Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн
Игорь Бахарев
Ошибки при доставке товара — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Логистика остается консервативной индустрией, которая стремится к экономии. В то же время это перспективный рынок для блокчейн-стартапов, а крупные компании внедряют блокчейн в уже сложившиеся логистические цепочки. В частности, Alibaba Australia только на днях объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework, в рамках которого доставка продуктов из Австралии и Новой Зеландии в Китай будет отслеживать с помощью блокчейна.
Автор профильного портала Bloomchain Виктор Сикирин постарался разобраться, что не так с современной системой грузоперевозок, может ли блокчейн помочь российской логистике и как связаны РЖД и блокчейн-технологии.
Заказ на блокчейне
Главная задача логистики — перевезти груз из одной точки в другую в целости и точно в срок. По пути из пункта А в пункт Б с товаром могут взаимодействовать десятки участников из разных стран: водители, экспедиторы, таможенники, чиновники. У каждого из них свои правила, требования и документы. Груз могут испортить, потерять или доставить с опозданием. Полностью контролировать всю цепочку сложно, еще труднее вовремя реагировать на внезапные сложности вроде срыва поставки.
Например, вы заказываете джинсы из США. Для организации их доставки поставщику необходимы договоры купли-продажи, транспортные накладные, отсканированные и бумажные таможенные декларации, договоры по морской и автомобильной перевозке, переводы документов и т.д. В процессе задействовано множество подрядчиков, говорящих на разных языках. Если хотя бы один из них потеряет или неправильно заполнит какой-нибудь документ, сорвется весь процесс.
Процесс становится долгим, неэффективным и дорогим; процветают «серые» схемы. Иногда логистические ошибки могут стать критическими — например, если речь идет о доставке продуктов.Схема движения товара не менялась десятилетиями: импортер — дилер — розничная сеть. Услуги посредников обходятся в 10%-45% от стоимости доставки.
Чтобы стать эффективнее, логистические компании должны обрабатывать большие массивы данных, следить за товаром в реальном времени, обмениваться информацией с партнерами. После появления технологии блокчейн именно с ней некоторые участники рынка стали связывать возможную модернизацию системы.
Зачем блокчейн современной логистике
Сокращение документооборота и количества действий. Смарт-контракты могут значительно сократить количество бумажных документов и исключить лишние операции. Достаточно один раз прописать условия сделки — и ждать их выполнения без подписания промежуточных бумаг. В результате все процессы будут проходить быстрее.
Прозрачность и полный контроль. В блокчейне можно зафиксировать весь путь товара, от производства до полки магазина. Данные всегда доступны для всех участников процесса. Если почта потеряет документы или кто-то внесет в них изменения, все данные можно будет проверить в публичном реестре. Изменить информацию задним числом не получится.
Меньше посредников. Участники цепочки могут общаться друг с другом без сервисов-посредников — а значит, и без комиссий. Чем меньше посредников, тем ниже стоимость доставки.
Решение спорных ситуаций. Публичный реестр может облегчить решение споров между участниками процесса перевозок. Доказательством правоты в таком случае послужит запись в блокчейне.
Контроль качества. В блокчейне можно хранить информацию о товарах, производителе, сроках годности. Это позволит вычислить недобросовестных поставщиков, предотвратить неправильную маркировку товаров, обнаружить поставки контрафакта.
Блокчейн для Alibaba и РЖД
Блокчейн в одиночку не перестроит всю логистику: не проложит оптимальные маршруты для водителей, не загрузит товар, не организует работу. Скорее всего, он даже не спасет от всех ошибок. Зато технология поможет упростить документооборот, обнаружить ошибки или хищения, проследить за выполнением условий контракта.
Найти практическое применение блокчейна в логистике сегодня пытаются крупные мировые компании.
Торговая онлайн-платформа TMall совместно с логистической компанией Cainiao, будет использовать технологию блокчейн в своей трансграничной системе снабжения товаров.IBM рассматривает возможность создания системы на базе блокчейна, которая объединит производителей, поставщиков и розничные сети. В проекте участвуют Walmart, Kroger, Unilever, Nestle, McCormick, Tyson.
В начале года IBM вместе с крупным морским перевозчиком Maersk сообщили о совместной работе над глобальной логистической блокчейн-платформой. Интерес к блокчейну также проявляют Amazon, Alibaba, FedEx.
В России из крупных компаний о тестировании блокчейна пока сообщили только РЖД. Компания тестирует технологию на электронной торговой площадке, однако оговаривается, что речи о конкретных сроках и практической реализации пока не идет. О планах по использованию блокчейна осенью прошлого года говорил и гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.
Туманные перспективы
Несмотря на привлекательные перспективы, эксперты и участники рынка признают, что переход логистики на блокчейн в ближайшее время вряд ли возможен. Одна из главных проблем — сложность внедрения технологии в реальную экономику и бизнес-процессы.
Еще одна задача связана с необходимостью создания единой блокчейн-экосистемы для всех перевозчиков. Нельзя забывать и о том, что логистический бизнес, предполагает постоянное изменение. Вопрос о том, как обеспечить корректную работу смарт-контрактов в таких условиях, остается открытым. Так же, как и вопрос коммерческой тайны, с которой трудно совместить один из базовых принципов блокчейна — прозрачность данных.
«Строить цепочки для всего процесса нецелесообразно — слишком высокие затраты ресурсов. Качество данных в отрасли недостаточно высокое: существует много взаимозависимых этапов, по которым в системе может быть различная информация, и нет понимания, как это контролировать», — говорит Сергей Климаш, директор по информационным технологиям компаний DPD и SPSR Express.«Блокчейн хорошо работает там, где высокое (100%) качество данных и не предполагается мультивариантность. Поэтому в логистике он может применяться только на определенных участках; например, во взаиморасчетах».
Некоторые участники рынка уверены, что блокчейн будет использоваться в сфере грузоперевозок, так как строить современную логистику без передовых IT-решений невозможно. У технологии есть перспективы в отрасли, но ей мешают правовая неопределенность, технические сложности, непоследовательность и несговорчивость перевозчиков.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте