Защищаем право на доменное имя: совет юриста

Игорь Бахарев
Лишь 1% владельцев интернет-сайтов регистрируют доменное имя в качестве товарного знака. Такая низкая защищенность сайтов приводит к многочисленным нарушениям, в частности, к незаконному копированию доменов с незначительным изменением в названии.
Зачастую владельцы сайтов, сталкиваются с копированием и другими нарушениями,  даже не могут предъявить претензии к мошеннику. Юрист юридической фирмы «Гин и партнеры» Евгений Максимов дал читателям E-pepper.ru несколько советов о том, как защитить своё доменное имя:

В ситуации, когда крайне малое количество владельцев сайтов и доменных имён регистрируют своё словесное обозначение как товарный знак, становится возможным незаконное копирование доменов и другое нарушение прав их владельцев.

Однако даже в том случае, если доменное имя не было отдельно зарегистрировано в качестве товарного знака, компания всё равно сможет защитить свои права. На сегодняшний день уже сложилась определённая судебная практика по вопросам защиты прав на доменное имя (либо на фирменное наименование), поэтому защитить своё право на средства индивидуализации и запретить их использование в доменных именах в суде реально. 

Важно учитывать ряд моментов, на которые суд будет обращать внимание при вынесении решения:

  1. Тождественность доменного имени и средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, то есть всё то, что определяет компанию на рынке). Они не обязательно должны полностью совпадать, как правило, проводится лингвистическая экспертиза, на основании которой выносится решение о графическом и фонетическом сходстве.
2. Виды деятельности владельца домена и обладателя исключительных прав на средство индивидуализации. Если сайт используется для рекламы товаров или услуг, аналогичных тем, которые реализуются компанией — правообладателем исключительных прав, это будет важным аргументом за запрет использования доменного имени.
3. Что было зарегистрировано ранее — доменное имя или товарный знак (юридическое лицо с соответствующим фирменным наименованием). Вопрос с коммерческим обозначением несколько сложнее для доказывания в суде, что связано с особенностями его правовой природы.
4. Имеются ли у владельца домена законные права на использование такого имени (например, компания с аналогичным названием).

  Есть две наиболее частые ситуации по защите доменного имени в судах:

1. Доменное имя идентично зарегистрированному товарному знаку либо сходно с ним до степени смешения. В такой ситуации суды, как правило, выносят решение о передаче домена правообладателю товарного знака (дело по иску компании SwatchAG, правообладателя товарного знака «SWATCH» к владельцам домена «swatch.ru»; Постановление 10-го ААС от 7 февраля 2011 г. №КГ-А41/4373-11) либо о запрете использования такого домена (иски правообладателя товарного знака «ufarabota.ru» к владельцам доменов «rabota-ufa.ru», «ufa.rabotavgorode.ru» и «rabota-ufa.info»; Решение АС Омской области от 14 августа 2009 г. №А46-12977/2009). 
В обоих случаях суд признал использование таких доменных имён незаконным и присудил истцам денежную компенсацию.

2. Доменное имя идентично фирменному наименованию либо сходно с ним до степени смешения. Судами также защищается право компаний на фирменное наименование, как полное, так и краткое, как на русском, так и на иностранном языке. Например, ОАО «Курскпромбанк» добилось запрета использования домена «курскпромбанк.рф» как идентичного фирменному наименованию истца (Постановление ФАС ЦО от 27 июня 2012 г. №А35-7580/2011), а «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», оспаривало использование «traktornye-zavody.ru» и, несмотря на то, что доменное имя не было идентично фирменному наименованию, суда также решил запретить ответчику использование данного домена (Постановление 1-го ААС от 4 июня 2013 г. по делу №А79-10130/2012).

Интересно Постановление Высшего арбитражного суда № 9833/09 от 8 декабря 2009 г. ЗАО «ЛАД-М» оспаривало использование доменных имён «lad-m.ru» и «ladm.ru» одновременно по двум основаниям: как сходные с товарными знаками «ЛАД-М» и «ЛАДМ» и как сходные с фирменным наименованием «ЛАД-М». В защите прав на товарные знаки судом было отказано, поскольку права на них возникли уже после регистрации указанных доменных имён, но судом было признано право на защиту своего фирменного наименования от неправомерного использования, а на использование доменных имён был наложен запрет.

Как же защитить свое доменное имя?

В соответствии с действующим российским гражданским законодательством доменное имя не относится ни к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее —ГК РФ), ни к объектам интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1225 ГК РФ). Однако очевидно, что на сегодняшний день доменное имя фактически является средством индивидуализации сродни товарному знаку или фирменному наименованию.

Некоторые владельцы сайтов защищают своё доменное имя, регистрируя свой URL в качестве словесного товарного знака, однако даже если адрес в таком качестве не зарегистрирован, всё равно существуют способы защитить ваш ресурс от мошенников и недобросовестных конкурентов.

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ, исключительное право на товарный знак осуществляется, в том числе путём размещения товарного знака в доменном имени или при других способах адресации (например, в публично размещаемом адресе электронной почты). Никто не вправе без разрешения правообладателя использовать обозначения, сходные с его товарным знаком, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.

Таким образом, если в доменном имени используется зарегистрированный словесный или комбинированный товарный знак, а другой интернет-ресурс пытается использовать данное доменное имя пусть и в несколько изменённой форме, у правообладателя товарного знака есть все шансы запретить в суде использование такого доменного имени его владельцу.

Аналогичной является ситуация и с правом компании на фирменное наименование. Если доменное имя содержит в себе фирменное наименование вашей компании, содержащееся в учредительных документах, использование идентичного или сходного до степени смешения доменного имени другим лицом неправомерно, и в суде также можно добиться запрета на использование такого домена либо передачи его вам.

Особый интерес представляет защита компанией или индивидуальным предпринимателем доменного имени как коммерческого обозначения. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение может использоваться индивидуальными предпринимателями и организациями для индивидуализации принадлежащих им предприятий и при этом не подлежит обязательному включению в ЕГРЮЛ и учредительные документы. То есть, коммерческое обозначение является средством индивидуализации, которое не подлежит регистрации и считается таковым лишь в силу распространённости и известности на определённой территории. 

Логичным является признание в ряде случаев доменного имени коммерческим обозначением, однако суды пока не готовы признавать доменное имя коммерческим обозначением. Например, ФАС МО в своём постановлении №КГ-А40/1594-09 по делу № А40-18395/08-26-81, указал на то, что «по смыслу положений ст. 1538 ГК РФ обозначение «odnoklassniki.ru» может быть признано коммерческим обозначением истца, если оно используется истцом для индивидуализации принадлежащего ему предприятия.» 

Суды пока склонны толковать положения ГК РФ узко и признавать право на коммерческое обозначение только как средства индивидуализации предприятия на определённой территории, что должно подтверждаться, например, вывеской. Само по себе доменное имя не может признаваться коммерческим обозначением (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.04.2017 г. №С01-301/2017 по делу № А60-1837/2016).

Однако использование чужого коммерческого обозначения в своём доменном имени неправомерно, и, в том случае если судом будет признано, что коммерческое обозначение возникло раньше, чем было зарегистрировано доменное имя, есть все шансы также запретить использование такого домена.

Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Онлайн-сервис здорового питания Level Kitchen запускает сеть фирменных мобильных кафе. Первое кафе уже отправилось в Ростов-на-Дону, где пройдет этап Russian Drift Series (RDS). В дальнейшем сеть планируетс...

Мегамаркет начал продажу золотых слитков

Мегамаркет, один из крупнейших онлайн-ритейлеров России, рад представить своим покупателям эксклюзивную коллекцию золотых сувенирных слитков. Коллекция, ограниченная 160 экземплярами, включает в себя...

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Уход с российского рынка западных IT-гигантов обнажил острую проблему импортозамещения ПО в области управления данными. Сегодня бесперебойная работа бизнес-процессов и независимость от иностранных поставщико...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.