Данные по eCommerce в Москве: исследование московского правительства
Игорь Бахарев
Аналитики Департамента информационных технологий Москвы представили результаты исследования "Интернет-торговля в Москве в 2017 году". Данные были получены из телефонного опроса москвичей, статистики товарных агрегаторов, глубинного мониторинга ТОП-200 крупнейших московских интернет-магазинов. Исследование проводится ежегодно, начиная с 2015 года.
Кто покупает?
77% москвичей хотя бы раз совершали покупку онлайн, из них 30% покупают через интернет два раза в месяц и чаще. 76% опрошенных сказали, что первую покупку в интернете совершили более 5 лет назад. При этом каждый второй опрошенный покупатель заказывал товары в зарубежных интернет-магазинах.
Компьютерную технику покупают, в основном, мужчины (71% от всех клиентов), а одежду на онлайн-площадках заказывают, в основном, женщины (76% покупок). Интересно, что только среди покупателей бытовой техники женщин и мужчин примерно поровну (47% и 53% соответственно). Все остальные категории товаров можно разделить на "мужские" и "женские". Кстати, почти во всех категориях товаров доминируют женщины-покупатели.
Интересно, что среди покупателей в интернете 23% - граждане пенсионного возраста.
Что покупают?
Чаще всего в интернет-магазинах заказывают компьютерную технику и электронику. Этими товарами интересуется 25% покупателей. Также москвичи часто посещают интернет-магазины бытовой техники, а также интересуются одеждой и обувью.
Как меняется ассортимент магазинов?
Количество товарных предложений в московских интернет-магазинах выросло более чем в 1,5 раза за 2 года. В частности, магазины расширяют свой ассортимент за счет новых категорий товаров. Взрывной рост ассортимента наблюдается в категории товаров для детей, а также расширилось число предложений одежды, обуви и аксессуаров. Снижение числа товарных предложений наблюдается среди специализированного оборудования и
офисных товаров.
Сколько тратят?
Средний чек для москвичей в российских онлайн-магазинах составляет около 6600 рублей, в зарубежных несколько меньше - 6400 рублей. При этом в сегменте бытовой техники средний чек достигает 10000 рублей, в компьютерных магазинах сумма средней покупки колеблется около 8400 рублей, зато на товары для животных, например, покупатели тратят в среднем только 3600 рублей за одну покупку.
Самые дорогие категории - это бытовая техника, товары для авто и мототехники, компьютерная техника и электроника.
Как платят?
63% москвичей предпочитают платить за свои покупки в интернете наличными при получении товара. Почти треть (32%) оплачивают заказы банковскими картами.
В ДИТ отмечают, что безналичная оплата на сайте доступна в большинстве магазинов, но среди населения сохраняется низкое доверие к платежам через интернет.
Интересно, что в последнее время онлайн-магазины все чаще стали предлагать оплатить покупку по карте при получении. "Если в 2015 году такой вариант оплаты был доступен в 2 из 10 интернет-магазинов, то в 2017 году - уже в 5 из 10", - говорят исследователи.
Реже всего москвичи пользуются электронными деньгами. Хотя каждый второй магазин предлагает такую возможность, лишь 3% покупателей используют электронные деньги при совершении заказов.
Как покупатели общаются с магазинами?
В последнее время интернет-магазины активно используют такие способы коммуникации с потребителями, как социальные сети и мобильные приложения. По данным мониторинга, у 4 из 10 интернет-магазинов есть свое приложение.
В основном интернет-магазины используют Вконтакте (97%) и Facebook (80%), несколько реже - Одноклассники, Twitter и Instagram. 4% онлайн-площадок активны в Telegram - в частности, заказ товаров реализуется через чат-ботов.
Разбивка по товарным категориям
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте