Исследование: фармацевтический рынок 2023

Игорь Бахарев

Сегодня фарма — один из наиболее быстрорастущих рынков, проходящий этап цифровизации. Коммуникация с потребителями строится в основном через digital-каналы, и многие фармацевтические бренды уже ставят их развитие в число приоритетных задач. А поскольку отрасль исторически консервативна, этот переход достаточно сложен. Возможности развития e-comm в фармсегменте, а также перспективы цифровизации подробно рассматривались на митапе для представителей индустрии, организованном агентством ArrowMedia совместно с Digital Club. Ксения Пономарёва, коммерческий директор ArrowMedia, делится итогами исследования, дополненными комментариями экспертов. 

Что происходит в сегменте?

За первый квартал 2023 средний чек вырос незначительно, всего на 1%. В среднем один пользователь делает 5 заказов за квартал. При этом все категории показали положительный прирост, но в марте была отрицательная динамика у групп: «Гигиена», «Мама и малыш», «Лекарственные средства», «Медицинская техника» и «Оптика». И важно, что общий рост относительно первого квартала 2022 года, составил 40%. В числе регионов-лидеров — республики Коми, Крым и Псковская область.



Частота покупок лекарств, БАДов и витаминов не изменилась. Но увеличились расходы покупателей на эти средства. Выросли как сетевые, так и несетевые аптеки. Причём сетевые росли более медленными темпами.


Потребительские предпочтения

Больше четверти покупателей отметили проблемы с наличием ряда препаратов. В БАДах и витаминах трансформация ландшафта наиболее заметна покупателям. На 1% вырос поисковый интерес к аналогам фармпрепаратов. Причём в категории противопростудных, средств от аллергии и контактных линз рост поиска альтернатив наиболее высок. 

Около половины населения страны всё ещё приобретают лекарства в офлайн-аптеках. При этом спрос на препараты на маркетплейсах увеличился на 6%. На 79% возросло количество онлайн-заказов, на 19% — интерес к агрегаторам аптек, и на 10% уменьшился интерес к скидкам.

Александр Лукин, директор по электронной коммерции Эвалар: "Команде маркетинга необходимо чётко понимать, кто ваш потребитель, и стараться распределить инвестиции в рекламу так, чтобы достигнуть максимальной частоты контакта с ним. Например, из-за низкой цифровизации страны в некоторых регионах в приоритете может быть реклама на TV. Отдельные инвестиции в сплите потребуются и маркетплейсам, которые сейчас демонстрируют колоссальное развитие"


Цифровая среда

События февраля 2022 вызвали в апреле резкий спад трафика — на 32%, и до сих пор уровень трафика не вернулся на прежний уровень. На 12% увеличилась доля бесплатных источников. И на 4% снизилась — paid search из-за отключения Google. 

Число рекламодателей данной категории в Яндексе снизилось на 3%. 48% составил рост инвестиций в performance, и 14% — в brandformance. Также возросла доля маркетплейсов, агрегаторов, и собственных площадок аптечных сетей. 


Как сейчас развивать e-comm в фармсегменте?

Адиля Ильясова, директор по клиентскому опыту, медиа и инновациям в фармацевтической компании: 

"Стратегия продвижения в электронной коммерции зависит от типа препарата.

  • Для БАДов, парафармы и косметики необходим полный цикл продвижения внутри каждой платформы и продаж (желательно напрямую). Очень важен и контент, и performance-реклама, и трейд, и медийка, если позволяют бюджеты. Тут нужно обратить внимание на e-grocery, растущие быстрее других.

  • Для медицинских устройств, фокус на маркетплейсах и представительствах дистрибьюторов, а также топ 2-3 аптечных партнёров. Для меддевайсов маркетплейсы — отличные площадки продаж, внутри которых можно реализовать полный цикл продвижения. Здесь нужно корректно выбрать бизнес-модель взаимодействия и партнёров, которые будут ежедневно следить за продвижением и остатками на складе. Крайне важно не забывать работать с отзывами, соблюдая законодательство и комплаенс.

  • Для безрецептурных препаратов важен rich-контент, правильный трейд-маркетинг, промо и медийная реклама. Возможности и потенциал зависят от оборота и бюджета.

  • Рецептурным препаратам «проще» всего: сделайте карточки товаров и наслаждайтесь".


Мария Бренес, директор по маркетингу ПАО "Аптечная сеть 36,6":

"E-comm в фарме активно растёт. Например, в нашей компании в 2022 году выручка направления интернет-продаж выросла на 170% за счёт увеличения трафика на сайтах и в мобильных приложениях. При этом доля онлайн-выручки выросла до 15% от общей выручки группы компаний. Мы ожидаем, что дополнительным стимулом для развития e-comm станет пилотный проект по развитию дистанционной продажи рецептурных препаратов.

Смена поколений тоже играет существенную роль в цифровизации фармы. Мы видим, что на рынок приходят молодые покупатели, которые практически всю свою жизнь ведут онлайн. Поэтому логично, что игроки фармрозницы вкладываются в развитие омниканальности, улучшение функционала сайтов и приложений, и разработку собственных и программных продуктов для e-comm"

Фармотрасль на сегодняшний день достаточно стабильна, и в 2023 году ожидается приращение объёмов рынка. Расширению также будут благоприятствовать развитие онлайн-продаж, рост объёмов производства российских препаратов, и digital-инициативы в области здравоохранения.

Материал по теме

Российские покупатели могут потратить на 20% больше во время Черной пятницы

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries экспериментирует с eGrocery

Wildberries приступил к тестированию нового направления доставки продуктов питания и готовой еды. Партнером пилотного проекта стал онлайн-гипермаркет Vprok.ru, принадлежащий X5 Group. На данном этапе услуга...

Как продавцу эффективно работать с возвратами покупателей на Wildberries

Обработка возвратов – неотъемлемая часть работы любого продавца на маркетплейсе Wildberries. По статистике, в среднем около 10% товаров возвращаются покупателями, и эти цифры могут варьироваться в зависимос...

Минпромторг: курьеры отучили россиян ходить по магазинам

Доставка товаров кардинально изменила потребительское поведение россиян. Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов заявил, что в стране насчитывается около 1,5 млн курь...

Пользователи Почты Mail совершили более 458 млн покупок во время распродаж

Аналитики сервисов Mail оценили с помощью ML-моделей количество получаемых пользователями чеков в период проведения глобальных распродаж. За ноябрь 2024 года пользователи сервиса Покупки Mail получили более 460...

Как россияне делают импульсивные покупки: аналитика Авито

Новое исследование, проведенное экспертами Авито Рекламы и Авито Товаров среди 10 000 россиян, выявило интересные тенденции в потребительском поведении. Оказалось, что большинство респондентов склонны к имп...

Ozon поэкспериментирует с бумажными каталогами

Ozon запускает эксперимент с печатными каталогами, которые будут распространять через пункты выдачи заказов. Руководство маркетплейса решило протестировать формат журналов с подборкой товаров и акциями. В р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.