Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ
Игорь Бахарев
Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Об этом говорится в отчёте Ассоциации компаний интернет-торговли за девять месяцев года. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом 97% от общего объема - это покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%.
Доля онлайн-торговли в общем обороте розничных продаж в целом по России по итогам 9 месяцев составила 15,4%. Этот показатель в разных товарных категориях неодинаковый: в непродовольственной рознице на онлайн приходится 24,3% от общего оборота, а в продовольственном сегменте через интернет реализуется только 5,4% от общего объема продаж.
Регионы в топе
Большую часть продаж в интернете генерируют регионы страны - в отличие от прошлых лет, сейчас на их долю приходится более 76% в общем объеме онлайн-продаж.
В ряде регионов доля онлайн-торговли намного превышает средний российский показатель - там товары в интернете покупают чаще. Так, на Чукотке на онлайн-канал приходится 38% от общей розницы, В Магаданской области - 24,4%, на Алтае - 23,3%. Больше 22% доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в Карачаево-Черкессии, на Камчатке, в Мурманской и Калужской областях и в Тыве. Больше 18% в рознице у интернет-торговли в Вологодской и Владимирской областях, Ямало-ненецком автономном округе и в Карелии.
Динамика роста, также превышающая общероссийские показатели, отмечалась с января по сентябрь практически во всех федеральных округах, кроме Центрального. Из регионов, наибольший рост онлайн-продаж, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, зафиксирован в Чечне - 90,5%, на 82% выросли показатели на Чукотке. Рост интернет-торговли на 70%-60% произошел на Алтае, в Саха (Якутии), Еврейском автономном округе, Дагестане, Бурятии, на Камчатке, в Калининграде, на Сахалине и в Башкортостане.
"Уже очевидно, что дальнейший рост интернет-торговли будет обеспечиваться за счет еще большего проникновения в регионы. Сейчас большинство городов-миллионников "завоеваны" всеми видами игроков, поэтому бизнес сконцентрировался на развитии региональной инфраструктуры. Так, маркетплейсы активно строят и открывают распределительные центры и фулфилмент-центры, региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре, традиционная торговля запускает свою доставку из магазинов и собственных РЦ и дарксторов", - отмечает президент АКИТ Артем Соколов.
Что покупают
В топ-5 популярных товаров (лидеров по объему продаж) впервые вошли автозапчасти и автоаксессуары - эта категория с начала года показывала динамичный рост продаж всех регионах. В итоге рейтинг выглядит так: на первом месте по сумме покупок - продукты питания - 16,7% в общем объеме интернет-торговли. На долю товаров для дома и мебель, а также цифровую и бытовую технику приходится по 14,6%, на одежду и обувь - 13,5%, на автозапчасти и автоаксессуары - 7,1%. Доля товаров для красоты и здоровья, которые впервые с 2020 года сместились на шестую строчку, составила 6,4%.
Наиболее высокая динамика роста продаж с января по сентябрь в категории аптеки - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы увеличились на 170%; на 135% выросли покупки автозапчастей и автоаксессуаров; на 124% - товаров для творчества. Рост в категориях инструменты и одежда и обувь составил 110%, и 100% в ювелирных изделиях.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте