Покупателям ИМ дадут две недели на возврат товара

Игорь Бахарев

Клиентам интернет-магазинов в ближайшем будущем разрешат возвращать купленные товары в течение 14 рабочих дней без объяснения причин, сообщает «Российская газета».

Эта норма по предложению Роспотребнадзора уже согласована странами ЕАЭС и вошла в «общие подходы» к защите прав потребителей при реализации товаров, работ и услуг дистанционным способом. Документ должен быть утвержден коллегией ЕАЭС в июле, после чего на его основе пять стран примут свои обязательные требования к онлайн-торговле.

Сейчас, согласно российским законам, у покупателя интернет-магазинов, чтобы передумать, есть семь календарных дней. Он получает обратно свои деньги, за вычетом расходов на доставку.

В то же время в традиционной рознице возврат товара возможен в течение двух недель.

Как говорят в Роспотребнадзоре, сейчас во многих странах Европы установлен «период охлаждения» в 14, а не 7 дней после покупки товара в интернете. Этого времени достаточно, чтобы человек мог «потрогать» товар и понять, что он действительно из себя представляет. Особенно важно это пожилым людям, излишней доверчивостью которых пользуются продавцы, и людям, склонным к спонтанным решениям - их родственникам часто удается возвращать обратно напрасные покупки.

Заместитель генерального директора логистической компании «МаксиПост» Алексей Прыгин одобряет идею поставить традиционный ритейл и онлайн-торговлю в равные условия, ведь, по сути, это просто разные каналы продаж. "Я не думаю, что количество возвратов увеличится в разы, скорее всего это будет незначительно увеличение. Это скорее повлияет на то, что интернет-магазин будет позже получать возвраты и затянется срок повторной продажи товара", - говорит он. Эксперт считает, что новые правила могут повлиять на маржинальность сезонных товаров, которые обычно распродают с высокими скидками под конец сезона. "Как правило покупатель уже при получении или в первые дни использования товара понимает, что приобрел не то что он хотел или просто совершил спонтанную покупку. Теперь у него просто появляется возможность вернуть товар позже. Что многие и сделают в силу природной лени или занятости", - уверен Прыгин. 

CEO PickPoint Надежда Романова напоминает, что покупатели не разделяют каналы онлайн/офлайн-продаж с точки зрения правовых норм, регламентирующих правила работы с потребителем. "Покупатели привыкли, что на возврат в офлайн-ритейле у них есть 14 дней, и сталкиваясь с 7-дневным возвратом в онлайн были недовольны. Исходя из этого, большинство крупных интернет-магазинов уже давно принимают возвраты в течение 2 недель, а данная норма является скорее подтверждением свершившегося факта на уровне регуляторов, чем решением, влияющим на развитие рынка", - добавляет она.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что увеличение срока до двух недель повысит привлекательность интернет-торговли в глазах наиболее осторожных покупателей. Те магазины, которые с помощью качественной работы возвратной логистики смогут предложить потребителям дешевую и прозрачную схему возврата покупки, во-первых, улучшат репутацию на рынке, и во-вторых, будут более конкурентоспособными, считает один из основателей Data Insight Федор Вирин.

Сейчас доля возвратной логистики у российских доставщиков невелика. По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, общий объем онлайн-торговли в 2016 году составил 395 млн посылок. Рынок возврата из них составляет порядка 11% посылок. Впрочем, как говорил глава НАДТ Александр Иванов, больше возвратов всё-таки при кроссбордере.  

В прошлом году Минэкономразвития предлагало отменить «возврат» или «обмен» для бытовой техники, электроники, нижнего белья, книг и косметики в интернет-магазины. Минэк просит изменить «Правила продажи дистанционным способом». По идее министерства покупатель будет «не вправе отказаться от товара […] включенного в перечень […]».

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.