Как запустить интернет-магазин с 20 000 SKU за полгода ― кейс казахстанской строительной сети и panfilov.digital

Игорь Бахарев
Иногда бизнес требует невозможное ― например, выполнить проект в два раза быстрее, чем может команда. Но если действовать гибко, то даже объемную задачу реально ускорить. Как с нуля написать код для онлайн-гипермаркета с 20 тыс. SKU за полгода, делится основатель panfilov.digital Максим Панфилов.

В 2020 году объем электронной торговли в мире за год вырос на 27% ― пандемия дала ей мощный импульс. Одним из самых быстрорастущих стал рынок Казахстана, где объем онлайн-покупок за этот период увеличился на 57%. 

Игроки рынка не могли это не заметить, и в августе 2020 владелец сети строительных гипермаркетов в Казахстане «Аквилон» решил обновить свой интернет-магазин. За выполнением задачи компания обратилась в нашу компанию. Мы сразу поняли: проще создать новый сайт, чем улучшать старый. Сайт akvilon.kz был написан на Битриксе, плохой UX в нем отпугивал пользователей, а технические решения были неэффективны. Такая задача оценивается в год работы. Но нам нужно было успеть за полгода, ведь старт сезона приходился на март. Поделюсь тремя ключевыми принципами, которые позволили нам ускориться в два раза. 

Принцип 1. MVP для быстрого запуска и обратной связи

Первое время пользователи любого продукта могут быть удовлетворены минимальным набором функций. Для akvilon.kz основными функциями были «каталог» и «оформление заказа». Их мы и решили запустить первым делом. 

Решение начать с MVP значительно сократило объем задач. Мы выиграли время для маркетологов, которые заранее занялись привлечением трафика, тем самым сократив time-to-market. А команда разработчиков быстро получила обратную связь от реальной аудитории, что позволило не строить ошибочные гипотезы. Первые отзывы помогли внести изменения в карту пути пользователя, определили приоритеты и стали главным источником информации в планировании обновлений.

Запускаться с ограниченным набором фич ― это нормально. Забегая вперед, вплоть до весны у нас не работала функция программы лояльности из-за сложностей с 1С. Дело в том, что "Аквилон" хранил всю информацию о товарах и заказах в 1С, которая впоследствии использовалась как мастер-система. В процессе интеграции наша команда обнаружила, что 1С была неустойчива даже к небольшому росту нагрузки. 

Тогда мы использовали менеджер очередей RabbitMQ, который сыграл роль «зала ожидания», но программа лояльности в нем не работала. Мы все равно выпустили релиз и собрали положительные отзывы.

Принцип 2. CustDev для расстановки приоритетов

Основные функции готовы ― нужно было двигаться дальше. Усилить обратную связь от первых пользователей помог Customer Development. В идеальном сценарии CustDev присутствует на протяжении всего жизненного цикла проекта, но именно на старте играет решающую роль. Нам нужно было выяснить, какие функции важны для клиента интернет-магазина "Аквилон", чтобы расставить дальнейшие приоритеты.

Мы провели опрос 10 постоянных клиентов "Аквилона" и выяснили, какие фичи поставить в приоритет. Ими стали быстрая загрузка страниц, простой и понятный каталог, удобный поиск и мобильная версия.

Принцип 3. Проектирование для четкого плана

Напомню, сроки были сжатыми. Кажется, логично сразу начать кодить. Но 3 месяца из 6 мы посвятили проектированию. Для нас было важно изучить все бизнес-процессы и построить общую модель их взаимодействия до того как напишется код, чтобы в будущем не терять время на исправления.

Для проектирования мы выбрали подход Domain Driven Design. Это отличный вариант для проектов со сложной бизнес-логикой или высокой степенью "запутанности". 

DDD предполагает глубокое погружение разработчиков в бизнес заказчика. Когда вы понимаете предметную область, с клиентом зарождается единый язык общения – Ubiquitous language. Так между клиентом и командой создается контакт, и первый может дать экспертный комментарий в своей области.

Еще одна причина применения DDD-подхода в проекте "Аквилон" – сложность фильтрации товаров и медленная загрузка сайта. Проблема в том, что в старом интернет-магазине информация о товарах хранилась в реляционной базе, из-за этого клиент должен был просматривать каталог вручную. 

Разберемся на примере. У разных категорий строительных материалов элементы характеристики практически не пересекаются. Выбирая декоративную штукатурку, нам важны фактура, температура эксплуатации, устойчивость к влаге. В характеристике электродрели  ―- мощность, количество оборотов в минуту, эргономика. Но реляционная база, работающая на “Битриксе”, организует все эти данные в одну большую Excel таблицу с пустыми ячейками, что затрудняет фильтрацию. 

Вернемся на пару абзацев выше, где я рассказывал про результаты применения CustDev. Одним из приоритетов стал удобный поиск, и это действительно важный элемент успеха качественного UX онлайн-магазина. Нам нужен был каталог с нечеткой структурой, поэтому мы внедрили MangoDB – документированную СУБД, которая не требует описания схемы таблиц. Так мы добились функции быстрой фильтрации товаров, и сайт не зависал.

Результаты

К сентябрю 2022 года посещаемость akvilon.kz  увеличилась больше, чем в 4 раза по сравнению с 2021 и достигла 200 тыс. уникальных пользователей. За этот период мы выпустили мобильное приложение и реализовали интерфейс для рабочих планшетов менеджеров торговых точек.  

3 шага для создания интернет-магазина в сжатые сроки

1) Запустите MVP. Так вы быстро выйдете на рынок, а дорабатывать продукт будете на основе реальных отзывов, а не ваших гипотез.

2) Используйте DDD-подход. Общайтесь с экспертами бизнеса и прислушивайтесь к ним, чтобы избежать дополнительных затрат. Чем серьезнее вы отнесетесь к этапу проектирования, тем больше времени сэкономите на исправлении ошибок в будущем.

3) Расставьте приоритеты. Методология CustDev на старте проекта играет решающую роль, поскольку существующие пользователи продукта – один из лучших источников информации. Общайтесь с клиентами и на других этапах жизненного цикла продукта, чтобы оставаться конкурентоспособными.


Материал по теме

В 5 раз больше дохода после отказа от модельных кампаний в Яндекс

Материал по теме

Как прогреть покупателей перед распродажей и увеличить конверсии на 49%, не повышая расходы на рекламу?

Материал по теме

Как настроить и автоматизировать работу на маркетплейсе по модели FBS c помощью интеграции Ozon API и внутренних систем компании: кейс Novex и Creonit

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Объем экономики Рунета в 2022 году вырос на 29%

Объем экономики Рунета в 2022 году увеличился на 29% по сравнению с предыдущим годом и достиг 12,2 трлн рублей, говорится в результатах исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), пр...

"Почтовый налог" на маркетплейсы вызвал гнев депутатов

В начале мая "Почта России" предложила, чтобы российские маркетплейсы и другие участники рынка eСommerce платили инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота для поддержки ее убыточной сети по...

ВсеИнструменты.ру расширит розничную сеть до 1000 магазинов в 2023 году

ВсеИнструменты.ру планирует нарастить количество торговых точек до 1000 шт. к концу 2023 года. Сейчас у компании более 750 магазинов в 279 городах России. Онлайн-магазин планирует активно расширять свое при...

Как российские маркетплейсы наращивают инфраструктуру в ближнем зарубежье

Крупнейшие российские маркетплейсы, потеряв возможность развиваться на западном рынке, проводят активную интервенцию на рынки ближайшего зарубежья. Так, Wildberries расширил свою деятельность в Узбек...

Как россияне готовятся к дачному сезону

Аналитики школы селлеров "Меркатус" провели исследование по самым актуальным сезонным товарам на популярных российских маркетплейсах. Главными событиями, влияющими на выбор покупателей, стали открытие дачно...

CDEK.Shopping за год работы доставил более 34 тысяч заказов зарубежной продукции

Платформа для заказа товаров популярных брендов из-за рубежа CDEK.Shopping, запущенная международным логистическим оператором СДЭК в мае 2022 года, раскрыла бизнес-показатели за год работы. Количеств...