Как не убить бизнес распродажей: 10 правил управления запасами в сезон скидок

Игорь Бахарев

Интерес к распродажам растет. По данным "Яндекс.Рекламы", интерес к "Черной пятнице" в 2021 году вырос почти на треть по сравнению с прошлым годом. По данным "ЮKassa" обороты интернет-магазинов за время распродажи 11 ноября 2021 выросли на 41%, только объем продаж Alibaba Group во этот день составил рекордные 84,5 млрд. долларов.

Распродажи, скидки и промо-акции могут стимулировать продажи, а могут и навредить репутации компании, у которой не отточены процессы управления запасами. Чтобы пережить праздники и не потерять прибыль, ритейлеры ищут новые механики, оценивают тренды и оптимизируют управление запасами.

Александра Москаленко, руководитель направления "Управление запасами" ГК "КОРУС Консалтинг", рассказывает о том, на что обратить внимание в сезон распродаж и делится правилами, которые помогут не упустить прибыль.

    

1.      КОНТРОЛИРУЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА НА СКЛАДЕ

Основная задача - иметь в запасе достаточное количество акционных товаров на протяжении всей распродажи, но при этом избегать излишних остатков и соблюдать сроки годности.

Существуют три самые распространенные ошибки запасов при управлении акциями:

Нет товара в первый день акции

Это случается довольно часто из-за несогласованной работы отделов маркетинга и закупок. Например, акция стартует 1 числа, а поставщик привозит товар только 3 числа. В результате ритейлер два дня теряет продажи.

Промо лучше планировать заранее: учитывать наличие товаров для распродажи и согласовывать их с отделом закупок.

Не хватило товаров на весь период акции

Самое неприятное для покупателя во время распродажи - увидеть сообщение "извините, товар закончился". А для ритейлера пустые полки - это упущенные продажи. Чаще всего причина проста: закупщики заказали недостаточно товаров.

Прогнозируйте всплески спроса, учитывая прошлую статистику, и выкладывайте товар заранее. Обязательно учитывайте при подготовке такие факторы как глубина скидки, тип акции и механика ее проведения - в зависимости от этого эффект от распродажи может сильно варьироваться.

Слишком много акционного товара

Случается, что закупщики заказывают товаров с переизбытком - например, потому что не знают сроки окончания акции. В таком случае, у вас останутся неиспользованные остатки, которые нужно будет хранить и утилизировать по истечению срока годности. Это дополнительные финансовые потери.

Контролируйте перемещение каждого наименования товарных запасов (SKU) на любом этапе поставок (как на центральных, так и региональных складах). Пополняйте запасы по мере их потребления. Это позволит усовершенствовать и ускорить процессы оборота запасов и избежать ситуаций overstock (перезатарки) и out-of-stock (отсутствия нужного товара). 

 

2.      ОЦЕНИВАЙТЕ ТРЕНДЫ

Анализ трендов и покупательской способности помогут спрогнозировать реальный уровень спроса. К примеру, электроника и бытовая техника пользуется стабильным спросом на распродажах, а вот на популярность игрушек могут влиять выход новых компьютерных игр и мультфильмов. Аксессуары для дома, мебель, текстиль и кухонные принадлежности часто выбирают в качестве подарков на Новый год и последующие гендерные праздники - поэтому они часто пользуются большим спросом в дни предпраздничных распродаж.


3.      ИЩИТЕ ЗАПАСНЫЕ КАНАЛЫ ПОСТАВОК И ПРОДАЖ

Особенностью, минувшей "Черной пятницы" стала концентрация внимания покупателей на интернет-шопинге: по данным "СберИндекса", затраты россиян на онлайн-покупки в категории "Одежда" выросли на 42%, а бытовой техники - на 35%. "Заказать онлайн" - теперь обязательная функция интернет-площадки бизнеса. Никто не заходит на сайт или в социальную сеть, чтобы просто полистать каталог с товарами. Потребитель хочет сразу заказать понравившуюся вещь.

Логистика и транспортные компании испытывают перегрузки во время периода распродаж. Результатом может стать срыв сроков поставок и, как следствие, отсутствие нужного товара на складе.

Чтобы не допускать возможных потерь, связанных с логистическими проволочками, заранее проработайте запасные каналы поставок и сбыта на время распродажи. Сократите закупки у зарубежных поставщиков, если это возможно. Выберите альтернативную логистическую компанию на случай форс-мажора. Предложите своим покупателям товары на маркетплейсах с возможностью доставки со склада площадки - задействуйте их собственные логистические мощности.

4.      ПРОВОДИТЕ ОПЕРАТИВНУЮ БАЛАНСИРОВКУ

Часто бывает так, что акция запущена по всей сети, но товары расходятся неравномерно. Оптимизируйте распределение товаров среди магазинов: зачем покупать товар у поставщика, если его можно забрать из излишков других магазинов?

Выберите те точки, где акционные товары продаются лучше. Посчитать это можно исходя из сравнения средних продаж и их интенсивности среди магазинов на определенную дату с учетом графика заказов. В идеале ваша система управления запасами должна изначально показывать лучшие варианты распределения текущих запросов.

 

5.      ПРОБУЙТЕ НОВЫЕ ФОРМАТЫ И МЕХАНИКИ

В обилии скидок снижение цены на 10% не имеет значения для подавляющего числа покупателей. Поэтому активные сети уже меняют формат акций и механику их проведения: к примеру, вводят целевые и индивидуальные предложения, акции, нацеленные на интерактивные связи. Например, получение скидки через конкурсы и игры, а также кэшбэк и специальные кредитные предложения. Нестандартная механика привлекает внимание и мотивирует на совершение покупки.

 

6.      ПРЕДЛОЖИТЕ РАССРОЧКУ

По данным исследования "Яндекса", с 2020 года наблюдается рост числа поисковых запросов о рассрочке и потребительских кредитах накануне распродаж. В этом году тенденция продолжается: кредитами интересуются на 33% больше, чем в прошлом, а число запросов про рассрочку увеличилось на 27%.

Предложите вашим клиентам индивидуальные механизмы кредитования - привлеките к акции дополнительных клиентов и увеличьте прибыль.

 

7.      ОЧИЩАЙТЕ СТАТИСТИКУ

Акции вносят определенный дисбаланс в исторические данные и могут сильно исказить показатели средней дневной продажи. Закупщики будут ориентироваться на эти цифры при прогнозировании спроса на следующую акцию, что приведет к некорректному заказу товаров у поставщиков.

Планирование запасов начинается с обработки статистики - сглаживания пиков и атипичных продаж. Из статистики стоит убрать эффекты от несистемных, разовых удачных продаж и, наоборот, нестандартных провалов, отсутствия продаж. Этот трудоемкий процесс называется очисткой от "выбросов".

В итоге должны получиться:

·        действительная статистика продаж со всеми скачками спроса от распродаж.

·        очищенная статистика продаж - данные, на которые можно ориентироваться в будущем.

 

8.      АВТОМАТИЗИРУЙТЕ ЗАКАЗ

Грамотное управление запасами - это в первую очередь работа с ассортиментом. Нужно рассчитывать и прогнозировать коэффициенты влияния разных категорий акций на каждый товар, оценивать постакционный эффект, учитывать влияние промо-акций на спрос и каннибализацию товаров-заменителей. Также для успешного прогноза рекомендуется делать обобщенный анализ.

Все эти данные можно собирать вручную при помощи Excel-таблиц, но при большом количестве SKU лучше использовать автоматизированное решение, чтобы не допустить ошибок и влияния человеческого фактора. Система поможет проанализировать историю продаж и текущие остатки по подразделениям, сформировать прогноз и план продаж и закупок. Некоторые решения даже дают оптимальные рекомендации, какие товары необходимо закупать и рассчитывают потребность сети в товарах вплоть до каждого SKU.

 

9.      ОЦЕНИВАЙТЕ СТАТИСТИКУ ПО ВСЕМУ АССОРТИМЕНТУ

Чтобы понять, какие единицы хранения являются ходовыми, надо смотреть не только на выручку, но и на объем продаж.

Например, в период распродаж несколько единиц с высокой себестоимостью и небольшой скидкой смогут принести гораздо больше выручки, чем большие объемы дешевого товара. При этом затраты на логистику будут одинаковыми.

 

10.   ПОДВОДИТЕ ИТОГИ - И АНАЛИЗИРУЙТЕ ИХ

После окончания акции не только собирайте, но и тщательно анализируйте полученную информацию. Что нужно зафиксировать:

  • какие категории и отдельные товары принесли больше всего выручки;

  • какие акции были интересны покупателям;

  • в какие периоды акции приносили больше выгоды.

По собранной статистике можно будет прогнозировать колебания на будущий период. Это поможет вам в будущем при планировании промо-акций с похожей механикой и сократит затраты на их проведение.

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.