Онлайн-продажи не помогли "Республике" от банкротства: аналитика книжного рынка в России и мире

Игорь Бахарев
Сеть книжных магазинов "Республика" подаст заявление о банкротстве. В компании рассказывают, что денежный поток в условиях пандемии уже не позволит исполнить обязательства и погасить задолженность перед кредиторами.

Уже к середине марта, еще до введения ограничительных мер, просадка трафика в магазины была более чем существенной, а к концу месяца по отдельным точкам доходила до 90%. С 29 марта по 1 июня все розничные магазины сети простаивали, при этом сохранялись постоянные расходы и копились убытки.

Интернет не помог

Онлайн-канал не мог компенсировать потерь, поскольку книги уступили приоритет другим потребительским товарам. Спрос в онлайн-канале вырос, но не сопоставимо с размером убытков. Не помогло и расширение ассортимента. В частности, в мае "Республика" открыла свою площадку на платформе AliExpress. Всего компания представила российским пользователям более 9000 единиц товара. Среди них виниловые пластинки и проигрыватели.

Летом компания представила новый сайт своего интернет-магазина. На новом сайте поиск по каталогу стал более быстрым и удобным. Улучшены чекаут и корзина, внедрен новый эквайринг - более надежный и быстрый.

Также компания заключила соглашения с X5 Retail Group и логистическим оператором PickPoint по доставке заказов из интернет-магазина в постаматы.

"Развитие онлайн-канала для нас - одно из приоритетных направлений, и одним из важнейших его этапов является улучшение логистики и клиентского сервиса. Опция самовывоза из постамата особенно актуальна для книг, и мы уверены, что такой формат будет востребован", - комментировала коммерческий директор "Республики" Наталия Яковлева.

Интересно, что весной в компании рассказывали, что спрос на художественную литературу в России вырос в 20 раз год к году в период с 30 марта по 11 мая. При этом спрос на документальную прозу (non-fiction) вырос в тот же период в 10 раз год к году.

Рынок уходит в сеть

Онлайн-продажи бумажных книг по итогам года могут вырасти на 26%, до 28,8 млрд руб., а их доля на рынке может достигнуть 44,4%, считает президент "Эксмо-АСТ" Олег Новиков.

При этом объем книжного рынка России может сократиться в этом году на 15% в деньгах и числе проданных экземпляров по сравнению с 2019 г. ‒ до 84,2 млрд рублей. До этого с 2014 г. книжный рынок ежегодно демонстрировал рост в 4-11%.

Гендиректор и основатель издательства Clever Александр Альперович полагает, что высокая доля интернет-магазинов может сохраниться и после кризиса, так как трафик и средний чек в офлайн-магазинах восстанавливаются медленно. Издательство смогло избежать серьёзного падения, так как доля интернет-продаж составляла около 50% еще до пандемии. 

Директор по развитию бизнеса Ozon Анна Карпова: по итогам первого полугодия выросли на 46% год к году, а по итогам всего 2020 года рост оборота, как ожидается, превысит 50%.

Что творится в мире

По данным компании Stats and Reports, книжный рынок во всём мире ждет невероятный бум в ближайшие пять лет, но лидерами на нем станут Северная Америка и Европа, а не Россия. Издательство Bloomsbury, то самое, которое первым опубликовало книги о Гарри Поттере, сообщило о росте оборота в первой половине финансового года на 17%, а прибыли - на 60%. В период самоизоляции люди заново открыти для себя удовольствие читать книги.

А владелица книжных магазинов Strend Ненси Басс Уайден в пятницу, 23 октября обратилась к клиентам с криком о помощи в Facebook и Twitter: из-за пандемии продажи в традиционных торговых точках упали на 70%, а денежных запасов у компании уже не оставалось. 

Реакция последовала незамедлительно - за выходные дни интернет-магазин Strend получил более 25 тысяч заказов. В обычное время их число в среднем составляет 300. За эти дни магазин заработал $170 550 - больше половины того, что потерял в сентябре.

Материал по теме

Аналитика по красоте: что измерять и как управлять ассортиментом beauty-товаров в eCommerce

Материал по теме

eCommerce-2021: Куда польются финансовые потоки

Материал по теме

Тренды программ лояльности в 2020 году: исследование Visa и Bond Brand Loyalty

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Рейтинг омниканальности ритейлеров от Data Insight: лучшие из лучших

AWG и Data Insight провели исследование и опубликовали рейтинг топ-100 компаний с лучшим покупательским опытом. Главным предметом исследования стал онлайн-канал продаж - насколько он хорошо вписан в общую с...

Как удалённые консультации помогает ритейлу: кейсы "М.Видео" и Neiman Marcus

Сеть "М.Видео" подвела первые итоги запуска видеконсультаций. В рамках этого сервиса продавец удалённо может авторизовать покупателя и вместе с ним оформить заказ. Более 500 продавцов при помощи виде...

"Магнит" тестирует новый сервис доставки

"Магнит" запустил собственный сервис доставки из гипермаркетов. Доставка из крупного формата за три часа тестируется в Краснодаре. Для заказа доступно около 25 тысяч артикулов. "В мобильном приложени...

Лев Хасис: Сбербанк запустит кросс-категорийный универсальный маркетплейс в 2021 году

"Сбер" планирует запустить в 2021 году кросс-категорийный универсальный маркетплейс. Банк намерен занять сильные позиции в ключевых товарных категориях - электронике и бытовой технике, одежде и обуви, проду...

"Утконос" полностью обновил сайт

Онлайн-магазин "Утконос ОНЛАЙН" провел масштабное обновление сайта utkonos.ru и внедрил на витрине адаптивный дизайн. По результатам тестового запуска конверсия онлайн-магазина увеличилась на 42%, а среднее...

Кейс: Как PUMA улучшила покупательский опыт с помощью омниканального маркетинга

Бренд спортивной и повседневной одежды PUMA широко представлен в России и до недавнего времени сосредотачивался на развитии оффлайн-направления. В компании рассказали, как они развивали модель ROPO (выбирай ...