Факторы трансформации логистики для интернет-торговли России: отчет Data Insight
Игорь Бахарев
Российские логистические компании претерпевают серьезные изменения по мере развития онлайн-торговли. Ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко в докладе "Факторы трансформации логистики для интернет-торговли России" рассказал о том, какие именно причины двигают изменения на рынке.
1. Увеличение доли числа покупок на маркетплейсах.
Увеличивается абсолютное число заказов, которые попадают на доставку – из оффлайна, омниканального ритейла. Больше всего от этого проигрывают службы доставки последней мили и мультиПВЗ, так как маркетплейсы практически весь объём доставляют собственными службами доставки и строят собственные сети ПВЗ.
Суммарная доля Wildberries и Ozon по количеству отправлений во втором квартале 2023 года составила 83%.
Кто выигрывает из логистов?
• Первая миля.
Небольшая часть трафика (и денег за услуги) – достаётся «первой миле» - заборной логистике и доставке заказов и товаров до складов маркетплейсов;
• Средняя миля.
Часть доставки достаётся транспортным компаниям по междугородней доставке;
• Конкурентная среда исполнителей, например WB Drive.
Им достается часть перевозок между складами и ПВЗ достаётся
2. Уход настоящий и "косметический" зарубежных омниканальных ритейлеров с рынка.
При уходе якорных клиентов устойчивость логистов быстро нарушилась, особенно пострадали те, кто плотно работал с международными ритейлерами. Выиграли же службы доставки (курьерские и ПВЗ), которые получили клиентов, разорившихся логистов и агрегаторы, которые объединяют большое число служб;
Кто больше всего пострадал?
Службы доставки• Пострадали те логисты, которые ориентировались на малое число международных игроков;
• На них повлияли слабая поддержка экономики, жёсткие условия возврата наложенного платежа, оплата услуг самих логистов с рассрочкой;
• При уходе якорных клиентов устойчивость логистов быстро нарушалась;
• На рынке известно о нескольких закрытиях и нескольких ещё работающих компаний такого рода.
Специальные проекты
Пострадали проекты, полностью созданные под конкретный запрос международного ритейлера.
Фулфилмент-операторы
Меньше пострадали фулфилмент-операторы – у них был товар, и они могли не отпустить игрока без расплаты с ними, да и заместить объёмы было можно.
3. Изменение структуры доходов регионов и миграция.
В связи с увеличением доходов и всё большим количеством онлайн-покупок в регионах онлайн-ритейлеры и особенно маркетплейсы увеличивают туда доставку - строят склады, выстраивают магистральную доставку, организуют сети ПВЗ, курьерскую доставку на месте или ищут местных партнёров. Растёт интерес к авиадоставке за Урал;
4. Инициатива Почты России о введении 0,5% с оборота интернет-ритейлеров.
OZON, Мегамаркет, Яндекс Маркет объявили о сотрудничестве с Почтой после предложенной инициативы. Почта уже получила дополнительный трафик и доходы. Таким образом собственные сети доставки и ПВЗ (а это часто множество мелких и средних предпринимателей - логистов и собственников ПВЗ) получат меньший трафик и меньшие доходы.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте