Защищаем право на доменное имя: совет юриста
Игорь Бахарев
Зачастую владельцы сайтов, сталкиваются с копированием и другими нарушениями, даже не могут предъявить претензии к мошеннику. Юрист юридической фирмы «Гин и партнеры» Евгений Максимов дал читателям E-pepper.ru несколько советов о том, как защитить своё доменное имя:
В ситуации, когда крайне малое количество владельцев сайтов и доменных имён регистрируют своё словесное обозначение как товарный знак, становится возможным незаконное копирование доменов и другое нарушение прав их владельцев.
Однако даже в том случае, если доменное имя не было отдельно зарегистрировано в качестве товарного знака, компания всё равно сможет защитить свои права. На сегодняшний день уже сложилась определённая судебная практика по вопросам защиты прав на доменное имя (либо на фирменное наименование), поэтому защитить своё право на средства индивидуализации и запретить их использование в доменных именах в суде реально.
Важно учитывать ряд моментов, на которые суд будет обращать внимание при вынесении решения:
1. Тождественность доменного имени и средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, то есть всё то, что определяет компанию на рынке). Они не обязательно должны полностью совпадать, как правило, проводится лингвистическая экспертиза, на основании которой выносится решение о графическом и фонетическом сходстве.
2. Виды деятельности владельца домена и обладателя исключительных прав на средство индивидуализации. Если сайт используется для рекламы товаров или услуг, аналогичных тем, которые реализуются компанией — правообладателем исключительных прав, это будет важным аргументом за запрет использования доменного имени.
3. Что было зарегистрировано ранее — доменное имя или товарный знак (юридическое лицо с соответствующим фирменным наименованием). Вопрос с коммерческим обозначением несколько сложнее для доказывания в суде, что связано с особенностями его правовой природы.
4. Имеются ли у владельца домена законные права на использование такого имени (например, компания с аналогичным названием).
Есть две наиболее частые ситуации по защите доменного имени в судах:
1. Доменное имя идентично зарегистрированному товарному знаку либо сходно с ним до степени смешения. В такой ситуации суды, как правило, выносят решение о передаче домена правообладателю товарного знака (дело по иску компании SwatchAG, правообладателя товарного знака «SWATCH» к владельцам домена «swatch.ru»; Постановление 10-го ААС от 7 февраля 2011 г. №КГ-А41/4373-11) либо о запрете использования такого домена (иски правообладателя товарного знака «ufarabota.ru» к владельцам доменов «rabota-ufa.ru», «ufa.rabotavgorode.ru» и «rabota-ufa.info»; Решение АС Омской области от 14 августа 2009 г. №А46-12977/2009).
В обоих случаях суд признал использование таких доменных имён незаконным и присудил истцам денежную компенсацию.
2. Доменное имя идентично фирменному наименованию либо сходно с ним до степени смешения. Судами также защищается право компаний на фирменное наименование, как полное, так и краткое, как на русском, так и на иностранном языке. Например, ОАО «Курскпромбанк» добилось запрета использования домена «курскпромбанк.рф» как идентичного фирменному наименованию истца (Постановление ФАС ЦО от 27 июня 2012 г. №А35-7580/2011), а «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», оспаривало использование «traktornye-zavody.ru» и, несмотря на то, что доменное имя не было идентично фирменному наименованию, суда также решил запретить ответчику использование данного домена (Постановление 1-го ААС от 4 июня 2013 г. по делу №А79-10130/2012).
Интересно Постановление Высшего арбитражного суда № 9833/09 от 8 декабря 2009 г. ЗАО «ЛАД-М» оспаривало использование доменных имён «lad-m.ru» и «ladm.ru» одновременно по двум основаниям: как сходные с товарными знаками «ЛАД-М» и «ЛАДМ» и как сходные с фирменным наименованием «ЛАД-М». В защите прав на товарные знаки судом было отказано, поскольку права на них возникли уже после регистрации указанных доменных имён, но судом было признано право на защиту своего фирменного наименования от неправомерного использования, а на использование доменных имён был наложен запрет.
Как же защитить свое доменное имя?
В соответствии с действующим российским гражданским законодательством доменное имя не относится ни к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее —ГК РФ), ни к объектам интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1225 ГК РФ). Однако очевидно, что на сегодняшний день доменное имя фактически является средством индивидуализации сродни товарному знаку или фирменному наименованию.
Некоторые владельцы сайтов защищают своё доменное имя, регистрируя свой URL в качестве словесного товарного знака, однако даже если адрес в таком качестве не зарегистрирован, всё равно существуют способы защитить ваш ресурс от мошенников и недобросовестных конкурентов.
В соответствии со ст. 1484 ГК РФ, исключительное право на товарный знак осуществляется, в том числе путём размещения товарного знака в доменном имени или при других способах адресации (например, в публично размещаемом адресе электронной почты). Никто не вправе без разрешения правообладателя использовать обозначения, сходные с его товарным знаком, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.
Таким образом, если в доменном имени используется зарегистрированный словесный или комбинированный товарный знак, а другой интернет-ресурс пытается использовать данное доменное имя пусть и в несколько изменённой форме, у правообладателя товарного знака есть все шансы запретить в суде использование такого доменного имени его владельцу.
Аналогичной является ситуация и с правом компании на фирменное наименование. Если доменное имя содержит в себе фирменное наименование вашей компании, содержащееся в учредительных документах, использование идентичного или сходного до степени смешения доменного имени другим лицом неправомерно, и в суде также можно добиться запрета на использование такого домена либо передачи его вам.
Особый интерес представляет защита компанией или индивидуальным предпринимателем доменного имени как коммерческого обозначения. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение может использоваться индивидуальными предпринимателями и организациями для индивидуализации принадлежащих им предприятий и при этом не подлежит обязательному включению в ЕГРЮЛ и учредительные документы. То есть, коммерческое обозначение является средством индивидуализации, которое не подлежит регистрации и считается таковым лишь в силу распространённости и известности на определённой территории.
Логичным является признание в ряде случаев доменного имени коммерческим обозначением, однако суды пока не готовы признавать доменное имя коммерческим обозначением. Например, ФАС МО в своём постановлении №КГ-А40/1594-09 по делу № А40-18395/08-26-81, указал на то, что «по смыслу положений ст. 1538 ГК РФ обозначение «odnoklassniki.ru» может быть признано коммерческим обозначением истца, если оно используется истцом для индивидуализации принадлежащего ему предприятия.»
Суды пока склонны толковать положения ГК РФ узко и признавать право на коммерческое обозначение только как средства индивидуализации предприятия на определённой территории, что должно подтверждаться, например, вывеской. Само по себе доменное имя не может признаваться коммерческим обозначением (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.04.2017 г. №С01-301/2017 по делу № А60-1837/2016).
Однако использование чужого коммерческого обозначения в своём доменном имени неправомерно, и, в том случае если судом будет признано, что коммерческое обозначение возникло раньше, чем было зарегистрировано доменное имя, есть все шансы также запретить использование такого домена.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте