Онлайн-продажи не помогли "Республике" от банкротства: аналитика книжного рынка в России и мире

Игорь Бахарев
Сеть книжных магазинов "Республика" подаст заявление о банкротстве. В компании рассказывают, что денежный поток в условиях пандемии уже не позволит исполнить обязательства и погасить задолженность перед кредиторами.

Уже к середине марта, еще до введения ограничительных мер, просадка трафика в магазины была более чем существенной, а к концу месяца по отдельным точкам доходила до 90%. С 29 марта по 1 июня все розничные магазины сети простаивали, при этом сохранялись постоянные расходы и копились убытки.

Интернет не помог

Онлайн-канал не мог компенсировать потерь, поскольку книги уступили приоритет другим потребительским товарам. Спрос в онлайн-канале вырос, но не сопоставимо с размером убытков. Не помогло и расширение ассортимента. В частности, в мае "Республика" открыла свою площадку на платформе AliExpress. Всего компания представила российским пользователям более 9000 единиц товара. Среди них виниловые пластинки и проигрыватели.

Летом компания представила новый сайт своего интернет-магазина. На новом сайте поиск по каталогу стал более быстрым и удобным. Улучшены чекаут и корзина, внедрен новый эквайринг - более надежный и быстрый.

Также компания заключила соглашения с X5 Retail Group и логистическим оператором PickPoint по доставке заказов из интернет-магазина в постаматы.

"Развитие онлайн-канала для нас - одно из приоритетных направлений, и одним из важнейших его этапов является улучшение логистики и клиентского сервиса. Опция самовывоза из постамата особенно актуальна для книг, и мы уверены, что такой формат будет востребован", - комментировала коммерческий директор "Республики" Наталия Яковлева.

Интересно, что весной в компании рассказывали, что спрос на художественную литературу в России вырос в 20 раз год к году в период с 30 марта по 11 мая. При этом спрос на документальную прозу (non-fiction) вырос в тот же период в 10 раз год к году.

Рынок уходит в сеть

Онлайн-продажи бумажных книг по итогам года могут вырасти на 26%, до 28,8 млрд руб., а их доля на рынке может достигнуть 44,4%, считает президент "Эксмо-АСТ" Олег Новиков.

При этом объем книжного рынка России может сократиться в этом году на 15% в деньгах и числе проданных экземпляров по сравнению с 2019 г. ‒ до 84,2 млрд рублей. До этого с 2014 г. книжный рынок ежегодно демонстрировал рост в 4-11%.

Гендиректор и основатель издательства Clever Александр Альперович полагает, что высокая доля интернет-магазинов может сохраниться и после кризиса, так как трафик и средний чек в офлайн-магазинах восстанавливаются медленно. Издательство смогло избежать серьёзного падения, так как доля интернет-продаж составляла около 50% еще до пандемии. 

Директор по развитию бизнеса Ozon Анна Карпова: по итогам первого полугодия выросли на 46% год к году, а по итогам всего 2020 года рост оборота, как ожидается, превысит 50%.

Что творится в мире

По данным компании Stats and Reports, книжный рынок во всём мире ждет невероятный бум в ближайшие пять лет, но лидерами на нем станут Северная Америка и Европа, а не Россия. Издательство Bloomsbury, то самое, которое первым опубликовало книги о Гарри Поттере, сообщило о росте оборота в первой половине финансового года на 17%, а прибыли - на 60%. В период самоизоляции люди заново открыти для себя удовольствие читать книги.

А владелица книжных магазинов Strend Ненси Басс Уайден в пятницу, 23 октября обратилась к клиентам с криком о помощи в Facebook и Twitter: из-за пандемии продажи в традиционных торговых точках упали на 70%, а денежных запасов у компании уже не оставалось. 

Реакция последовала незамедлительно - за выходные дни интернет-магазин Strend получил более 25 тысяч заказов. В обычное время их число в среднем составляет 300. За эти дни магазин заработал $170 550 - больше половины того, что потерял в сентябре.

Материал по теме

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Материал по теме

Онлайн-торговля в России ускорится до 28% в 2025 году

Материал по теме

Онлайн-торговля заняла четверть розничного рынка России

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

current-theme

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

current-theme

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

current-theme

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

current-theme

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

current-theme

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

current-theme

Китайский рынок онлайн-торговли осваивает новый тренд – соски для взрослых

current-theme

Ultima от "Яндекс.Маркета" запускает экспресс-доставку и возврат товаров в один клик

current-theme

Власти рассказали, как будут ужесточать контроль над онлайн-торговлей

current-theme

Авито создает собственный научный отдел для исследования и разработки передовых ИИ-технологий

current-theme

Российские ритейлеры электроники отстают в доступности приложений для незрячих

current-theme

Россияне предпочитают долгосрочные бонусы разовым скидкам

Актуальное сейчас

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Российский рынок электронной коммерции продолжает трансформироваться под влиянием новых потребительских привычек и экономических изменений. Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров на Yandex E-com O...

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

Электронная коммерция впервые возглавила рейтинг отраслей по количеству новых бизнесов, оставив позади традиционных лидеров - строительство и грузоперевозки. Данные ФНС за последние восемь лет, проанали...

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллект...

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

Ozon проанализировал ключевые драйверы спроса и поведение покупателей в категории beauty. Делимся цифрами, инсайтами и инструментами, которые помогают брендам расти быстрее на маркетплейсе. Главные тре...

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

С начала 2023 года по июнь 2025-го маркетплейсы удалили более 9,6 млн карточек товаров по обращениям правообладателей. Данные опубликованы в Telegram-канале Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Речь идет о...

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

Провести переезд сайта без SEO — это как организовать вечеринку и забыть разослать приглашения. Вы там веселитесь в гордом одиночестве, а найти вас никто не может. Клиенты не приходят, поисковики теряют дове...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.