Нюансы работы с различными маркетплейсами: как преуспеть

Игорь Бахарев

Рынок электронной торговли считается самым быстрорастущим в России, и пандемия лишь усилила тенденцию - в период самоизоляции добавилось до 7 млн новых пользователей, сообщают в логистической компании FulExРуководитель направления по работе с маркетплейсами фулфилмент-оператора Полина Бровко рассказала об особенностях продаж на различных маркетплейсах в 2020 году. 

Сейчас услугами рынка пользуются 60 млн граждан. Особенно выиграли те, кто торгует через маркетплейсы: только Wildberries за май продал в 3,5 больше товаров, чем в прошлом году, а за 5 месяцев оборот вырос на 280%.

Как продавать через маркетплейс

Поскольку пандемия коронавируса подстегнула спрос на онлайн-доставку, у большинства маркетплейсов значительно выросло количество заказов. Лишь за время самоизоляции приток новых покупателей на каждую торговую площадку составил в среднем 200% (по сравнению с прошлым годом). В абсолютных цифрах количество назвать сложнее, так как клиент, который пользуется услугами одного маркетплейса, в другом будет автоматически считаться новым. Удобство e-commerce во время пандемии оценили и предприниматели. 

С учетом изменений на некоторых маркетплейсах даже облегчили регистрацию. На Wildberries, к примеру, процедура для предпринимателя с электронно-цифровой подписью в апреле сократилась с 2-3 дней до 5 минут. Правда, на Goods для регистрации нужна неделя, а на Ozon - несколько недель (если выставлено больше, чем одно наименование товара). 

Однако регистрация не гарантирует продажи, поэтому лишь разместить товары недостаточно. Чтобы получить результат на маркетплейсе, есть два пути:

●     нанять аккаунт-менеджера;

●     найти партнера-посредника. 

Ведь торговая площадка работает как витрина, обеспечивается трафик и маркетинговая поддержка. Но остальное - задача поставщика. Производство, мерчендайзинг, установка цен, отгрузка - на его плечах. Но игра стоит свеч, ведь на долю маркетплейсов приходится 56% онлайн-покупок в B2C, а к 2023 году прогнозируют рост показателя на 2/3. Выгодно это и для сегмента B2B: к 2024 году продажи через маркетплейсы в этом сегменте вырастут с $600 млн до $3,6 трлн.

Поэтому ради продаж на маркетплейсе часто нанимают аккаунт-менеджера. Ему доверяют такие задачи: планирование поставок, отгрузку и обновление товара, анализ цены и ассортимента. Другой вариант - поиск партнера-посредника, который возьмет на себя всю работу с маркетплейсами (поставки товара на полки интернет-магазина, SEO-оптимизацию, продвижение).

Выбор подходящего маркетплейса

При самостоятельной организации нужно учитывать категорию товара. Например, Lamoda и Wildberries делают упор на модные вещи, а Ozon и "Беру" - на книги и товары для дома. У каждого маркетплейса - своя целевая аудитория, у которой есть определенные потребности и предпочтения. На нее рассчитан и маркетинг. От категории зачастую зависит и комиссия маркетплейса. Самая высокая - по одежде, самая низкая - по электронике. Наценка на одежду может достигать 300-400%.

Следующий этап - сравнить условия сотрудничества (комиссия, условия доставки и возврата, ограничения по габаритам на складе). К примеру, не все склады и пункты приема поставок Ozon и Wildberries принимают крупногабаритные товары. Это нужно изучить заранее, чтобы правильно планировать поставки. Иначе товар, например, может уехать не в распределительный центр Подольска, а в Крекшино.

Как правило, маркетплейсы предлагают два типа сотрудничества: витрина и доставка или фулфилмент (комплекс операций от момента заказа до получения товара покупателем). Во втором случае предполагается комиссия за доставку товара на свой склад и хранение.. К примеру, еще в начале марта 2020 года маркетплейс Ozon изменил правила. Ранее комиссия была фиксированной, зависела от категории товара и схемы работы (со своего склада или склада Ozon). Теперь формируется из нескольких составляющих (часть комиссии за продажу, расходы на доставку, размещение на складе и прочее). В итоге для тех, кто продает товары дешевле 350 руб., комиссия стала дороже.

При выборе типа обслуживания учитывают особенности ассортимента. Например, недорогой товар стоимостью 150 рублей невыгодно поставлять на склад магазина. За каждую доставку нужно заплатить дополнительно - удобнее отправлять со своего склада. А вот редкие и дорогие товары (коллекционные часы, золото) требуют особых условий хранения. Интернет-магазин должен быть оборудован особыми ячейками для безопасного хранения, но позаботиться о сохранности, прежде всего, должен сам поставщик.

Даже период выплат отличается. Например, на Ozon продавцы получают деньги фиксировано - дважды в месяц (15-го и 25-го числа), на Wildberries - каждую неделю (при условии продаж на сумму более 50 тыс. руб.), а на "Беру" в некоторых случаях переводят выручку даже ежедневно.

Успешная работа с маркетплейсом: какие задачи должен решить поставщик

Одна из задач поставщика - максимально уменьшить вероятность переносов и отказов маркетплейсов. Для этого нужно правильно подготовить товар к продаже, вовремя загрузить фото и точно описать продукцию, подготовить первичную документацию и привязать ее в системе электронного документооборота. А еще - посмотреть, в какое время и на какой склад разрешена поставка. Отбор, прежде всего, касается "Беру". Ozon более лоялен. На Wildberries доступны почти все категории, но площадка может отказать. Тоже самое касается и Goods.

Нужно учитывать и правила работы на маркетплейсе. К примеру, после ввода самоизоляции Wildberries уменьшила время оборачиваемости (период, за который товар нужно реализовать, иначе он снимается с продажи) со 160 до 50 дней. Чтобы уложиться в указанный срок, нужно или уменьшать цены, или забирать нераспроданный товар. 

Важен и упор на работу с контентом - максимально точное описание и технические характеристики, чтобы товар возвращали как можно реже. А также - правильная маркировка моно- и микс-коробов. Например, если на каком-то этапе произойдет ошибка и товар будет упакован в коробку 61х41х41 см, а не 60 х40х40 см, могут даже развернуть всю партию товаров.

Но главное - анализ продаж, целевой аудитории и площадки размещения. К примеру, Wildberries по многим позициям дает очень хорошие продажи. Если попасть в "яблочко", угадать, что требуется целевой аудитории (женщинам от 18 до 40), то и продажи окажутся высокими.

Как облегчить работу с маркетплейсами

Взаимодействие с маркетплейсами существенно облегчают технологии. Даже на самой торговой площадке многие рабочие процессы автоматизированы. Автоматические отчеты тоже упрощают дело (рекомендации, сколько единиц товара нужно привезти и когда). Самую подробную аналитику предоставляет Ozon. Еще один полезный инструмент - возможность ручного контроля приема поставок.

С поддержкой партнера-посредника начать работать с маркетплейсом проще: учитывая ассортимент, он подскажет подходящие торговые площадки (где торговать выгоднее) и возьмет на себя рутинную работу, с которой приходится сталкиваться самому предпринимателю. Способствуют работе с маркетплейсами и продажам специальные сервисы. Поставщика "сопровождают" на всех этапах - от регистрации на торговой площадке и до поставки товара на склад. Такой сервис, к примеру, запустил фулфилмент-оператор FulEx. Используются современные технологические решения, чтобы выстроить удобные и понятные бизнес-процессы. В едином окне объединяется логистика и консалтинг, что позволяет занять уникальное положение на рынке.

Да и сами маркетплейсы становятся "умнее". Это и персонализация выдачи, и разделение площадок по сегментам. Главные тренды маркетплейсов в 2019 году - создание CRM и технологический сдвиг, основанный на искусственном интеллекте. Оптимизация под голосовые запросы, автоматические ежедневные рекомендации исходя из онлайн-анализа, жесткие способы проверки покупателей - все это меняет торговые площадки и облегчает работу с ними. 

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Запрос общества на развитие маркетплейсов: аналитика

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

current-theme

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

current-theme

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

Актуальное сейчас

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

Компания ТЕХНОНИКОЛЬ отчиталась об успешном внедрении цифрового ИИ-ассистента, который помогает операторам горячей линии консультировать клиентов по ассортименту материалов, их техническим свойствам, правил...

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

Согласно исследованию Яндекс.Маркета, проведенному среди более чем 1200 мам с детьми до 10 лет, маркетплейсы стали основным местом для приобретения товаров для детей. Чаще всего на маркетплейсах заказывают ...

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

19-21 ноября пройдет крупнейший форум страны по маркетплейсам MPSTATS EXPO Трансформация, где на одной площадке встретятся ключевые игроки рынка, чтобы обсудить текущие вызовы и возможности для бизнеса. Бол...

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

Мегамаркет проанализировал, что чаще всего оказывается в "Избранном" и "Корзине" россиян накануне главных распродаж года. Смартфоны, косметика, продукты питания и посуда пополняют списки "Избранного", а кор...

Wildberries запустила собственную сеть АЗС

Объединенная компания Wildberries и Russ объявила о запуске сети автозаправочных станций. Первыми воспользоваться новыми АЗС смогут водители, сотрудничающие с компаниями. В дальнейшем Wildberries планирует ...

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.