Борьба за контрафакт на маркетплейсах: подводим итоги с экспертами
Игорь Бахарев
Вопрос нелегальной реализации товаров много лет стоит остро как перед государством, правообладателями и маркетплейсами, так и перед потребителями. В последнее время проблема стала особенно актуальна и для онлайн-площадок. Как обстоит ситуация с контрафактом сейчас, обсудили эксперты на форуме Russian Retail Show 2024.
По разным оценкам, в России менее 30% контрафактной продукции реализуется через eCommerce, при этом основным источником контрафакта остается офлайн-торговля. Такую оценку дала заместитель директора Центра экономики монополий и анализа регуляторных требований Фонда "Центр стратегических разработок" Елена Ковалева.
Участники панельной дискуссии "Антиконтрафакт в eCommerce" подвели промежуточные итоги работы нового инструмента рынка — добросовестных практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами. Его главная задача — борьба с контрафактной продукцией в eCommerce.
Полтора года назад Ассоциация "Объединение Корпоративных Юристов" (ОКЮР), представители маркетплейсов и правообладателей при участии ФАС России приняли решение объединить усилия в борьбе с контрафактом. Совместно участники разработали документ, в котором был описан механизм добросовестных практик. Практики были представлены общественности в июле 2023 года. На сессии подвели промежуточные итоги действия нового инструмента рынка и намечены планы по его дальнейшему развитию.
"Добросовестные практики — это важный инструмент, который устанавливает порядок взаимодействия маркетплейсов, продавцов и правообладателей. Только за первые месяцы его работы по жалобам правообладателей удалось заблокировать порядка 4 миллионов карточек на маркетплейсах. Мы понимаем, что борьба с контрафактом — долгий и сложный процесс, который затрагивает разные ведомства. Однако решение проблемы невозможно также без объединения усилий участников рынка и заинтересованных сторон. Вместе мы сможем препятствовать распространению неоригинального товара на онлайн-площадках", — отметила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.
Представители крупного бизнеса в сфере потребительского рынка подтвердили, что нелегальная продукция — давняя проблема всего ритейла как на площадках электронной торговли, так и в сегменте традиционной розницы.
Успешная борьба с контрафактом, по её мнению, безусловно невозможна без сотрудничества с маркетплейсами — эффективные механизмы работы с претензиями правообладателей позволяют оперативно убрать подделку с продажи. Маркетплейсы также могут помочь "заземлить" нелегальных продавцов, так как обладают большим количеством данных о продавце, в том числе, например, данными о местонахождении складских помещений селлеров, что позволяет обнаружить их в офлайне."Борьба с контрафактом не замкнута исключительно на онлайне или офлайне, поскольку это взаимосвязанный процесс. В первую очередь, успешная борьба с контрафактом зависит от активности правообладателей. Например, мы в "Юнилевер Русь" регулярно мониторим онлайн-площадки на наличие контрафактной продукции наших брендов, потому что хотим оградить потребителя от некачественной продукции непонятного происхождения. Мы благодарны нашим потребителям, которые оставляют отзывы и фотографии на страницах недобросовестных продавцов — для нас это один из важных индикаторов при мониторинге", — отметила руководитель направления по защите товарных знаков компании "Юнилевер Русь" Анна Сидорова.
"Маркетплейсы уже внедряют собственные инструменты для борьбы с контрафактом", — заявила заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции Яндекс Татьяна Чибезова. Яндекс Маркет разработал и использует в работе алгоритмы, основанные на методах машинного обучения (ML модели), которые автоматически оценивают товары по нескольким показателям (в том числе релевантность стоимости товара, которую указал продавец, с другими рыночными предложениями в этой же категории; отзывы и оценки покупателей на товар).
В случае, если модель считает товарное предложение подозрительным, система направляет запрос в службу контроля качества для дополнительной проверки, в том числе чтобы убедиться, что товар не является контрафактным.
"Контрафакт – сложная проблема для рынка, которая требует комплексного подхода к решению. Мы используем целый комплекс мер по борьбе с ним на платформе: проверяем карточки товара вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. Есть и другие этапы проверки. Вместе с тем, важнейшей составляющей является отраслевая борьба. Только общими усилиями брендов, платформ и регуляторов, в том числе, по всем каналам продаж мы можем снизить объем контрафакта на рынке", — отметил Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR Ozon.
"Один из самых частых вопросов правообладателей связан со скоростью обработки их обращений о проверке права селлера продавать товар их бренда — это можно сделать в сервисе “Цифровой арбитраж” на Wildberries. Мы в конце прошлого года сократили срок рассмотрения таких заявок с 30 до 10 дней — это помогает защитить владельца бренда от потери дохода, а покупателя — от покупки неоригинальной продукции.
Мы также занимаемся стандартизацией процесса подачи заявлений при обнаружении контрафактной продукции в ходе контрольной закупки. Это небыстрый процесс, так как нам важно не только учесть пожелания правообладателей, но и обезопасить добросовестных продавцов от необоснованной блокировки карточек товаров. Надеемся, что уже скоро этот документ станет приложением к добросовестным практикам и поможет развивать их дальше", — отметила заместитель директора по развитию отношений с органами государственной власти Wildberries Алина Нуртдинова.
В завершение сессии участники наметили планы по совместному взаимодействию в вопросах борьбы с контрафактом на маркетплейсах. Модератор панельной дискуссии, партнер консалтинговой фирмы Antitrust Advisory Александр Егорушкин отметил, что запланировано дальнейшее развитие и доработка добросовестных практик, а также призвал правообладателей и иных заинтересованных лиц активнее подключаться к этой работе в рамках ОКЮР.
Участники продолжат собирать и анализировать успешные примеры взаимодействия продавцов и покупателей с маркетплейсами в борьбе с контрафактом. В будущем эти кейсы войдут в "Белую книгу" и помогут правообладателям защищать свои интересы. Также стороны обсуждают создание единого "черного списка" продавцов, который позволит сократить количество нелегальных товаров в eCommerce.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте