Мерчендайзинг online — как он устроен и почему стоит обратить внимание на этот способ продвижения бренда в интернете

Игорь Бахарев

Рост доли электронной коммерции в общем объеме розничной торговли ускоряет развитие интернет-магазинов и маркетплейсов. Они, в свою очередь, дают производителям возможность информировать потребителей о товарах более адресно, проводя онлайн-презентации. Но для того чтобы эти презентации были замечены целевой аудиторией, важно уделять внимание подаче информации о продукте. 

Сегодня уже недостаточно просто иметь карточку товара на торговой онлайн-площадке. Надо заполнять её по определенным стандартам. О том, кто такие онлайн-мерчендайзеры, что они делают и как помогают производителям, рассказывает ведущий маркетолог рекламного агентства «Траст Групп» Карина Малюкова.

Чем онлайн-мерчендайзеры отличаются от коллег из оффлайна

В классическом ритейле мерчендайзер отвечает за презентацию товаров в магазинах, их продвижение, выкладку, выбор мест на полках, размещение рекламных материалов, а также контролирует остатки товаров на складе. Все эти функции выполняет и онлайн-мерчендайзер. Но вместо реальных полок, к которым в оффлайне необходимо привести покупателей, под его контролем находятся витрины мультибрендовых интернет-магазинов. Их оформление имеет большое значение. Важно обеспечить брендам заметность их продукции на страницах сайта, выделить её среди других и направить покупателя к карточкам конкретных товаров.

Делать это можно различными способами. Но, как правило, у онлайн-мерчендайзеров есть ряд определенных работ, которые проводятся со всеми товарными карточками, находящимися в зоне их ответственности. Допустим, компания продает бытовую технику через интернет-магазины и ей нужно, чтобы среди других брендов, представленных на сайте, её товары не терялись, а еще лучше — были каким-то образом выделены. В данном случае перед онлайн-мерчендайзером ставятся задачи по грамотному оформлению карточки товара, настройке её корректного отображения и продвижению. Разберем эти задачи подробнее.

Оформление карточки товара

Первое, на что обращает внимание покупатель, зайдя на сайт, - это его оформление. Важно всё: общий внешний вид интернет-магазина, отображение товаров, баннеров. Обычно ритейлеры устанавливают единые правила, чтобы не нарушалась стилистика визуального ряда. Поэтому онлайн-мерчендайзер должен проверить, гармонично ли смотрится его товар на странице, корректно ли отображаются название и фотографии. При этом важно учитывать особенности потребительского поведения и задействовать инструменты, помогающие удержать посетителя на сайте, а затем — убедить его перейти с главной страницы в каталог или на карточку конкретного товара. Как ни странно, это тоже отчасти задача онлайн-мерчендайзера.

Производитель должен регулярно предоставлять максимальное количество информации о продукте онлайн-мерчендайзеру, который наполнит этими данными новые карточки или усовершенствует уже имеющиеся: добавит необходимые фотографии, отредактирует характеристики товара, проконтролирует наличие товара, проведет работу с отзывами, запустит акции и т.д.

У товарных карточек свои правила оформления, так в них должны содержаться: максимально возможное количество фотографий, краткое описание и технические характеристики. К разным видам контента предъявляются свои требования. Например, в карточках товаров бытовой техники должно быть минимум 6 фото: 4 фотографии общего плана с разных ракурсов и 2 фотографии увеличенных крупных фрагментов, например, чтобы покупатель мог рассмотреть внутреннее пространство морозильной камеры холодильника. 

Кроме того, можно добавить фотографии мелких деталей: кнопок, ручек и дисплеев. Не следует пренебрегать описанием товара, лаконично сложенный текст с указанием ключевых характеристик продукции может выгодно его выделить среди списка идентичных. Но если информации будет слишком много, покупатель растеряется и покинет страницу. Поэтому описание должно быть кратким, но при этом содержать информацию об основных преимуществах продукта. Технические характеристики - тоже базовая часть карточки товара (например, если речь идет об электронике, оргтехнике, бытовых гаджетах и т.д.). Они размещаются отдельным блоком. Здесь подходы представителей бренда и площадки обычно не сходятся. Так, производителю важно разместить на странице максимум технических данных для удобства покупателя. Ритейлер, в свою очередь, выделяет собственный список ключевых характеристик. Не вошедшее в него — остается не отображенным на странице. 

Со временем требования к такому списку могут меняться: какую-то информацию потребуется обновить, какую-то заменить или удалить вовсе. Поэтому онлайн-мерчендайзеру важно держать руку на пульсе и своевременно дополнять карточки необходимыми данными. Кстати, некоторые ритейлеры могут вносить обновления раз в несколько месяцев (например, Wildberries, OZON, Беру).

Кроме того, онлайн-мерчендайзер может включить в карточку товара элементы rich-контента: 360-анимацию, видеоролики и фото товара в интерьере. Все это предоставляется брендом, но дополнительный контент требует вложений, и в некоторых случаях его производство может потребовать существенных затрат.

Настройка отображения

После заполнения карточки товара информацией онлайн-мерчендайзер проверяет корректность её отображения в общем каталоге, в соответствующих категориях, по релевантным фильтрам и ключевым словам.

Фильтры выдачи на сайтах партнеров настраиваются для того, чтобы по запросу покупателю предоставлялись необходимые товары. На первый взгляд может показаться, что в этой работе заинтересованы обе стороны, однако на практике это не всегда так. Контент-менеджеры ритейлера самостоятельно проводят настройку фильтров по каждому товару бренда-партнера. Иногда при настройке допускаются ошибки, отслеживать которые необходимо уже представителям бренда. Онлайн-мерчендайзер, заметив ошибку, не имеет права действовать самостоятельно, но, например, может предложить исправить ошибку контент-менеджеру площадки. Для этого две команды должны работать в партнерстве, и представителю отдела онлайн-маркетинга, скорее всего, придется налаживать такое сотрудничество с нуля.

Для каждой товарной карточки также необходима настройка ключевых слов. Они помогают улучшить ранжирование товаров. Иногда ритейлер не уделяет этому должное внимание и настраивает небольшое количество слов, из-за чего нужные ключевые запросы оказываются неохваченными. Чтобы решить эту проблему, онлайн-мерчендайзеру необходимо проверить поисковую выдачу на сайте по наиболее употребимым ключевым словам поиска для того или иного товара. Чтобы выявить эти слова можно пользоваться сервисами Яндекс метрика, SimilarWeb и т.д. Тогда он может обсудить расширение списка слов с представителем ритейлера. Это довольно сложный процесс многоуровневой коммуникации, которую необходимо выстроить представителю бренда.

Продвижение товара в интернет-магазине

Когда вопрос с контентным наполнением товарных карточек решен, можно переходить к следующему шагу — продвижению. Его можно разделить на две категории: внешнее и внутреннее. В первом случае речь идет о работе по привлечению трафика на площадку. Делать это можно разными способами, такими как выдача товаров в поисковиках, в рекламных объявлениях в социальных сетях и т.д. За реализацию в данном случае отвечает отдел маркетинга. 

А вот внутренним продвижением товаров на страницах интернет-магазина занимаются уже онлайн-мерчендайзеры. В их обязанности входит запуск специальных предложений, размещение баннеров, создание лендинговых страниц, продвижение и продажа сопутствующих товаров.

Запуск специальных предложений — это классический маркетинговый инструмент, который может работать в связке с онлайн-мерчендайзингом. В данном случае от мерчендайзера требуется согласование всех необходимых для акций визуальных материалов: лендинга, баннеров и т.д.

Лендинговая страница, баннеры, страница бренда (shop in shop) — все это дополнительные инструменты привлечения покупателя в мультибрендовом интернет-пространстве. Управление ими онлайн-мерчендайзер осуществляет в связке с аккаунт-менеджером ритейлера. Дополнительного внимания требует оптимизация рекламных материалов под разные форматы для корректного отображения в мобильных версиях сайта, приложениях, личных кабинетах покупателей и т.д.

Повышать средний чек бренды могут и при помощи продвижения и продажи сопутствующих товаров. Но здесь есть определенные нюансы. Как правило, рекомендательные списки формируются площадками автоматически на основании популярности товаров без привязки к конкретным брендам, в то время как последним важно, чтобы потребитель приобретал дополнительно именно их продукцию. В данной ситуации хорошие отношения с ритейлером тоже могут быть полезны. Oнлайн-мерчендайзер, заметив, что товары его бренда не выдаются в разделе сопутствующих, выдаются не полностью или неактуальны, может рекомендовать представителю площадки расширение или корректировку списка.

Сложности и перспективы направления в России

В ближайший перспективе доля онлайн-продаж будет расти во многих сферах, следовательно, возникает необходимость в формировании четкого KPI для оценки виртуальной представленности товаров на сайтах интернет-магазинов. Европейские и американские ритейлеры давно ведут отдельную аналитику по каждому каналу. В России же данные продаж в большинстве случаев сведены в общие отчеты, с которыми сложно работать - анализировать, выстраивать стратегии, выявлять риски и т.д. Ситуация осложняется тем, что зачастую покупки товаров не оформляют полностью в онлайне. В самом лучшем случае заказ формируется через сайт или мобильное приложение, а оплата и передача привязаны к офлайн-точке. С одной стороны, это вопрос привычки, с другой — следствие желания осмотреть товар перед покупкой.

Такая ситуация является сдерживающим фактором развития онлайн-продаж, и участникам рынка придется работать над ее изменением, обучая потребителей новым алгоритмам поведения. Уже сейчас многие российские ритейлеры предлагают скидки и бонусы при оплате заказа онлайн, организуют бесплатные доставку и сборку. В скором времени это даст свои плоды: объем покупок в онлайне будет увеличиваться, бренды начнут конкурировать еще более активно, и у онлайн-мерчендайзеров прибавится работы. Но готовиться к такому развитию событий стоит уже сейчас.

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Исследование покупательских предпочтений: интернет-магазины vs. маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.