Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

Игорь Бахарев
Издательство «Просвещение» давно превратилось в экосистему цифровых образовательных сервисов. Компания разрабатывает и продаёт игры и игрушки, а также организует просветительские проекты для учёбы и развития. О том, как объединить весь спектр возможностей «Просвещения» в одну цифровую инфраструктуру и попутно привлечь посетителей к онлайн-каталогу компании, рассказала команда АЭРО, разработчика корпоративного и пользовательского компонента платформы бренда.


Кейс «Просвещение»_АЭРО - Google Документы - Google Chrome_240528151538.jpeg

ГК «Просвещение» — ведущий российский холдинг в сфере образования, досуга и развития, с 1930 года на рынке. Реализует комплексные образовательные проекты: издание печатного и цифрового контента, обучение детей и взрослых, повышение квалификации педагогов, оснащение всех типов образовательных организаций.

В России каждый взрослый учился, а каждый школьник сегодня учится по учебникам «Просвещения». Но это не единственное направление деятельности компании — сегодня «Просвещение» не только известное издательство учебной литературы, но и создатель цифровых образовательных сервисов, размещённых на образовательной платформе LECTA, разработчик игр и игрушек, а также организатор социально-образовательных и просветительских проектов для учёбы и развития — от дошкольного образования и школы, до методической поддержки педагогов. Помимо этого, в 2023 году онлайн-проекты «Родительский университет» и «Учитель.Club» получили почетные награды в сфере образования.

Нам предстояло объединить их на одном ресурсе, чтобы представить «Просвещение» как полноценную цифровую экосистему и рассказать пользователям обо всех её возможностях.

Задача — создать единую цифровую платформу

Изначально сервисы «Просвещения» существовали на отдельных сайтах и не были связаны друг с другом. Некоторые создавалась много лет назад и требовали модернизации. Вопрос переработки всей цифровой инфраструктуры назревал давно, и в 2023 году компания обратилась к АЭРО с целью создания объединённой информационной среды и единого «окна» доступа для коммуникации всех целевых аудиторий группы компаний, представления полного перечня продуктов и сервисов ГК «Просвещение», для того чтобы обеспечить: 

  • реализацию стратегии маркетинга и продаж: привлечение и возврат клиентов, оптимизация каналов коммуникаций, формирование единой клиентской базы;

  • сокращение затрат на IT-поддержку, обеспечить быстрое масштабирование, а также стабильную и безопасную работу сайтов, увеличить скорость обновления каталога.

Новый портал должен был представить рынку бренд «Просвещение» как единый интегрированный  образовательный холдинг, предоставляющий продукты для всестороннего обучения, досуга и развития. Перепозиционирование от «издательства» к «образовательной экосистеме».

В рамках этой задачи АЭРО требовалось создать корпоративную и пользовательскую части платформы.

Корпоративный сайт

«Просвещение» сотрудничает с 44 тысячами образовательных организаций, с большим количеством дистрибьюторов, с инвесторами и государством. Поэтому корпоративный сайт необходимо было сделать одновременно серьёзным и современным, чтобы он демонстрировал всю силу и глубину бренда.

Для этого следовало уделить большое внимание дизайну и разработчики «Просвещения» комбинировали разные оттенки синего и зеленого цветов, тщательно прорабатывали шрифты и графические элементы. В итоге в ходе командной работы мы получили по-настоящему монументальный образ бренда.

Здесь же была интегрирована CMS для работы с платформой — её используют сотрудники, ответственные за наполнение страниц контентом.

Пользовательский сайт

Пользовательская часть сайта состоит из двух частей — контуров — объединяющих взаимодействие всех клиентов «Просвещения» на один мультисервис.

Внешний контур — это основное цифровое пространство с единой точкой входа во все сервисы. На главной странице пользователь может выбрать свою роль: родитель, педагог, ученик или образовательная организация. И далее посмотреть, что полезного может предложить ему «Просвещение». Например, ученики найдут на сайте не только учебные материалы, но ещё смогут узнать о разных профессиях, подготовиться к ЕГЭ или послушать онлайн-лекции по искусству.

Из внешнего контура пользователь может легко попасть в e-commerce часть сайта (внутренний контур) — единый каталог с печатной продукцией, электронными учебниками, цифровыми сервисами (такие как «Начинайзер», «К школе готов» и т.п.), а также бесплатными материалами (аудиоприложениями, методическими пособиями и пр.).

В отличие от корпоративного портала, структура пользовательской части довольно непростая. Поэтому мы не стали перегружать сайт визуально и осознанно выполнили его в более лёгкой и светлой стилистике, чтобы пользователям было комфортно. А для наиболее удобной навигации пользователей между сайтами и сервисами сделали сквозные хедер и футер.

Навигация по большому числу сервисов

Поскольку портал рассчитан на разные аудитории, при проектировании мы стремились объединить все возможные уровни восприятия. Нашей задачей было сделать так, чтобы абсолютно любой пользователь, вне зависимости от его роли или цели, видел на сайте привычные ему элементы и точки входа и мог свободно перемещаться по всей экосистеме.

Для этого мы вынесли на главную страницу вкладки с тематической информацией для родителей, педагогов, учеников и образовательных учреждений, а также ссылки на основные сервисы. А ещё добавили боковое меню сайта — это ключевой элемент навигационной системы и единая точка входа в любой раздел или сервис.


Из-за такой супернавигации нам пришлось искать, где разместить остальные элементы, в частности кнопку каталога и бургер-меню. Поскольку боковое меню заняло привычное место кнопки каталога (справа от поисковой строки), мы решили сделать её слева — получилось немного нетипично, но всё равно рядом с поиском. Бургер-меню расположили под поисковой строкой.

Продуманный пользовательский опыт

При проектировании каталога и карточек товаров нам пришлось учитывать особенности поведения сразу четырех сегментов пользователей. Мы ориентировались на CJM по покупке цифровых и печатных учебников, затем прогоняли макеты через количественное и качественное тестирование, чтобы убедиться, что они отвечают потребностям аудитории.

Вот как нам удалось улучшить пользовательский опыт:

  • Предусмотрели все возможные паттерны поиска. Клиенты «Просвещения» ищут образовательную продукцию по-разному: кто-то — в каталоге, кто-то — через поисковую строку, кто-то использует оба инструмента. Мы постарались сделать удобный поиск сразу для всех — много точек входа в каталог, скроллинг товаров, фильтры, сортировка, рекомендации. Неважно, как человек привык искать товар — он может это сделать из любой точки сайта и удобным ему способом.
  • Выделили характеристики товаров, важные конкретным пользователям. Учителя и родители выбирают учебники по разным критериям. Например, первые обращают внимание на содержание, книжный номер ISBN, соответствует ли учебник ФГОС и входит ли он в ФПУ. Такие характеристики мы для удобства выносили на первый экран.
  • Придумали нестандартный прием, чтобы показать горящие предложения. В каталогах часто делают большие баннеры для демонстрации долгоиграющих акций — нам же хотелось показать информацию, актуальную прямо сейчас. Поэтому мы добавили stories — небольшой баннер-листалку, который показывает, например, как подготовиться к новому учебному году. 


Технологии

При разработке платформы нам требовалось сократить затраты на поддержку, предусмотреть возможности быстрого масштабирования и обеспечить стабильную и безопасную работу сайтов.

IT-ландшафт ГК «Просвещение» построен на сервис-ориентированной архитектуре (SOA) и микросервисах. Backend разработан на PHP и Symphony, frontend — на vue.js, React и Next.js

Инфраструктура работает на основе сервисов Яндекс.Облако и описана в Terraform, процесс CI/CD построен через Gitlab. Для хранения данных используется кластерная управляемая база данных PostgreSQL. Для мониторинга — Яндекс.Мониторинг, Prometheus и Grafana.

Результаты

Для оперативности мы сначала запускали MVP с базовой функциональностью, а потом дорабатывали. В результате нам удалось создать объёмную цифровую платформу, которая объединяет все продукты и сервисы ГК «Просвещение», даёт её клиентам полное представление обо всех возможностях холдинга, а также обеспечивает удобный доступ в e-commerce часть.

По итогам работ заметно вырос трафик на сайт. Число уникальных посетителей увеличилось почти в 2 раза, по сравнению с 2022 годом. При этом количество прямых заходов стало больше в 2,8 раз, что свидетельствует о росте узнаваемости нового бренда «Просвещения».

Материал по теме

Кейс Fantastic Works (part of АЭРО) и «Два Мяча»: Как объединить прошлое и будущее в дизайне интернет-магазина

Материал по теме

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

Материал по теме

Как "Dostaeвский" переосмыслил свой подход к клиентам и добился успеха

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Мы хотим создать экосистему-маркетплейс для развивающихся стран": Линар Хуснуллин (ex-KazanExpress) о своём новом проекте

1 августа в Казахстане стартует новый маркетплейс Teez, созданный основателем KazanExpress Линаром Хуснуллиным. Бизнесмен дал интервью, в котором рассказал о подробностях проекта.  Teez позиционирует...

Логистика для онлайн-магазинов: рейтинг по стоимости доставки

Основатель проекта Main Transport Роман Судоргин опубликовал результаты ежегодного рейтинга стоимости перевозки сборных грузов весом от 1 до 150 кг по России. Базой для рейтинга являются цены на доставку по 3,9...

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Аналитический центр НАФИ составил рейтинг факторов, формирующих доверие продавцам товаров и услуг  в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Основой вывод исследования: оказалось, что возможность получить полную...

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

В среднем по России оборот продавцов на маркетплейсах вырос на 42%.Рост оборотов интернет-магазинов существенно ниже. За год всего лишь порядка 7%. Такие данные содержатся в исследовании Tinkoff eCommerce. Эксп...

Как интернет-поиск "перетекает" в маркетплейсы

Поисковая активность в российском eСommerce за полтора года выросла на 40%. Пользователи все чаще ищут товары на маркетплейсах, а не в поисковиках. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на данные Mediascope. ...

Темпы прироста селлеров на маркетплейсах замедлились: аналитика

За первые пять месяцев 2024 года число предпринимателей, продающих товары на маркетплейсах, выросло на 23% год к году. К такому выводу пришли аналитики сервиса "Точка Маркетплейсы", проанализировав базу сел...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.