Куда будут продавать российские экспортеры в 2023 году

Игорь Бахарев

До 2022 года многие российские экспортеры не задумывались о расширении географии. Ключевыми направлениями были США и страны ЕС, и этого хватало подавляющему числу бизнесов. Но в условиях логистических и транзакционных изменений предприниматели начали искать новые возможности. Оказаться в числе первых на новом рынке - большая коммерческая удача. Руководитель бизнеса "Экспорт" Почты России Павел Медников разобрал потенциал и особенности каждого региона.  

Латинская Америка

По данным Statista, в регионе насчитывается около 300 млн онлайн-покупателей. Самые большие e-comm рынки в Бразилии, Мексике и Аргентине. Товарооборот России и Бразилии по итогам 2021 года составил $7,5 млд. Москва входит в топ-10 регионов России, которые отправляют несырьевую неэнергетическую продукцию в Латинскую Америку, и занимает пятое место по объему экспорта.

У российских товаров в регионе большой потенциал. Популярностью пользуются электроника, одежда и обувь, игры, товары для хобби, мебель, бытовая техника и косметика.

Первое место среди онлайн-площадок в Латинской Америке занимает Mercado Libre (670 млн посещений в месяц). На Бразилию, как крупнейшую страну региона, приходится 25% всего латиноамериканского e-comm рынка. В стране есть собственные площадки: крупнейшие маркетплейсы Americanas (129 млн) и Casas Bahia (83 млн). Чтобы начать продавать без посредников, стоит адаптировать сайт интернет-магазина, предложив онлайн-покупателям версию на испанском и португальском языках.

При выходе в страны Латинской Америки необходимо помнить о возможных налогах и таможенных пошлинах в стране назначения. Так, в Бразилии и Аргентине, для почтовых отправлений действует порог беспошлинного ввоза в $50. А размер пошлины составляет от 10% до 35% и рассчитывается от CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страховка, фрахт).

С начала высокого сезона общее количество отправлений в страны Латинской Америки в Почте выросло на 35%. Безусловными лидерами остаются Мексика и Бразилия. Для экспортеров, которые фокусировались на рынок США, - этот регион является прекрасной возможностью расширить бизнес. Покупательские предпочтения тут схожи и, если товар пользовался хорошим спросом на Amazon или Ebay, стоит попробовать разместить его и на местных маркетплейсах.

Африка

По прогнозам Международной торговой палаты, количество онлайн-покупателей в регионе к 2025 году превысит 500 млн человек. Самыми перспективными странами для российского экспорта считаются ЮАР, Нигерия, Кения и Марокко.

Среди всех континентов именно в Африке - самая большая доля молодого населения. По прогнозам Bigen Global Limited к 2025 году доля людей в возрасте до 25 лет составит здесь больше 60%. Учитывая экономические и демографические тенденции, в ближайшие десять лет рынок товаров и повседневных услуг тут будет развиваться быстрее других регионов. Локальные производители не смогут так быстро удовлетворить внутренний спрос. Это даёт российским экспортерам возможность занять существенную долю рынка. Наиболее популярные категории для покупок за рубежом - одежда и обувь, электроника, игрушки и товары для хобби, мебель и товары для дома.

В регионе нет крупного глобального маркетплейса. Потребители предпочитают покупать товары на локальных онлайн-площадках- Jumia и Konga. Изучив ассортимент этих магазинов, экспортер сможет оценить потенциал своего товара и познакомиться с позиционированием, который принят на зарубежном рынке.

В регионе достаточно низкий уровень проникновения банковских карт. У 88% жителей Кении есть счет в банке, тогда как в Марокко 70% взрослого населения предпочитает расплачиваться наличными. Самый востребованный способ оплаты для интернет-торговли здесь - мобильные платежи. Например, в Кении и Танзании 58% жителей регулярно пользуются системой M-pesa.

В октябре мы в Почте зафиксировали рост количества отправок к страны Африки. В топе у российских предпринимателей оказались Нигерия и Тунис. Они сместили традиционного лидера региона - ЮАР, на который приходится почти 40% несырьевого экспорта из России. 

Ближний Восток

В прошлом году объем розничного российского экспорта в страны Ближнего Востока составил $1,4 млрд, что на 42% больше, чем в предыдущем году. Больше половины (66%) населения региона совершают онлайн-покупки за границей.

ОАЭ могут быть перспективным рынком для нишевых и люксовых товаров, а в Катаре популярностью пользуются подарочные изделия, электроника, товары для красоты и здоровья, а также видеоигры, книги и автозапчасти. Ключевые онлайн-площадки в регионе - маркетплейсы Amazon, Namshi и Noon. Кроме того, многие потребители в странах Ближнего Востока покупают товары в социальных сетях.

Среди особенностей стоит выделить халяльные ограничения и строгий образ жизни, которого придерживается часть населения из-за религиозных убеждений.

ЕАЭС

В 2021 году, по данным исследования Data Insight, доля стран ЕАЭС в экспортной выручке российских продавцов достигала 42%, и эта цифра продолжает расти. В этом году среди стран ближнего зарубежья по объему российского экспорта по-прежнему лидируют Беларусь и Казахстан. Доля России в товарообороте Беларуси стабильно составляет порядка 50%. А в импорте Казахстана доля российских товаров за январь-апрель 2022 года составила 39% по данным АФК.

Крупнейший маркетплейс Казахстана - Kaspi.kz. Его доля на e-comm рынке страны порядка 70%. В Беларуси стоит обратить внимание на локальные онлайн-площадки TUT.BY и DEAL.BY. В странах СНГ также широко представлены и российские маркетплейсы: Wildberries, Ozon и Lamoda.

Среди российских товаров, востребованных на рынке Казахстана, - минеральные удобрения, шоколад и сладости, кожаные изделия, домашний текстиль и косметика. Для Беларуси этот список будет также актуален, но стоит добавить автомобильные запчасти, бытовую химию и обувь, которые много лет пользуются там высоким спросом.

Связаться с автором статьи можно по почте export@russianpost.ru.

Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

Доставка кофе с препятствиями: как онлайн-магазин кофе внедрял доставку в соседние страны

Материал по теме

Продукты из России на китайских маркетплейсах: аналитика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Исследовательское агентство Data Insight совместно с AWG представили четвертый рейтинг крупнейших омниканальных ритейлеров. В этом году оценивался прогресс компаний по сравнению с 2023 годом. Hoff занял пер...

Новый закон о маркетплейсах: что изменится?

Минэкономразвития завершило работу над законопроектом "О платформенной экономике". Новый документ, призванный регулировать деятельность маркетплейсов и других цифровых платформ, будет направлен на обеспечен...

Яндекс Маркет нарастил кроссбордерные продажи в 4 раза

Яндекс Маркет успешно развивает направление трансграничной торговли. Количество заказов из-за границы на площадке за год увеличилось более чем в четыре раза, сообщает казанский новостной портал Inkazan. Такой с...

Wildberries запустит масштабную рекламную сеть в своих пунктах выдачи заказов

Маркетплейс Wildberries объявил о планах установить рекламные экраны в 10 000 своих пунктов выдачи заказов по всей России. Это позволит не только расширить рекламные возможности для продавцов на платформе, ...

М.Видео и Эльдорадо подключили оплату улыбкой

Сеть М.Видео-Эльдорадо запустила возможность "оплаты улыбкой", то есть покупка по биометрии, без карты или смартфона. При этом, клиенты Сбера могут оплачивать покупки как картой Сбера, так и картами других ...

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.