ФАС ужесточит правила интернет-торговли
Игорь Бахарев
Как рассказал изданию начальник правового управления ФАС Артем Молчанов, служба готовит поправки к закону "О защите конкуренции" и КоАП. По мнению чиновника, в связи с ростом цифровизации в экономике требуется "введение нового понятийного аппарата, ранее не свойственного ни товарным рынкам, ни антимонопольному законодательству".
Проект вводит термин "сетевой эффект", означающий экономические преимущества от числа пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных. Оценка сетевого эффекта поможет определять доминирующие на рынке компании. Как следует из законопроекта, площадку могут признать доминирующей, даже если владеющая ей компания занимает меньше 35% рынка.
Также в ФАС предлагают ужесточить наказание за использование так называемых "ценовых алгоритмов" - специального программного обеспечения для расчёта и контроля цен. Такие алгоритмы собирают информацию о розничных ценах на конкретный товар и сравнивают её с минимальными или рекомендованными поставщиками. Ответственность для компаний, использующих такое ПО, предлагается усилить, в частности, применение ценовых алгоритмов должно стать отягчающим обстоятельством при злоупотреблении доминирующим положением на рынке.
Кроме того, законопроект предлагает расширить полномочия ФАС: если компания не будет исполнять предписаний службы, та сможет потребовать в суде запретить оборот ее товаров. Предполагается, что в случае с иностранными компаниями ФАС также сможет разрешить использовать в России их интеллектуальную собственность без согласия компании "на условиях, определенных антимонопольным органом".
Опрошенные изданием эксперты полагают, что поправки направлены на усиление контроля ФАС над крупнейшими иностранными интернет-компаниями, такими как Apple, Google, Microsoft, Alibaba Group (владеет AliExpress). Принятие закона может угрожать и сервису "Яндекс.Маркет".
Эксперты считают изменения избыточными. "Действующее законодательство уже в полной мере регулирует механизмы конкуренции и ценообразования в ретейле, в том числе с использованием программных инструментов", - отметила представитель "М.Видео" Валерия Андреева.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте