Data Insight : рынок eCommerce замедлился до уровней 2019 года
Игорь Бахарев
Всего за сентябрь российские интернет-магазины (включая маркетплейсы и сегмент доставки продуктов питания) выполнили около 222 млн заказов.
Скорость роста количества заказов впервые с 2019 года опустилась ниже рубежа в +50% в год . Еще в августе рост составлял +55%, перед этим несколько месяцем он был на уровне 60-65%, а до февраля на протяжении 9 месяцев подряд рост превышал 100% в год.
"Треть сентября пришлась на первые дни мобилизации - когда, если совсем упрощать, многим потребителям было не до регулярных повседневных онлайн-покупок. Плюс в целом есть некоторый среднесрочный тренд на замедление роста (темпы роста г-к-г снижаются уже 4 месяца подряд после "отскока" в мае) - притом отчасти это замедление можно объяснить эффектом растущей базы: чтобы поддерживать прежние темпы роста, с каждым месяцем рынку надо прибавлять все большее и большее количество заказов", - рассказывает партнёр Data Insight Борис Овчинников.Ну и еще один локальный во времени фактор - это эксперименты Wildberries с платным возвратом. Овчинников полагает, что, судя по всему, часть покупателей решили из-за этого отложить некоторые покупки или перенести их обратно в оффлайн.
По данным eCommerce-эксперта Алексея Петровского, крупнейшие российские онлайн-площадки по результатам сентября показали существенное падение числа посетителей относительно августовских показателей. Почти все маркетплейсы и основные онлайн-магазины потеряли за месяц часть своих посетителей.
Руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс» Андрей Задорожный рассказывает, что после ажиотажного покупательского спроса, начавшегося в феврале и закончившегося в начале марта, логисты зафиксировали падение трафика по отправлениям.
"Самый драматичный период был в апреле - мае. Это связано с тем, что доля международных игроков в портфеле компании на тот период составляла почти 40%. И именно в мае состоялся окончательный уход многих известных брендов, которые давали компании стабильные объемы отправок. Можно сказать, что в этом месяце мы оттолкнулись от «дна». В июне все начало меняться в лучшую сторону, появилась позитивная динамика. Рост составил от 8 до 13% от месяца к месяцу. В октябре мы ожидаем небольшую стагнацию: она может составить от 1-2%", - говорит Задорожный.По его словам, какой-либо долгосрочный прогноз по развитию ситуации дать практически невозможно. Потребительская активность снижается, люди делают выбор в пользу товаров первой необходимости, предпочитают разумную экономию. Соответственно, падает и спрос на все категории товаров.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте