Как запустить интернет-магазин с 20 000 SKU за полгода ― кейс казахстанской строительной сети и panfilov.digital

Игорь Бахарев
Иногда бизнес требует невозможное ― например, выполнить проект в два раза быстрее, чем может команда. Но если действовать гибко, то даже объемную задачу реально ускорить. Как с нуля написать код для онлайн-гипермаркета с 20 тыс. SKU за полгода, делится основатель panfilov.digital Максим Панфилов.

В 2020 году объем электронной торговли в мире за год вырос на 27% ― пандемия дала ей мощный импульс. Одним из самых быстрорастущих стал рынок Казахстана, где объем онлайн-покупок за этот период увеличился на 57%. 

Игроки рынка не могли это не заметить, и в августе 2020 владелец сети строительных гипермаркетов в Казахстане «Аквилон» решил обновить свой интернет-магазин. За выполнением задачи компания обратилась в нашу компанию. Мы сразу поняли: проще создать новый сайт, чем улучшать старый. Сайт akvilon.kz был написан на Битриксе, плохой UX в нем отпугивал пользователей, а технические решения были неэффективны. Такая задача оценивается в год работы. Но нам нужно было успеть за полгода, ведь старт сезона приходился на март. Поделюсь тремя ключевыми принципами, которые позволили нам ускориться в два раза. 

Принцип 1. MVP для быстрого запуска и обратной связи

Первое время пользователи любого продукта могут быть удовлетворены минимальным набором функций. Для akvilon.kz основными функциями были «каталог» и «оформление заказа». Их мы и решили запустить первым делом. 

Решение начать с MVP значительно сократило объем задач. Мы выиграли время для маркетологов, которые заранее занялись привлечением трафика, тем самым сократив time-to-market. А команда разработчиков быстро получила обратную связь от реальной аудитории, что позволило не строить ошибочные гипотезы. Первые отзывы помогли внести изменения в карту пути пользователя, определили приоритеты и стали главным источником информации в планировании обновлений.

Запускаться с ограниченным набором фич ― это нормально. Забегая вперед, вплоть до весны у нас не работала функция программы лояльности из-за сложностей с 1С. Дело в том, что "Аквилон" хранил всю информацию о товарах и заказах в 1С, которая впоследствии использовалась как мастер-система. В процессе интеграции наша команда обнаружила, что 1С была неустойчива даже к небольшому росту нагрузки. 

Тогда мы использовали менеджер очередей RabbitMQ, который сыграл роль «зала ожидания», но программа лояльности в нем не работала. Мы все равно выпустили релиз и собрали положительные отзывы.

Принцип 2. CustDev для расстановки приоритетов

Основные функции готовы ― нужно было двигаться дальше. Усилить обратную связь от первых пользователей помог Customer Development. В идеальном сценарии CustDev присутствует на протяжении всего жизненного цикла проекта, но именно на старте играет решающую роль. Нам нужно было выяснить, какие функции важны для клиента интернет-магазина "Аквилон", чтобы расставить дальнейшие приоритеты.

Мы провели опрос 10 постоянных клиентов "Аквилона" и выяснили, какие фичи поставить в приоритет. Ими стали быстрая загрузка страниц, простой и понятный каталог, удобный поиск и мобильная версия.

Принцип 3. Проектирование для четкого плана

Напомню, сроки были сжатыми. Кажется, логично сразу начать кодить. Но 3 месяца из 6 мы посвятили проектированию. Для нас было важно изучить все бизнес-процессы и построить общую модель их взаимодействия до того как напишется код, чтобы в будущем не терять время на исправления.

Для проектирования мы выбрали подход Domain Driven Design. Это отличный вариант для проектов со сложной бизнес-логикой или высокой степенью "запутанности". 

DDD предполагает глубокое погружение разработчиков в бизнес заказчика. Когда вы понимаете предметную область, с клиентом зарождается единый язык общения – Ubiquitous language. Так между клиентом и командой создается контакт, и первый может дать экспертный комментарий в своей области.

Еще одна причина применения DDD-подхода в проекте "Аквилон" – сложность фильтрации товаров и медленная загрузка сайта. Проблема в том, что в старом интернет-магазине информация о товарах хранилась в реляционной базе, из-за этого клиент должен был просматривать каталог вручную. 

Разберемся на примере. У разных категорий строительных материалов элементы характеристики практически не пересекаются. Выбирая декоративную штукатурку, нам важны фактура, температура эксплуатации, устойчивость к влаге. В характеристике электродрели  ―- мощность, количество оборотов в минуту, эргономика. Но реляционная база, работающая на “Битриксе”, организует все эти данные в одну большую Excel таблицу с пустыми ячейками, что затрудняет фильтрацию. 

Вернемся на пару абзацев выше, где я рассказывал про результаты применения CustDev. Одним из приоритетов стал удобный поиск, и это действительно важный элемент успеха качественного UX онлайн-магазина. Нам нужен был каталог с нечеткой структурой, поэтому мы внедрили MangoDB – документированную СУБД, которая не требует описания схемы таблиц. Так мы добились функции быстрой фильтрации товаров, и сайт не зависал.

Результаты

К сентябрю 2022 года посещаемость akvilon.kz  увеличилась больше, чем в 4 раза по сравнению с 2021 и достигла 200 тыс. уникальных пользователей. За этот период мы выпустили мобильное приложение и реализовали интерфейс для рабочих планшетов менеджеров торговых точек.  

3 шага для создания интернет-магазина в сжатые сроки

1) Запустите MVP. Так вы быстро выйдете на рынок, а дорабатывать продукт будете на основе реальных отзывов, а не ваших гипотез.

2) Используйте DDD-подход. Общайтесь с экспертами бизнеса и прислушивайтесь к ним, чтобы избежать дополнительных затрат. Чем серьезнее вы отнесетесь к этапу проектирования, тем больше времени сэкономите на исправлении ошибок в будущем.

3) Расставьте приоритеты. Методология CustDev на старте проекта играет решающую роль, поскольку существующие пользователи продукта – один из лучших источников информации. Общайтесь с клиентами и на других этапах жизненного цикла продукта, чтобы оставаться конкурентоспособными.


Материал по теме

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

Материал по теме

Как "Dostaeвский" переосмыслил свой подход к клиентам и добился успеха

Материал по теме

Как масштабировать бизнес в узкой тематике в регионы: кейс

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Узнайте о новых бизнес-стратегиях на Universe Ecom Convention 2024

Международный Форум Universe Ecom Convention 2024 "Глобальная цифровая трансформация будущего. Финтех, Банки, Ритейл" 22-23 мая, Стадион Спартак, г. Москва, Волоколамское шоссе, 69. Ждем вас в гости н...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.