Как запустить интернет-магазин с 20 000 SKU за полгода ― кейс казахстанской строительной сети и panfilov.digital

Игорь Бахарев
Иногда бизнес требует невозможное ― например, выполнить проект в два раза быстрее, чем может команда. Но если действовать гибко, то даже объемную задачу реально ускорить. Как с нуля написать код для онлайн-гипермаркета с 20 тыс. SKU за полгода, делится основатель panfilov.digital Максим Панфилов.

В 2020 году объем электронной торговли в мире за год вырос на 27% ― пандемия дала ей мощный импульс. Одним из самых быстрорастущих стал рынок Казахстана, где объем онлайн-покупок за этот период увеличился на 57%. 

Игроки рынка не могли это не заметить, и в августе 2020 владелец сети строительных гипермаркетов в Казахстане «Аквилон» решил обновить свой интернет-магазин. За выполнением задачи компания обратилась в нашу компанию. Мы сразу поняли: проще создать новый сайт, чем улучшать старый. Сайт akvilon.kz был написан на Битриксе, плохой UX в нем отпугивал пользователей, а технические решения были неэффективны. Такая задача оценивается в год работы. Но нам нужно было успеть за полгода, ведь старт сезона приходился на март. Поделюсь тремя ключевыми принципами, которые позволили нам ускориться в два раза. 

Принцип 1. MVP для быстрого запуска и обратной связи

Первое время пользователи любого продукта могут быть удовлетворены минимальным набором функций. Для akvilon.kz основными функциями были «каталог» и «оформление заказа». Их мы и решили запустить первым делом. 

Решение начать с MVP значительно сократило объем задач. Мы выиграли время для маркетологов, которые заранее занялись привлечением трафика, тем самым сократив time-to-market. А команда разработчиков быстро получила обратную связь от реальной аудитории, что позволило не строить ошибочные гипотезы. Первые отзывы помогли внести изменения в карту пути пользователя, определили приоритеты и стали главным источником информации в планировании обновлений.

Запускаться с ограниченным набором фич ― это нормально. Забегая вперед, вплоть до весны у нас не работала функция программы лояльности из-за сложностей с 1С. Дело в том, что "Аквилон" хранил всю информацию о товарах и заказах в 1С, которая впоследствии использовалась как мастер-система. В процессе интеграции наша команда обнаружила, что 1С была неустойчива даже к небольшому росту нагрузки. 

Тогда мы использовали менеджер очередей RabbitMQ, который сыграл роль «зала ожидания», но программа лояльности в нем не работала. Мы все равно выпустили релиз и собрали положительные отзывы.

Принцип 2. CustDev для расстановки приоритетов

Основные функции готовы ― нужно было двигаться дальше. Усилить обратную связь от первых пользователей помог Customer Development. В идеальном сценарии CustDev присутствует на протяжении всего жизненного цикла проекта, но именно на старте играет решающую роль. Нам нужно было выяснить, какие функции важны для клиента интернет-магазина "Аквилон", чтобы расставить дальнейшие приоритеты.

Мы провели опрос 10 постоянных клиентов "Аквилона" и выяснили, какие фичи поставить в приоритет. Ими стали быстрая загрузка страниц, простой и понятный каталог, удобный поиск и мобильная версия.

Принцип 3. Проектирование для четкого плана

Напомню, сроки были сжатыми. Кажется, логично сразу начать кодить. Но 3 месяца из 6 мы посвятили проектированию. Для нас было важно изучить все бизнес-процессы и построить общую модель их взаимодействия до того как напишется код, чтобы в будущем не терять время на исправления.

Для проектирования мы выбрали подход Domain Driven Design. Это отличный вариант для проектов со сложной бизнес-логикой или высокой степенью "запутанности". 

DDD предполагает глубокое погружение разработчиков в бизнес заказчика. Когда вы понимаете предметную область, с клиентом зарождается единый язык общения – Ubiquitous language. Так между клиентом и командой создается контакт, и первый может дать экспертный комментарий в своей области.

Еще одна причина применения DDD-подхода в проекте "Аквилон" – сложность фильтрации товаров и медленная загрузка сайта. Проблема в том, что в старом интернет-магазине информация о товарах хранилась в реляционной базе, из-за этого клиент должен был просматривать каталог вручную. 

Разберемся на примере. У разных категорий строительных материалов элементы характеристики практически не пересекаются. Выбирая декоративную штукатурку, нам важны фактура, температура эксплуатации, устойчивость к влаге. В характеристике электродрели  ―- мощность, количество оборотов в минуту, эргономика. Но реляционная база, работающая на “Битриксе”, организует все эти данные в одну большую Excel таблицу с пустыми ячейками, что затрудняет фильтрацию. 

Вернемся на пару абзацев выше, где я рассказывал про результаты применения CustDev. Одним из приоритетов стал удобный поиск, и это действительно важный элемент успеха качественного UX онлайн-магазина. Нам нужен был каталог с нечеткой структурой, поэтому мы внедрили MangoDB – документированную СУБД, которая не требует описания схемы таблиц. Так мы добились функции быстрой фильтрации товаров, и сайт не зависал.

Результаты

К сентябрю 2022 года посещаемость akvilon.kz  увеличилась больше, чем в 4 раза по сравнению с 2021 и достигла 200 тыс. уникальных пользователей. За этот период мы выпустили мобильное приложение и реализовали интерфейс для рабочих планшетов менеджеров торговых точек.  

3 шага для создания интернет-магазина в сжатые сроки

1) Запустите MVP. Так вы быстро выйдете на рынок, а дорабатывать продукт будете на основе реальных отзывов, а не ваших гипотез.

2) Используйте DDD-подход. Общайтесь с экспертами бизнеса и прислушивайтесь к ним, чтобы избежать дополнительных затрат. Чем серьезнее вы отнесетесь к этапу проектирования, тем больше времени сэкономите на исправлении ошибок в будущем.

3) Расставьте приоритеты. Методология CustDev на старте проекта играет решающую роль, поскольку существующие пользователи продукта – один из лучших источников информации. Общайтесь с клиентами и на других этапах жизненного цикла продукта, чтобы оставаться конкурентоспособными.


Материал по теме

Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

Материал по теме

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

Материал по теме

Как "Dostaeвский" переосмыслил свой подход к клиентам и добился успеха

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

Издательство «Просвещение» давно превратилось в экосистему цифровых образовательных сервисов. Компания разрабатывает и продаёт игры и игрушки, а также организует просветительские проекты для учёбы и развития. О...

Узбекистан: стремительный рост электронной коммерции

Электронная коммерция в Узбекистане переживает бурный рост. За последние 10 лет она стала неотъемлемой частью экономики страны. Свидетельством этому служит динамичный рост числа маркетплейсов: на сегодн...

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность продажи "сатанинской атрибутики" в интернете. По словам парламентария, в последнее время к ней ...

Сеть Amazing Red открыла онлайн-магазин

Сеть мультибрендовых магазинов Amazing Red, предлагающая одежду, обувь и аксессуары в спортивном и уличном стиле от ведущих мировых брендов, таких как Puma, Nike, Asics и Hoka, объявляет о запуске интернет-мага...

7 факторов, которые делают программы лояльности эффективными

Исследование Antavo показало, что программы лояльности — один из наиболее эффективных маркетинговых инструментов во время спада покупательской способности. О том, какие факторы учесть при внедрении эффективн...

ECOM на Неделе Ритейла. Все о трендах, стратегиях лидерства и технологиях в eCommerce

Программа трека Ecom в рамках "Недели Российского Ритейла" строится с учетом современных вызовов и актуальной повестки развития электронной коммерции в стране, включая изменения российского законодательного ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.