Куда будут продавать российские экспортеры в 2023 году

Игорь Бахарев

До 2022 года многие российские экспортеры не задумывались о расширении географии. Ключевыми направлениями были США и страны ЕС, и этого хватало подавляющему числу бизнесов. Но в условиях логистических и транзакционных изменений предприниматели начали искать новые возможности. Оказаться в числе первых на новом рынке - большая коммерческая удача. Руководитель бизнеса "Экспорт" Почты России Павел Медников разобрал потенциал и особенности каждого региона.  

Латинская Америка

По данным Statista, в регионе насчитывается около 300 млн онлайн-покупателей. Самые большие e-comm рынки в Бразилии, Мексике и Аргентине. Товарооборот России и Бразилии по итогам 2021 года составил $7,5 млд. Москва входит в топ-10 регионов России, которые отправляют несырьевую неэнергетическую продукцию в Латинскую Америку, и занимает пятое место по объему экспорта.

У российских товаров в регионе большой потенциал. Популярностью пользуются электроника, одежда и обувь, игры, товары для хобби, мебель, бытовая техника и косметика.

Первое место среди онлайн-площадок в Латинской Америке занимает Mercado Libre (670 млн посещений в месяц). На Бразилию, как крупнейшую страну региона, приходится 25% всего латиноамериканского e-comm рынка. В стране есть собственные площадки: крупнейшие маркетплейсы Americanas (129 млн) и Casas Bahia (83 млн). Чтобы начать продавать без посредников, стоит адаптировать сайт интернет-магазина, предложив онлайн-покупателям версию на испанском и португальском языках.

При выходе в страны Латинской Америки необходимо помнить о возможных налогах и таможенных пошлинах в стране назначения. Так, в Бразилии и Аргентине, для почтовых отправлений действует порог беспошлинного ввоза в $50. А размер пошлины составляет от 10% до 35% и рассчитывается от CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страховка, фрахт).

С начала высокого сезона общее количество отправлений в страны Латинской Америки в Почте выросло на 35%. Безусловными лидерами остаются Мексика и Бразилия. Для экспортеров, которые фокусировались на рынок США, - этот регион является прекрасной возможностью расширить бизнес. Покупательские предпочтения тут схожи и, если товар пользовался хорошим спросом на Amazon или Ebay, стоит попробовать разместить его и на местных маркетплейсах.

Африка

По прогнозам Международной торговой палаты, количество онлайн-покупателей в регионе к 2025 году превысит 500 млн человек. Самыми перспективными странами для российского экспорта считаются ЮАР, Нигерия, Кения и Марокко.

Среди всех континентов именно в Африке - самая большая доля молодого населения. По прогнозам Bigen Global Limited к 2025 году доля людей в возрасте до 25 лет составит здесь больше 60%. Учитывая экономические и демографические тенденции, в ближайшие десять лет рынок товаров и повседневных услуг тут будет развиваться быстрее других регионов. Локальные производители не смогут так быстро удовлетворить внутренний спрос. Это даёт российским экспортерам возможность занять существенную долю рынка. Наиболее популярные категории для покупок за рубежом - одежда и обувь, электроника, игрушки и товары для хобби, мебель и товары для дома.

В регионе нет крупного глобального маркетплейса. Потребители предпочитают покупать товары на локальных онлайн-площадках- Jumia и Konga. Изучив ассортимент этих магазинов, экспортер сможет оценить потенциал своего товара и познакомиться с позиционированием, который принят на зарубежном рынке.

В регионе достаточно низкий уровень проникновения банковских карт. У 88% жителей Кении есть счет в банке, тогда как в Марокко 70% взрослого населения предпочитает расплачиваться наличными. Самый востребованный способ оплаты для интернет-торговли здесь - мобильные платежи. Например, в Кении и Танзании 58% жителей регулярно пользуются системой M-pesa.

В октябре мы в Почте зафиксировали рост количества отправок к страны Африки. В топе у российских предпринимателей оказались Нигерия и Тунис. Они сместили традиционного лидера региона - ЮАР, на который приходится почти 40% несырьевого экспорта из России. 

Ближний Восток

В прошлом году объем розничного российского экспорта в страны Ближнего Востока составил $1,4 млрд, что на 42% больше, чем в предыдущем году. Больше половины (66%) населения региона совершают онлайн-покупки за границей.

ОАЭ могут быть перспективным рынком для нишевых и люксовых товаров, а в Катаре популярностью пользуются подарочные изделия, электроника, товары для красоты и здоровья, а также видеоигры, книги и автозапчасти. Ключевые онлайн-площадки в регионе - маркетплейсы Amazon, Namshi и Noon. Кроме того, многие потребители в странах Ближнего Востока покупают товары в социальных сетях.

Среди особенностей стоит выделить халяльные ограничения и строгий образ жизни, которого придерживается часть населения из-за религиозных убеждений.

ЕАЭС

В 2021 году, по данным исследования Data Insight, доля стран ЕАЭС в экспортной выручке российских продавцов достигала 42%, и эта цифра продолжает расти. В этом году среди стран ближнего зарубежья по объему российского экспорта по-прежнему лидируют Беларусь и Казахстан. Доля России в товарообороте Беларуси стабильно составляет порядка 50%. А в импорте Казахстана доля российских товаров за январь-апрель 2022 года составила 39% по данным АФК.

Крупнейший маркетплейс Казахстана - Kaspi.kz. Его доля на e-comm рынке страны порядка 70%. В Беларуси стоит обратить внимание на локальные онлайн-площадки TUT.BY и DEAL.BY. В странах СНГ также широко представлены и российские маркетплейсы: Wildberries, Ozon и Lamoda.

Среди российских товаров, востребованных на рынке Казахстана, - минеральные удобрения, шоколад и сладости, кожаные изделия, домашний текстиль и косметика. Для Беларуси этот список будет также актуален, но стоит добавить автомобильные запчасти, бытовую химию и обувь, которые много лет пользуются там высоким спросом.

Связаться с автором статьи можно по почте export@russianpost.ru.

Материал по теме

Продукты из России на китайских маркетплейсах: аналитика

Материал по теме

Как вывезти товар европейский рынок: советы от бренда Canoe

Материал по теме

Data Insight: рынок розничного онлайн-экспорта

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Всё об HR-трендах на конференции "Карьера в ритейл и электронной коммерции"

Приглашаем вас принять участие в конференции "Карьера в ритейл и электронной коммерции", которая состоится 7 декабря в 16:00 в МГИМО. Вход свободный по предварительной регистрации. Дата и время: ...

Илья Кретов (Tinkoff eCommerce): мы переходим к четвертой стадии развития рынка

Рынок eСommerce за несколько лет может вырасти в 2-3 раза, считает директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов. "Сейчас продажи на Ecom занимают 15% от всего товара, что покупается в стране. Но относитель...

Avito вводит сбор в 2% за пользование "Авито Доставкой"

Avito сообщил продавцам о том, что уже с 6 декабря собирается ввести комиссию в 2% за продажу заказов с доставкой от сервиса. Сбор взимается только в случае, если покупатель подтвердил получение товара. Есл...

В России растет мода на б/у-телефоны и одежду

В условиях ухода зарубежных брендов и инфляции россияне увеличивают спрос на б/у вещи. Как следует из результатов опроса, проведенного СДЭК совместно с онлайн-магазином секонд-хенда Рекульт, сейчас каждый ч...

"Кибернеделя-2022" в США: сводные данные NRF и Deloitte

Киберпонедельник стал самым крупным днем распродаж за всю историю eCommerce в США: покупатели потратили в этот день рекордные $11,3 млрд, что на 5,8% больше, чем в прошлом году. Согласно данным еже...

Более 20% закупок МСП перейдут в 2023 году в формат электронного магазина

Крупнейшая электронная торговая площадка РТС-тендер подвела первые итоги работы электронного магазина для закупок у предприятий малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Сервис позволяет заказчикам провод...