Автоматизация работы с товарным контентом в 2023 году

Игорь Бахарев

В современной электронной торговле управление контентом становится одной из самых актуальных задач для продавцов. Ведь для принятия решения о покупке клиенту необходимо получить как можно больше адекватной информации о товаре, сравнить различные предложения и быть уверенным в своем выборе.

Однако, чем больше товаров, тем сложнее обычному менеджеру магазина уследить за всеми карточками, сделать их не только привлекательными, но и полными. И тогда на помощь приходит автоматизация, а именно, программное обеспечение Product Information Management (PIM)

"Одно окно" для контента

PIM - это система для централизованного управления большими массивами данных о товарах и услугах, таких как описание, характеристики, фотографии, видео, информация о производителе, сертификаты и т.д.

Ключевой функцией PIM-системы является каталог. Он агрегирует в себе все данные о товарах в рамках мастер-каталога, и на базе которого формируются каталоги внешних витрин, и уже в них раздаются данные о товарах в том формате, который необходим для каждой конкретной витрины: мобильного приложения, маркетплейсов, оптовой платформы и т.д.

Важная опция PIM - создание шаблонов карточек. Привязанные к такому шаблону товары будут иметь в своих карточках одинаковые характеристики. Шаблоны позволяют настроить обязательные характеристики, что важно для контент-менеджеров, характеристики, которые участвуют в пользовательском поиске, управлять визуальными группами характеристик, задавать состав справочника характеристик, что упрощает их заполнение и снижает вероятность ошибки.

На данный момент на российском рынке существует несколько PIM-систем, и они существенно отличаются по функционалу. 

Современные PIM-системы поддерживают не только товарные каталоги, но и каталоги услуг, цифровых предложений, отзывов и любых других больших баз данных. Кроме того, карточки различных категорий товаров могут сильно отличаться друг от друга, что система тоже учитывает

"Наша PIM система, например, позволяет создавать группы товаров по различным признакам - коллекции, серии, однотипные товары, отличающиеся по размеру, цвету и т.п. В интерфейсе мультикаталога можно настроить состав атрибутов списка, использовать быстрый поиск карточек, а также создавать выборки с помощью фасетного фильтра", - рассказывает руководитель отдела PIM-систем компании Compo Павел Жук.


Кейс Элком

Группа компаний Элком-Электро обратилась к Compo для создания единой базы электротехнических товаров в международном стандарте на своей В2В-платформе. Благодаря шаблонам внешней PIM-системы, собравшей информацию по всем необходимым техническим характеристикам товаров, удалось привести к международным стандартам все карточки на площадке. Данные более 400 тысяч SKU в каталоге обогатились описаниями, сертификатами, фотографиями и т.д. и теперь обновляются автоматически, без участия контент-менеджера. Технически парсинг подробной информации о товаре осуществляется по артикульному номеру производителя. За счет рекомендации сопутствующих товаров и аналогов средний чек на площадке Элком-Электро увеличился на 24%.

Как меняется заказчик PIM-систем

2022 год сильно повлиял на рынок программного обеспечения России. Если раньше магазин можно было подключить к зарубежным облачным решениям, то теперь такой возможности нет. Кроме того, сейчас в России большое внимание уделяется цифровой безопасности. Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют использовать отечественное ПО или разрабатывать собственное. 

Сейчас в России рынок PIM-систем только начинает развиваться, в то время как, к примеру, в США, это ПО уже стало довольно востребованным у онлайн-предпринимателей. Глобальный рынок PIM, по оценке Verified market research, в 2020 году составил $7,45 млрд, и к 2028 году достигнет $15,83 млрд. То есть среднегодовые темпы роста с 2021 по 2028 год составят 9,87%.

Павел Жук отмечает, что раньше заказчиками PIM выступал, в основном, "крупняк", соответственно, и по цене, и по масштабам возможностей такое ПО было ориентировано на крупные компании.

"Однако в последнее время мы наблюдаем тренд на переход к системам автоматизации управления контентом во всех сегментах, по крайней мере, компании среднего бизнеса уже обращаются к нам с подобными запросами", - добавляет эксперт.

Если маленький магазин всё ещё может позволить себе полагаться на контент-менеджера, вручную вводящего данные на 100 товаров, то при наличии в каталоге 10 тысяч SKU и более, а также при работе с несколькими площадками одновременно без автоматизации обойтись невозможно.

Кейс "Дочки-сыночки"

В 2016 году компания "Дочки-сыночки" начала работать по модели маркетплейса, а в 2018 году обратилась к Compo для интеграции PIM-системы и создания рабочего кабинета поставщиков. Поставщикам пришлось заполнять карточки своих товаров по шаблонам, которые создавали контент-менеджеры. Были опасения, что многим это не понравится, однако проблем не возникло, поставщики согласились работать по предложенной схеме. В результате за три года у площадки прибавилось 150 поставщиков, а количество товаров на маркетплейсе ежегодно росло на 60 тысяч.  Подробнее об этом кейсе читайте в нашей статье.

Но к автоматизации постепенно приходит и малый бизнес. Особенно речь идёт о компаниях, торующих на маркетплейсах. Независимый eCommerce-эксперт Руслан Ишмаметов считает, что крупные поставщики скорее предложат маркетплейсу самому приводить карточки товаров к нужному виду. А вот мелкий и средний бизнес, в значительно большей степени заинтересованный в этом канале продаж, охотно возьмет на себя заполнение карточек по шаблону, особенно, если у него есть такой удобный инструмент, как личный кабинет поставщика.

"С помощью опции массовых операций PIM-система позволяет одновременно вносить одинаковые изменения в карточки всех товаров выбранной группы. Запущенная задача выполняется в фоновом режиме, в то время как контент-менеджер может совершать другие операции", - рассказывает Жук.


Мало того, сейчас заполнение карточек новых товаров возможно и  практически без участия контент-менеджеров. Карточка по определенным признакам привязывается к шаблону. Помимо основных характеристик и медиа-контента, из смежных систем в неё автоматически прописываются сопутствующие товары, аналоги, синонимы, цены, остатки, логистические параметры и прочее. В нее также можно вывести отзывы с любой витрины. Некоторые данные поступают и вовсе из внешних источников: международные классификаторы и т.д.

Таким образом, благодаря PIM экономится время сотрудников, ускоряется работа, снижается операционная нагрузка и количество ошибок.

Кейс XCom

Компания XCom искала новую платформу взамен устаревшей, чтобы развивать ее в дальнейшем в соответствии с требованиями времени. В офлайне ритейлер предлагал покупателям до 700 тысяч наименований товаров, а на сайте XCom до начала совместной работы было представлено чуть более 100 тысяч SKU. Кроме того, компания планировала подключать новых поставщиков и сразу вывести их товары (еще около 200 тыс. SKU) в онлайн. То есть PIM-система здесь была просто необходима. По словам технического директора XCom Андрея Шишкина, после запуска PIM-системы штат в компании увеличился. Однако не потому, что для выполнения тех же функций понадобилось большее количество людей, а лишь потому, что автоматизация позволила запустить новые проекты.

Интересно, что PIM позволяет с помощью облака синонимов настроить поиск так, чтобы система воспринимала слова, написанные с ошибками, сленговые выражения, названия, вбитые при неправильной раскладки клавиатуры, и выдавала адекватные результаты.

"Я уверен, что в IT-ландшафтах как крупных, так и средних торговых и производственных компаний PIM-системы займут прочное, уверенное место именно с осознанием того, что PIM - это продажи, PIM - это то, с помощью чего мы показываем товар лицом", - объясняет независимый эксперт Руслан Ишмаметов.

Есть еще DAM, который используется в дополнение к PIM и часто работает в связке PIM + DAM. Системы управления цифровыми активами (DAM) помогают организациям хранить, упорядочивать, находить, извлекать и распространять весь каталог цифрового контента из единого места. Подробнее о DAM - в следующей статье.
Материал по теме

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

Материал по теме

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

Материал по теме

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Джефф Безос продолжает продавать акции Amazon

Основатель Amazon Джефф Безос продолжает последовательно реализовывать свой план по продаже акций маркетплейса, одновременно сохраняя значительный пакет в компании. Согласно данным, представленным в Комисси...

"Кофемания" запустила приложение для поваров

Сеть "Кофемания" внедрила новое цифровое решение для повышения эффективности работы своих кухонь и ускорения обучения персонала. На базе платформы Naumen была разработана система, которая позволяет сотрудникам ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.