Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика

Игорь Бахарев

Аналитики проекта e-data.by на конференции E-commerce Day – 2018 представили результаты исследования рынка электронной коммерции Беларуси. Как сообщает профильное издание Belretail, исследователи пришли к выводу, что в стране остается огромный потенциал для роста интернет-торговли. По прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Однако это будет возможно, если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения.

В исследовании приняли участие такие крупные белорусские магазины, как Deal.by, KUPI.TUT.BY и Onliner.by.

Общая характеристика рынка eСommerce Беларуси

По данным МАРТ, в 2017 году доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 2,8%. В денежном выражении это составило достиг 1,1 млрд рублей или $568 млн.

На непродовольственные товары приходится 80,8% всех интернет-покупок жителей нашей страны. На продовольственные, соответственно, 19,2%.

На 1 января 2018 года в торговом реестре зарегистрировано 16 175 интернет-магазинов. За год количество интернет-магазинов в Беларуси увеличилось на 2 368 ед., или 17,2%. Из них 7 963 (49,2%) принадлежат юридическим лицам, 8 212 (50,8%) — индивидуальным предпринимателям.

Ранее представители рынка оценивали долю eCommerce в пределах 3-3,5%, однако по итогу данные МАРТ оказались более близкими к реальности.

Для сравнения, в США по разным оценкам на долю интернета приходится 9-13% всего розничного рынка, в Китае этот показатель равен 18%, в Великобритании — 17,2%.

По прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Но только если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения.

Итоги исследования

Каждый второй белорус совершает покупки в интернете

За последний год 45% или 4,3 млн беларусов купили какой-либо товар онлайн.

00.png

39% потребителей делают покупки как онлайн, так и оффлайн, и только 16% стараются большинство товаров покупать в интернете. При этом самые активные онлайн-покупатели — женщины в возрасте 25-30 лет.

География покупок

3,8 млн беларусов совершали покупки в беларусских интернет-магазинах и всего на 9% меньше, 2,9 млн, — в интернет-магазинах Китая.

Сколько беларусов и в каких странах совершали онлайн-покупки

07.png

83% потребителей выбирают иностранные интернет-магазины, потому что там дешевле. 39% объясняют выбор зарубежного интернет-магазина тем, что в Беларуси нет товаров, которые можно купить за рубежом. 17% респондентов больше доверяют иностранным интернет-магазинам, чем локальным.

Чаще всего беларусы покупают в интернете:
  1. одежду, обувь и аксессуары,
  2. технику и электронику,
  3. продукты питания для дома,
  4. косметику и парфюмерию,
  5. товары для детей,
  6. билеты на мероприятия.

Причины популярности данных категорий товаров:

  1. более низкие цены, чем в обычных магазинах,
  2. удобство, не нужно никуда идти,
  3. большой выбор и ассортимент, которого нет в обычных магазинах.

Наибольший рост наблюдается в категориях косметика и парфюмерия, одежда, обувь и товары для детей.

04.png

Реже всего беларусы покупают в интернете:
  1. автомобили и мотоциклы,
  2. недвижимость,
  3. товары для животных,
  4. спортивные товары,
  5. товары для строительства и ремонта
  6. товары для отдыха.

Причины непопулярности данных категорий товаров:

  1. нельзя потрогать товар и проверить, что он соответствует требованиям,
  2. удобнее купить в обычном магазине,
  3. сложно уточнить через интернет важные характеристики товара.

В интернете беларусов привлекают более низкие цены, чем в обычных магазинах, удобство и большой ассортимент. При этом для каждой категории товаров значение этих причин отличается: так, при покупке одежды в интернете люди больше ценят низкие цены, а продуктов питания — то, что не нужно никуда идти.

03.png

Самые распространенные опасения белорусов связаны с тем, что онлайн нельзя увидеть товар и сложно уточнить его важные характеристики. Также некоторые категории товаров, например, товары повседневного пользования и товары для животных, белорусам удобнее покупать в обычных магазинах.

05.png

Сколько тратят беларусы на онлайн-покупки

На одну покупку женщины в среднем тратят 50 рублей, а мужчины — 70 рублей. Это связано с тем, что мужчины чаще покупают более дорогие товары, например, технику и электронику и товары для дома, а женщины — более дешевые, к примеру, одежду, косметику или игрушки.

Так, средний чек на одну покупку техники и электроники равен 102,5 руб., в то время как косметики и парфюмерии — 40 руб.

Средний чек на одну покупку по категориям

08.png

Как ищут нужный товар беларусские интернет-шопперы?

Перед тем, как купить что-либо онлайн, большинство беларусов уже знают, какой конкретно товар им нужен.

  1. Знал, какой конкретно товар нужен, и стал искать на конкретном сайте (45%, покупают как онлайн, так и оффлайн)
  2. Знал, какой конкретно товар нужен, и стал искать через поисковую систему (31%? редко покупают в интернете)
  3. Не знал, какой конкретно товар нужен, и стал изучать варианты через поисковую систему (11%)

06.png

При выборе интернет-магазина беларусы в первую очередь обращают внимание на следующие факторы:

  1. Выгодная цена и ее актуальность, подходящие условия оплаты, доставки и гарантии
  2. Удобство сайта, актуальность описания и отзывы о товаре
  3. Предыдущий опыт покупок, репутация сайта, рекомендации

01.png


Оформление заказа

52% беларусских потребителей оформляют заказы в интернет-магазинах через корзину, без уточнений по телефону или чату. 26% после заказа на сайте уточняют детали по телефону. 14% перед тем, как заказать что-то онлайн, чатятся c продавцом, 8% — сами звонят в интернет-магазин. Чаще всего чатятся с продавцами молодые люди в возрасте 18-24 лет, звонят в интернет-магазин — люди более старшего поколения в возрасте 36-40.

Самые популярные способы оформления заказа

1. Через корзину на сайте, без уточнений по телефону или чату (52%)

2. Звонок из интернет-магазина после заказа на сайте (26%)

3. Чат с продавцом (14%, 18-24)

4. Звонок в интернет-магазин (8%, 36-40)

02.png

Оплата

53% белорусов платят за онлайн-покупки после получения товара. Однако 27% готовы платить вперед, но с помощью так называемой безопасной сделки.

Самые популярные способы оплаты заказа

1. Оплата по факту получения (53%)

2. Безопасная сделка (27%)

3. Полная предоплата (16%)

4. Частичная предоплата в момент оформления заказа и постоплата (4%).

Типовой механизм безопасной сделки: покупатель отправляет предоплату маркетплейсу, который переводит деньги продавцу после того, как покупатель подтвердит получение заказа. Таким образом маркетплейсы обеспечивают безопасность онлайн-сделок для покупателей и продавцов и гарантируют, что покупатель получит товар (или, если товар окажется некачественным, свои деньги назад), а продавец — оплату за него. Безопасные сделки доступны на сайтах других стран. Беларусские маркетплейсы смогут предложить такую возможность после того, как будет принят закон, разрешающий платежи в пользу третьих лиц. Над таким законопроектом в настоящее время работает Нацбанк.

Доставка

Чаще всего белорусы получают заказы из интернет-магазинов бесплатно: их доставляют в почтовое отделение или привозит курьер. Белорусские потребители воспринимают бесплатную доставку как нечто само собой разумеющееся, и им будет сложно привыкнуть к тому, что доставка — такой же сервис, как уборка квартиры или замена шин, за который рано или поздно придется платить. Платить за доставку пока готовы только 13% наших соотечественников: при этом, чаще всего это касается крупногабаритных товаров, таких как мебель и товары для дома.

Самые популярные способы доставки заказа
  1. Бесплатная доставка на почту (41%, одежда, обувь и аксессуары; косметика и парфюмерия)
  2. Бесплатная доставка курьером (23%)
  3. Платная доставка курьером (13%, мебель и товары для дома)
  4. Платная доставка на почту (13%)
  5. Самовывоз (11%).

Данные исследования подробно представлены в виде зрелищной инфографики на сайте e-data.by.

Материал по теме

"Почта России" доставит белорусские товары на дом

Материал по теме

Крупнейший онлайн-гастроном Беларуси внедрил чат-бота из Сколково

Материал по теме

Ozon завел юрлицо в Беларуси

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.