Онлайн-продажи не помогли "Республике" от банкротства: аналитика книжного рынка в России и мире

Игорь Бахарев
Сеть книжных магазинов "Республика" подаст заявление о банкротстве. В компании рассказывают, что денежный поток в условиях пандемии уже не позволит исполнить обязательства и погасить задолженность перед кредиторами.

Уже к середине марта, еще до введения ограничительных мер, просадка трафика в магазины была более чем существенной, а к концу месяца по отдельным точкам доходила до 90%. С 29 марта по 1 июня все розничные магазины сети простаивали, при этом сохранялись постоянные расходы и копились убытки.

Интернет не помог

Онлайн-канал не мог компенсировать потерь, поскольку книги уступили приоритет другим потребительским товарам. Спрос в онлайн-канале вырос, но не сопоставимо с размером убытков. Не помогло и расширение ассортимента. В частности, в мае "Республика" открыла свою площадку на платформе AliExpress. Всего компания представила российским пользователям более 9000 единиц товара. Среди них виниловые пластинки и проигрыватели.

Летом компания представила новый сайт своего интернет-магазина. На новом сайте поиск по каталогу стал более быстрым и удобным. Улучшены чекаут и корзина, внедрен новый эквайринг - более надежный и быстрый.

Также компания заключила соглашения с X5 Retail Group и логистическим оператором PickPoint по доставке заказов из интернет-магазина в постаматы.

"Развитие онлайн-канала для нас - одно из приоритетных направлений, и одним из важнейших его этапов является улучшение логистики и клиентского сервиса. Опция самовывоза из постамата особенно актуальна для книг, и мы уверены, что такой формат будет востребован", - комментировала коммерческий директор "Республики" Наталия Яковлева.

Интересно, что весной в компании рассказывали, что спрос на художественную литературу в России вырос в 20 раз год к году в период с 30 марта по 11 мая. При этом спрос на документальную прозу (non-fiction) вырос в тот же период в 10 раз год к году.

Рынок уходит в сеть

Онлайн-продажи бумажных книг по итогам года могут вырасти на 26%, до 28,8 млрд руб., а их доля на рынке может достигнуть 44,4%, считает президент "Эксмо-АСТ" Олег Новиков.

При этом объем книжного рынка России может сократиться в этом году на 15% в деньгах и числе проданных экземпляров по сравнению с 2019 г. ‒ до 84,2 млрд рублей. До этого с 2014 г. книжный рынок ежегодно демонстрировал рост в 4-11%.

Гендиректор и основатель издательства Clever Александр Альперович полагает, что высокая доля интернет-магазинов может сохраниться и после кризиса, так как трафик и средний чек в офлайн-магазинах восстанавливаются медленно. Издательство смогло избежать серьёзного падения, так как доля интернет-продаж составляла около 50% еще до пандемии. 

Директор по развитию бизнеса Ozon Анна Карпова: по итогам первого полугодия выросли на 46% год к году, а по итогам всего 2020 года рост оборота, как ожидается, превысит 50%.

Что творится в мире

По данным компании Stats and Reports, книжный рынок во всём мире ждет невероятный бум в ближайшие пять лет, но лидерами на нем станут Северная Америка и Европа, а не Россия. Издательство Bloomsbury, то самое, которое первым опубликовало книги о Гарри Поттере, сообщило о росте оборота в первой половине финансового года на 17%, а прибыли - на 60%. В период самоизоляции люди заново открыти для себя удовольствие читать книги.

А владелица книжных магазинов Strend Ненси Басс Уайден в пятницу, 23 октября обратилась к клиентам с криком о помощи в Facebook и Twitter: из-за пандемии продажи в традиционных торговых точках упали на 70%, а денежных запасов у компании уже не оставалось. 

Реакция последовала незамедлительно - за выходные дни интернет-магазин Strend получил более 25 тысяч заказов. В обычное время их число в среднем составляет 300. За эти дни магазин заработал $170 550 - больше половины того, что потерял в сентябре.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.