Как запустить интернет-магазин с 20 000 SKU за полгода ― кейс казахстанской строительной сети и panfilov.digital

Игорь Бахарев
Иногда бизнес требует невозможное ― например, выполнить проект в два раза быстрее, чем может команда. Но если действовать гибко, то даже объемную задачу реально ускорить. Как с нуля написать код для онлайн-гипермаркета с 20 тыс. SKU за полгода, делится основатель panfilov.digital Максим Панфилов.

В 2020 году объем электронной торговли в мире за год вырос на 27% ― пандемия дала ей мощный импульс. Одним из самых быстрорастущих стал рынок Казахстана, где объем онлайн-покупок за этот период увеличился на 57%. 

Игроки рынка не могли это не заметить, и в августе 2020 владелец сети строительных гипермаркетов в Казахстане «Аквилон» решил обновить свой интернет-магазин. За выполнением задачи компания обратилась в нашу компанию. Мы сразу поняли: проще создать новый сайт, чем улучшать старый. Сайт akvilon.kz был написан на Битриксе, плохой UX в нем отпугивал пользователей, а технические решения были неэффективны. Такая задача оценивается в год работы. Но нам нужно было успеть за полгода, ведь старт сезона приходился на март. Поделюсь тремя ключевыми принципами, которые позволили нам ускориться в два раза. 

Принцип 1. MVP для быстрого запуска и обратной связи

Первое время пользователи любого продукта могут быть удовлетворены минимальным набором функций. Для akvilon.kz основными функциями были «каталог» и «оформление заказа». Их мы и решили запустить первым делом. 

Решение начать с MVP значительно сократило объем задач. Мы выиграли время для маркетологов, которые заранее занялись привлечением трафика, тем самым сократив time-to-market. А команда разработчиков быстро получила обратную связь от реальной аудитории, что позволило не строить ошибочные гипотезы. Первые отзывы помогли внести изменения в карту пути пользователя, определили приоритеты и стали главным источником информации в планировании обновлений.

Запускаться с ограниченным набором фич ― это нормально. Забегая вперед, вплоть до весны у нас не работала функция программы лояльности из-за сложностей с 1С. Дело в том, что "Аквилон" хранил всю информацию о товарах и заказах в 1С, которая впоследствии использовалась как мастер-система. В процессе интеграции наша команда обнаружила, что 1С была неустойчива даже к небольшому росту нагрузки. 

Тогда мы использовали менеджер очередей RabbitMQ, который сыграл роль «зала ожидания», но программа лояльности в нем не работала. Мы все равно выпустили релиз и собрали положительные отзывы.

Принцип 2. CustDev для расстановки приоритетов

Основные функции готовы ― нужно было двигаться дальше. Усилить обратную связь от первых пользователей помог Customer Development. В идеальном сценарии CustDev присутствует на протяжении всего жизненного цикла проекта, но именно на старте играет решающую роль. Нам нужно было выяснить, какие функции важны для клиента интернет-магазина "Аквилон", чтобы расставить дальнейшие приоритеты.

Мы провели опрос 10 постоянных клиентов "Аквилона" и выяснили, какие фичи поставить в приоритет. Ими стали быстрая загрузка страниц, простой и понятный каталог, удобный поиск и мобильная версия.

Принцип 3. Проектирование для четкого плана

Напомню, сроки были сжатыми. Кажется, логично сразу начать кодить. Но 3 месяца из 6 мы посвятили проектированию. Для нас было важно изучить все бизнес-процессы и построить общую модель их взаимодействия до того как напишется код, чтобы в будущем не терять время на исправления.

Для проектирования мы выбрали подход Domain Driven Design. Это отличный вариант для проектов со сложной бизнес-логикой или высокой степенью "запутанности". 

DDD предполагает глубокое погружение разработчиков в бизнес заказчика. Когда вы понимаете предметную область, с клиентом зарождается единый язык общения – Ubiquitous language. Так между клиентом и командой создается контакт, и первый может дать экспертный комментарий в своей области.

Еще одна причина применения DDD-подхода в проекте "Аквилон" – сложность фильтрации товаров и медленная загрузка сайта. Проблема в том, что в старом интернет-магазине информация о товарах хранилась в реляционной базе, из-за этого клиент должен был просматривать каталог вручную. 

Разберемся на примере. У разных категорий строительных материалов элементы характеристики практически не пересекаются. Выбирая декоративную штукатурку, нам важны фактура, температура эксплуатации, устойчивость к влаге. В характеристике электродрели  ―- мощность, количество оборотов в минуту, эргономика. Но реляционная база, работающая на “Битриксе”, организует все эти данные в одну большую Excel таблицу с пустыми ячейками, что затрудняет фильтрацию. 

Вернемся на пару абзацев выше, где я рассказывал про результаты применения CustDev. Одним из приоритетов стал удобный поиск, и это действительно важный элемент успеха качественного UX онлайн-магазина. Нам нужен был каталог с нечеткой структурой, поэтому мы внедрили MangoDB – документированную СУБД, которая не требует описания схемы таблиц. Так мы добились функции быстрой фильтрации товаров, и сайт не зависал.

Результаты

К сентябрю 2022 года посещаемость akvilon.kz  увеличилась больше, чем в 4 раза по сравнению с 2021 и достигла 200 тыс. уникальных пользователей. За этот период мы выпустили мобильное приложение и реализовали интерфейс для рабочих планшетов менеджеров торговых точек.  

3 шага для создания интернет-магазина в сжатые сроки

1) Запустите MVP. Так вы быстро выйдете на рынок, а дорабатывать продукт будете на основе реальных отзывов, а не ваших гипотез.

2) Используйте DDD-подход. Общайтесь с экспертами бизнеса и прислушивайтесь к ним, чтобы избежать дополнительных затрат. Чем серьезнее вы отнесетесь к этапу проектирования, тем больше времени сэкономите на исправлении ошибок в будущем.

3) Расставьте приоритеты. Методология CustDev на старте проекта играет решающую роль, поскольку существующие пользователи продукта – один из лучших источников информации. Общайтесь с клиентами и на других этапах жизненного цикла продукта, чтобы оставаться конкурентоспособными.


Материал по теме

Рекордно быстрый запуск eCommerce и программа лояльности для FMCG-ритейлера: кейс Aero и Selgros

Материал по теме

Перезапуск интернет-магазина с CMS на фреймворк: кейс Creonit

Материал по теме

Кейс Decathlon и Aero: взаимная интеграция команд и внедрение в экосистему ecommerce-сервисов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Тихий голос клиента: от маленького инсайта к большим изменениям. CX-исследования в eCommerce

Бизнес собирает обратную связь от клиентов, но часто не понимает, как в потоке обратной связи выделить значимые проблемы, перевернуть их в задачу, оценить, реализовать и получить пользу. На митапе Aero eComm...

Бизнес соберут на "Территории продаж"

Этот форум нельзя пропустить! 5 апреля мы приглашаем специалистов по продажам, которые хотят увеличить продажи. Ведущие эксперты раскроют ошибки в работе с целевой аудиторией. Расскажут, как сегодня продава...

Интернет-торговля в России 2022: аналитика Data Insight

В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. Это следует из ежегодного отчёта "Интернет-торговля в России 2022" от Data Insight. Эксперты раскрыли...

"Самокат" выйдет в офлайн в Подмосковье

Сервис быстрой доставки продуктов "Самокат" собирается расширить свой охват и открыть офлайн-точки в городах, где он еще не работает. Как говорится в опубликованных вакансиях продавцов-кассиров, такие точки...

В Федерации профсоюзов России зарегистрировали профсоюзы работников Wildberries

Федерация независимых профсоюзов России зарегистрировала профсоюзы, созданные сотрудниками Wildberries в Челябинской и Липецкой областях. Эти профсоюзы были приняты в региональные федерации профсоюзов. ...

Европейский рынок eCommerce упал на 7%

В 2022 году электронная коммерция продолжила развиваться как ключевой экономический сектор в большинстве стран Европы, отмечают эксперты ecommerceDB. В среднем, 62% потребителей в Европе использовали онлайн...