LOGO

Битва по рецепту: получат ли онлайн-магазины доступ к лекарственному ассортименту

Игорь Бахарев
25 Июня 2020, в 08:09, в Новости e-commerce, в сюжете: лекарства, аптеки

Представители Комитета по развитию электронной коммерции ТПП обратились к главе Минздрава Михаилу Мурашко с просьбой пересмотреть правила интернет-торговли лекарствами.

Чем недовольны в ТПП:

Текущие правила делают онлайн-продажи лекарств неудобными как для покупателя, так и для продавца.

В частности, сейчас продавать лекарства в онлайне могут только крупные аптечные сети с 10 и более лицензированными офлайн-точками. При этом отпускать лекарства следует в соответствии с уже действующими правилами для аптек, то есть заказами должны заниматься фармацевты, провизоры или медицинские работники. Также сеть обязана принимать оплату онлайн или через мобильные терминалы и поддерживать собственный продающий сайт или приложение. Кроме того, такая аптека обязана иметь собственный штат курьеров или договор с компанией предоставляющей эту услугу.

Такие требования сокращают предложение лекарств на рынке и ограничивают малые аптечные сети, сказано в письме ТПП. По состоянию на начало июня лишь 20 аптечных организаций получили разрешение на онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, правила влияют на скорость и стоимость доставки лекарств. Дело в том, что аптечные сети продают лишь одну категорию товаров - лекарственные препараты. А потребитель редко заказывает много лекарств одновременно, что делает себестоимость доставки одного заказа высокой. В итоге, для покупателя она стоит в среднем 300 рублей, причем сроки растягиваются на несколько дней, хотя в идеале потребитель должен получать такие заказы максимально быстро - в день приобретения.

Поэтому отрасль просит пересмотреть требования.

Что предлагается изменить:

Из правил торговли лекарствами следует исключить пункт, по которому количество точек влияет на возможность реализовывать продукцию через интернет. Также предлагается дать возможность вести онлайн-торговлю лекарствами как малым аптечным сетям, так и онлайн-ритейлерам. Это позволит резко сократить время доставки и сделать ее бесплатной для покупателей.

Крупные онлайн-продавцы, которые реализуют широкую линейку товаров, могут доставлять заказ за считанные часы. А себестоимость самой доставки снижается до 40 рублей за заказ. 

"На большом объеме заказов компании могут себе позволить не брать эти средства со своих клиентов, закладывая в общий объем издержек. В итоге покупки людям привозят бесплатно", - добавляет Соколов.

Позиция аптечных сетей и Госдумы:

Аптечные сети, которые, благодаря текущей версии правил, получили фактически монополию по продаже лекарств в онлайне, конечно же, выступают против возможной конкуренции со стороны онлайн-ритейла.

"В некоторых странах правительство допускало ритейлеров к продажам лекарств, ничем хорошим для потребителей это не закончилось. Уровень фальсификата в продажах резко подскакивал, так как у обычных продавцов просто нет опыта работы с препаратами. Поэтому в данном случае ограничения - это вопрос заботы о людях", - говорит исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.

Депутат Госдумы Сергей Жигарев считает, что увеличения фальсификата не будет. Крупные торговые интернет-площадки намного внимательнее относятся к качеству продукции, поэтому им можно доверять.

"Такие крупные площадки, как Ozon, "Яндекс", "Сбермаркет", являются социально ответственными предпринимателями. Они, безусловно, будут контролировать качество продукции, которую они продают, поскольку это несет для них серьезные репутационные риски. Поэтому лучше дать возможность продавать крупным интернет-площадкам. И при этом быть уверенным в качестве их продукции", - рассказал депутат. Кроме этого, Жигарев отметил, что сейчас на рынке достаточно недобросовестных предпринимателей, которые "торгуют непонятно чем".

Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству Владимир Гутенев предполагает, то аптечные сети просто осознают возможную угрозу потери части рынка. Ведь предложения ритейлеров могут оказаться выгоднее для покупателей.

"Здесь я выступаю не как сторонник сохранения доходов аптечных сетей. Считаю, что у них неразумные расценки и избыточная маржинальность. Но нужно задумываться о качестве жизни наших граждан, о том, чтобы уберечь их от использования недоброкачественных лекарств. И самое главное - не сделать это избыточно доступным. Я бы ввел ограничения по номенклатуре, не разрешая продавать весь тот объем, что продается в аптеках", - сказал Гутенев.

  

Госдума приняла законопроект об онлайн-продаже лекарств в начале апреля. Как говорится на официальном сайте нижней палаты российского парламента, соответствующие поправки внесут в федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "Об обращении лекарственных средств".

"Принятие данных решений особенно необходимо в условиях режима самоизоляции. Закон позволит людям с хроническими заболеваниями, пенсионерам, получить необходимые лекарства, не покидая дом", - объясняется в решении думы.

Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, теперь безрецептурные лекарства можно купить через интернет с доставкой на дом. Кроме того, закон закрепил возможность дистанционной продажи препаратов, которые выдаются только по рецепту, если в стране эпидемия или режим ЧС.

Похожие статьи и интервью
Рынок eCommerce после карантина: аналитика Алексея Петровского
Онлайн-магазины спортивных товаров в 2019: аналитика Data Insight
Курьерская доставка после пандемии: аналитика ПЭК
Екатерина Ломакова ("Азбука Вкуса"): Доля eCommerce в товарообороте сети выросла с 3%до 5%
Мобильные продажи в 2020 году выросли на 40%: аналитика Adjust/Liftoff
Как быть в случае нарушения вашего товарного знака: кейс и советы юристов
Criteo: пандемия помогла россиянам сформировать новые привычки в онлайн-потреблении
Лидеры роста по категориям в 2019 году: рейтинг Data Insight
Fashion-ритейл: влияние пандемии и возможности для брендов
Победители и проигравшие в период пандемии: аналитика Marketplace Pulse
Особенности интернет-рекламы b2b: проблемы и их решения
Как eCommerce продвигается в интернете: опрос "Ашманов и партнеры"
Спасает ли от коронокризиса переход бизнеса в онлайн: исследование Тинькофф Бизнеса
SAS: Как знание потребителя помогает брендам во время эпидемии
Рынок интернет-аптек 2019: аналитика Data Insight
Бизнес-процессы для нового времени: кейсы сибирских компаний
2019 год для основных российских маркетплейсов: данные "СПАРК"
Андрей Кривенко ("ВкусВилл"): "Если бы мы вовремя не кинули все ресурсы на развитие интернет-магазина, наше настоящее было бы другим"
Обзор правил дистанционной продажи лекарственных средств
Роботы-швеи, AR еще три технологии, которые спасают модный ритейл
"Почта России": Российский eCommerce оживает
Как интернет-магазину работать с блогерами: как на них выйти, как выбрать партнера и как его проверить
Российский eCommerce в 2019 году: аналитика АКИТ
Россияне отвернулись от трансграна?
Что происходит с почтовой доставкой во время эпидемии коронавируса
Сети ПВЗ в карантин и вне его: аналитика PickPoint
Российский eCommerce и eGrocery в 2019 году: аналитика JP Morgan
Картина изменения потребительских привычек людей в марте-апреле: результаты 3 исследований
Иван Хохлов (12Storeez): чек-лист по удалённой работе
5 проверенных способов сохранить продажи в условиях карантина: опыт Decathlon
Как будет расти рынок экспресс-доставки: прогноз на 2020 год
Как за год поменялся рынок eCommerce: аналитика AdvantShop
Бесплатный тест как способ повысить продажи: кейс "Яндекса"
Алексей Петровский: как карантин повлиял на посещаемость ИМ
Как не потерять лояльность клиентов во время локдауна и самоизоляции: цифры и кейсы
Как интернет-магазину за 15 минут перейти на удаленный обмен документами
Перед лицом врага: как российский ecommerce объединяется в период пандемии
Как покупают онлайн до и во время пандемии: аналитика Data Insight
Как вырос объем курьерской доставки для интернет-магазинов в последние месяцы: оценка рынка
Онлайн-рынок автотоваров: аналитика Data Insight
Патчи из Москвы, униформа из Иваново: что продают компании из разных регионов России на AliExpress
Логистические тренды в эпоху изоляции: что думают эксперты
Как изменятся комиссии на Ozon с 1 мая
Яндекс.Касса: взлеты и падения бизнеса в онлайне, тренды последнего времени
Юрий Шишкин (IDRF’2020) о перспективах развития российского рынка в эпоху глобальных изменений
100 крупнейших интернет-магазинов 2019 от Data Insight
Уходим в дарксторы: какие направления развивать ритейлу сегодня
Туалетная бумага с небес и из автокурьеров: как эпидемия сделала доставку дронами реальностью
"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2019
"АТОЛ", Сбербанк, "Яндекс.Касса": потребительское поведение в период карантина
Подарочные карты в эпоху бесконтактной доставки : теория и практика
18% ресторанов в России в марте подключились к сервисам доставки
В России в 2 раза вырос спрос на менеджеров в eCommerce
Конверсия, коэффициент конверсии и оптимизация показателей конверсии — все, что вам нужно об этом знать
Data Insight: eCommerce просел на 20-30% за последние два дня
Аналитики Platron проанализировали изменение структуры спроса за март 2020 года
15% сетей ПВЗ закроются: как будут работать логисты во время недели карантина
Как и чем платят покупатели разных онлайн-магазинов: аналитика Assist
Почему Big Data - один из важнейших инструментов в eСommerce
Драйверы интернет-торговли: откуда ждать рост?
Дмитрий Селихов (AliExpress Россия) об офлайне, блогерах, проекте "Лоукостер" и логистике
Как защитить клиентов: чеклист от Data Insight
"Одна из форм решения ситуации, которая позволит не закрывать ресторан": что вынуждает рестораторов идти онлайн
5 видов email, которые увеличат продажи в интернет-магазине
Указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств: разбираем текст с экспертами
Коронавирус подстегнул спрос на eGrocery: сводка последних дней
Как Amazon борется с задержками: проблемы и их решения
Приложения интернет-магазинов: рейтинг App Annie
eMail-маркетинг для программ лояльности - цифры и кейсы
8 ошибок, которые мешают эффективному продвижению интернет-магазина
Продажи через онлайн-маркетплейсы: кому и зачем они нужны
Паника охватила американский ритейл
Walmart: перемены для eCommerce
Как "новые покупатели" меняют рынок eCommerce: аналитика PwC
GfK: онлайн-рынок FMCG вырос за год на 43%
Онлайн-рынок FMCG в 2019 году: обзор InfoLine
Fashion начинает маркетплейс-гонку
Forbes назвал главных продавцов рунета
Яндекс.Касса: Малый и средний бизнес - драйверы eСommerce
Фарма готова к онлайну: аналитика рынка от Data Insight
Ecommerce Report 2019: аналитика по центральной и восточной Европе
Как ритейл готовился ко Дню Святого Валентина
От подписки до чат-ботов: за какими трендами 2020 года надо следить на практике
Какие книги лучше всего продавались в 2019 году и за последние 10 лет
Untitled Ventures и Евгений Щепелин откроют инвестхолдинг в сфере eCommerce
Как онлайн меняет IKEA: пример Великобритании и России
Сергей Колесняк (Tele2): "У телекома есть труба к клиенту, через которую можно продавать"
Рынок digital в 2020 году: аналитический отчёт