Дорогу PIM осилит идущий: как онлайн-магазин X-com внедрял PIM-систему
Игорь Бахарев
Компанию X-com можно считать одним из первопроходцев в области PIM в нашей стране. Их интернет-магазин был запущен в 2003 году, а в 2012 году он перешел на новое ядро, которое до сих пор функционирует. При создании этого ядра была написана собственная система управления контентом, на тот момент весьма прогрессивная.
Увы, технологические возможности и требования электронной коммерции в то время сильно отличались от сегодняшних. Со временем внутренняя система сайта устарела, постоянно требовала внесения "костылей" - временных решений. Компания росла и развивалась, в какой-то момент собственная система исчерпала свои возможности. Стало очевидно, что площадке необходима новая технология управления продуктовым контентом, которая позволила бы подойти к этому вопросу более детально и инновационно. Такая система должна была быть гибкой и масштабируемой с технологической точки зрения. X-com обратилась к нам с запросом на внедрение наших разработок.
Портрет заказчика в цифрах:
-
X-com - это один из крупнейших онлайн-ритейлеров в стране, компания входит в пятёрку крупнейших магазинов в сегменте компьютеров и электроники.
-
Больше 100 000 ассортиментных единиц, продающихся в онлайне и больше 700 000 SKU в офлайне;
-
Ежемесячно на витрины X-com добавляются более 10 000 новых SKU;
-
С продуктовой информацией в магазине работают десять сотрудников;
Небольшая справка: что такое PIM?
PIM-система - это инструмент для централизованного управления обширными данными о товарах и услугах, такими как описания, характеристики, фотографии, видео, информация о производителе, сертификаты и др.
Одним из ключевых компонентов PIM-системы является мастер-каталог, который объединяет все данные о товарах, а на его основе создаются каталоги для различных витрин, таких как мобильные приложения, маркетплейсы, оптовые платформы и т.д.
Важной функцией PIM-системы является возможность создания шаблонов карточек товаров, которые позволяют устанавливать одинаковые характеристики для товаров, привязанных к определенному шаблону.
Среди важных возможностей PIM-системы - автоматизация процесса получения и использования данных о товарах из различных источников, их обновление и распределение по различным каналам продаж. PIM - это "сердце" продуктового контента, он необходим с ростом бизнеса и потребности в эффективной автоматизации данных о товарах.
Вот как выглядит эволюция управления товарным контентом:
Если посмотреть глубже, то PIM систему можно рассматривать как часть MDM системы, которая решает вопросы, которая обеспечивает единство представления массивов данных во всех информационных системах и решает проблемы несоответствия, дублирования и несопоставимости данных.
Конкретные задачи и наши предложения
У X-com было сразу несколько проблем, которые нам предстояло решить. Самая важная из них - недостаточная, по нашим временам, информативность карточек товаров.В самописной базе для каждого типа товаров был один единственный стандартно заданный шаблон, с минимальным набором характеристик и фотографиями товара. Требовалось существенно увеличить этот набор, так как при увеличении ассортимента компании приходится сталкиваться с новыми товарами, у которых важны определенные необычные характеристики. Например, 10 лет назад никому не требовалось указание, какое именно сечение провода имеет компьютерная мышь. Сейчас манипуляторы сравнивают в том числе и по такому параметру.
Мы предложили заказчику сделать характеристики товара "сквозными", чтобы можно было переиспользовать одно и то же свойство. В частности, если у клавиатуры есть важные характеристики «сечение провода» и «длина провода», то стоит отдельно завести сквозную характеристику «провод». Тогда её можно будет измерять по разным параметрам. К тому же, такая характеристика заодно сможет использоваться в других категориях, например, «зарядки для смартфона» или «удлинитель».
Сквозные характеристики удобны возможностью образовывать между разными товарами продуктовые и логические связи. Это, в свою очередь, позволяет более гибко настраивать товарную карточку.
Также требовалось создать систему товарных рекомендаций и конфигураторов, которая впоследствии станет платформой, способной консультировать клиентов на сайте о схожести между выбранными товарами.
Как это работает: Предположим, клиент выбрал ноутбук и добавил его в корзину, а затем также добавил телевизор. Система автоматически предложит ему приобрести HDMI кабель, так как ноутбук и телевизор можно соединить. Однако в характеристиках ноутбука может не быть указано понятие "папа" или "мама" для HDMI порта. Чтобы такая физическая связь между товарами работала, необходима стандартизированная система, которая учитывает эти связи. В ранее использовавшейся технологии X-com такой функционал был реализован, однако он был связан с устаревшей системой контента и технически не мог масштабироваться.
«На этапе выбора мы проанализировали более 20 различных PIM систем, как зарубежных, так и российских. С нашей стороны список требований был почти из 50 пунктов, среди которых важными были такие требования, как возможность развернуться на нашем железе, возможность масштабирования, возможность доработок и кастомизации, гибкое АПИ и пр. Самым важным было требование реализовать нужную нам архитектуру данных для управления характеристиками товаров.
Изначально, ни одно из изученных решений не покрывало все наши требования. Поэтому я искал тех, кто сможет доработать под них продукт. И, кончено, по разумной цене, хотя цена системы была далеко не в первом приоритете выбора.
Выбор пал на Compo. Их продукт оказался чуть ли не единственным, готовым выполнить все наши требования в разумные сроки и бюджет. Сейчас мы уже больше полу-года пользуемся созданным решением и продолжаем его развивать», комментирует технический директор X-com Андрей Шишкин.
Этапы внедрения
Нулевой этап
IT-ландшафт крупных предприятий представляет собой сложную систему, состоящую из десятков интегрированных между собой систем, работающих по-разному. Чтобы интегрировать PIM (Product Information Management) в эту среду, необходимо наладить взаимодействие с другими системами.
Увы, требования всех компаний разные, у всех своя специфика, поэтому просто в принципе невозможно написать сколько-нибудь сложное "коробочное" решение, которое можно было бы просто установить и использовать. Необходимы настройки под каждый конкретный запрос.
Для этого перед началом работы специалисты анализируют процессы, системы и бизнес-требования, разрабатывают функциональные требования, чтобы потом применять их к конкретному продукту. Затем можно оценить, где есть возможность развития, где функционал полностью соответствует ожиданиям, где можно обойтись настройками пользовательского интерфейса, а где требуется дополнительная настройка.
Это нужно выявить ещё на предварительном этапе работ по внедрению PIM-систем.
Этап 1
-
Первоначальная загрузка товарной базы;
-
Настройка интеграции для импорта новых товаров в PIM-систему;
-
Доработка методов API для передачи контента на витрины;
-
Тюнинг PIM-системы в части удобства работы редакторов.
Этап 2
-
Создание функционала внутренних правил автоматического присвоения шаблона и категорий
-
Управление ролями
-
Создание лога событий в PIM-системе
-
Доработка гибкой фильтрации товаров
Этап 3
-
История изменений карточек товаров, полное логирование
-
Настройка отчета о работе редакторов
-
Обогащение описаний товаров по API
-
Доработка гибкого экспорта
Внедрение системы управления информацией о продуктах подразумевает не только интеграцию в IT-инфраструктуру компании, но и готовность самой компании к переменам. Положительный эффект от внедрения PIM можно ощутить в течение 2-3 месяцев после того, как основные функции системы будут отлажены. Именно поэтому мы решили разбить кейс на две части: описать проектную работу и затем поделиться результатами внедрения.
Что сделано и что находится на финальной стадии разработки
Мультикаталог
-
Каталоги внешних витрин;
-
Поддержка объединения товаров в линейки и серии.
Удобный фильтр
-
По параметрам и характеристикам
-
Мультиселект с поиском
-
Подсчет количества на лету
Массовые операции
-
Пакетные изменения параметров и свойств
-
Фоновое выполнение операций
-
Полное логирование
-
Автоматическое присвоение синонимов
-
Распределение по каталогам витрин
Шаблоны
-
Иерархия групп шаблонов
-
Визуальные группы характеристик
-
Тонкая настройка свойств: обязательность, участие в фильтре, состав справочника, единицы измерения
Поддержка различных типов свойств
-
Представление данных в нужном виде
-
Валидация данных в карточке товара
Группировка единиц измерения
-
Установка базовых единиц для мастер карточек
-
Пересчет значений для передачи в каналы
Карточка товара
-
Детальная информация о товаре
-
Настройки поиска
-
Цены и остатки
-
История изменений
Интуитивный интерфейс
-
Продуманный UX
-
Система якорей
-
Фокус на важном
Поддержка медиа-контента
-
Сертификаты, инструкции
-
Ролики в Youtube
-
Авторесайз фото для каналов
Каталогизация
-
Дополнительные категории;
-
Управление размещением на витринах.
Такие важные мелочи
Внедрение позволило улучшить массу мелочей, которые до этого казались "вечными" и "надо терпеть". Например, каталог товаров в старой системе X-com был создан так, что привязывать товар более чем к одной категории было невозможно. Это создавало барьер в маркетинговых активностях, уменьшало видимость товара на витрине и ограничивало его импорт на сторонние площадки.
В Compo PIM мы реализовали мультипривязку товаров не только по категориям, но и по различным веткам дерева каталога. Это позволило X-com одновременно управлять товарами на нескольких витринах и площадках.
Также мы реализовали:
-
Полный лог изменений карточек, просмотр истории изменений карточек товара
-
Отчёт работы редакторов, построение системы премий и штрафов для персонала
-
Поисковую систему с учетом ошибок в запросах
-
Управление ТОПом поисковой выдачи;
-
Связь товара с аналогами и сопутствующими каналами
-
Статусные модели
-
Простановку тегов и маркеров, маркетинговые метки для витрин
-
Интеграцию с МПЛ
-
Возможность объединения товаров, склейки карточек на витрине
-
Настройку событий и уведомлений
-
Возможность фонового выполнения задач
-
Массовые операции и экспорт в Excel
Что мы имеем сейчас и какие у нас планы?
На данный момент основной этап работ по внедрению PIM-системы продолжается. Мы продолжаем сотрудничать с командой X-com по настройке и адаптации системы под рабочие процессы ритейлера. Внедрение позволило ритейлеру увеличиться в численности, но это не потому что стало все сложнее, а потому что система освободила руки сотрудникам и позволила масштабировать бизнес и продвигаться дальше.
Что планируется дальше?
-
Массовое редактирование товаров через xls/csv;
-
Функционал для товарных линеек;
-
Внедрение поиска на базе Elastic Search на витрину интернет-магазина X-com;
-
Правила по автоматическому назначению cross sale, up sell;
-
Расширение лога событий для отправки изменений на витрину(сокращение time to market)
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте