакомлении уполномоченных представителей юридического лица с актами проверок.
Выявлены случаи составления в один день, в одно и то же время и одними и теми же должностными лицами Управления актов плановых выездных проверок нескольких организаций, расположенных по различным адресам.
Кроме того, установлены нарушения требований ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при представлении сотрудниками Управления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По результатам проверки заместитель Генерального прокурора РФ Владимир Малиновский внес представление на имя и. о. руководителя Управления Роскомнадзора по ЦФО Александра Дорошева, в котором потребовал устранить выявленные нарушения закона.
На противоречащие требованиям федерального законодательства нормативные акты Управления принесены протесты.
Ответственность
Если проверка прошла без нарушений со стороны Роскомнадзора, но выявлены нарушения с вашей стороны, то вам стоит знать, что за нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Начнем, пожалуй, с административной. В таблице ниже вы можете ознакомиться с нарушениями и наказаниями, следующими за ними.
Если в ходе проверки сотрудники Роскомнадзора выявят признаки уже не нарушения, а преступления, то они передадут соответствующие материалы в правоохранительные органы.
Уголовный кодекс России устанавливает ответственность за такие виды преступлений в сфере обработки персональных данных, как:
- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ);
- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
Нарушение неприкосновенности частной жизни – это незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия.
Распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации также является нарушением неприкосновенности частной жизни. За это преступление суд может назначить одно из следующих наказаний:
- Штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.
- Обязательные работы на срок до 360 часов.
- Исправительные работы на срок до 1 года.
- Принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.
- Арест на срок до 4 месяцев.
- Лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение неприкосновенности частной жизни с использованием своего служебного положения наказывается строже. Возможны следующие варианты наказания:
- Штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2 лет.
- Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
- Принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него.
- Арест на срок до 6 месяцев.
- Лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Информация о возможных наказаниях за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, приведена в таблице ниже.
На этом наш цикл статей о проверках Роскомнадзора завершается. Теперь в ваших руках вся необходимая информация для подготовки к проверке. Убедитесь в наличии и правильности необходимых документов. Если что-то не так – срочно исправляйте! Поищите себя в списках на сайте территориального отделения Роскомнадзора и Прокуратуры и не забывайте проверять входящую корреспонденцию.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте