Битва по рецепту: получат ли онлайн-магазины доступ к лекарственному ассортименту

Игорь Бахарев

Представители Комитета по развитию электронной коммерции ТПП обратились к главе Минздрава Михаилу Мурашко с просьбой пересмотреть правила интернет-торговли лекарствами.

Чем недовольны в ТПП:

Текущие правила делают онлайн-продажи лекарств неудобными как для покупателя, так и для продавца.

В частности, сейчас продавать лекарства в онлайне могут только крупные аптечные сети с 10 и более лицензированными офлайн-точками. При этом отпускать лекарства следует в соответствии с уже действующими правилами для аптек, то есть заказами должны заниматься фармацевты, провизоры или медицинские работники. Также сеть обязана принимать оплату онлайн или через мобильные терминалы и поддерживать собственный продающий сайт или приложение. Кроме того, такая аптека обязана иметь собственный штат курьеров или договор с компанией предоставляющей эту услугу.

Такие требования сокращают предложение лекарств на рынке и ограничивают малые аптечные сети, сказано в письме ТПП. По состоянию на начало июня лишь 20 аптечных организаций получили разрешение на онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, правила влияют на скорость и стоимость доставки лекарств. Дело в том, что аптечные сети продают лишь одну категорию товаров - лекарственные препараты. А потребитель редко заказывает много лекарств одновременно, что делает себестоимость доставки одного заказа высокой. В итоге, для покупателя она стоит в среднем 300 рублей, причем сроки растягиваются на несколько дней, хотя в идеале потребитель должен получать такие заказы максимально быстро - в день приобретения.

Поэтому отрасль просит пересмотреть требования.

Что предлагается изменить:

Из правил торговли лекарствами следует исключить пункт, по которому количество точек влияет на возможность реализовывать продукцию через интернет. Также предлагается дать возможность вести онлайн-торговлю лекарствами как малым аптечным сетям, так и онлайн-ритейлерам. Это позволит резко сократить время доставки и сделать ее бесплатной для покупателей.

Крупные онлайн-продавцы, которые реализуют широкую линейку товаров, могут доставлять заказ за считанные часы. А себестоимость самой доставки снижается до 40 рублей за заказ. 

"На большом объеме заказов компании могут себе позволить не брать эти средства со своих клиентов, закладывая в общий объем издержек. В итоге покупки людям привозят бесплатно", - добавляет Соколов.

Позиция аптечных сетей и Госдумы:

Аптечные сети, которые, благодаря текущей версии правил, получили фактически монополию по продаже лекарств в онлайне, конечно же, выступают против возможной конкуренции со стороны онлайн-ритейла.

"В некоторых странах правительство допускало ритейлеров к продажам лекарств, ничем хорошим для потребителей это не закончилось. Уровень фальсификата в продажах резко подскакивал, так как у обычных продавцов просто нет опыта работы с препаратами. Поэтому в данном случае ограничения - это вопрос заботы о людях", - говорит исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.

Депутат Госдумы Сергей Жигарев считает, что увеличения фальсификата не будет. Крупные торговые интернет-площадки намного внимательнее относятся к качеству продукции, поэтому им можно доверять.

"Такие крупные площадки, как Ozon, "Яндекс", "Сбермаркет", являются социально ответственными предпринимателями. Они, безусловно, будут контролировать качество продукции, которую они продают, поскольку это несет для них серьезные репутационные риски. Поэтому лучше дать возможность продавать крупным интернет-площадкам. И при этом быть уверенным в качестве их продукции", - рассказал депутат. Кроме этого, Жигарев отметил, что сейчас на рынке достаточно недобросовестных предпринимателей, которые "торгуют непонятно чем".

Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству Владимир Гутенев предполагает, то аптечные сети просто осознают возможную угрозу потери части рынка. Ведь предложения ритейлеров могут оказаться выгоднее для покупателей.

"Здесь я выступаю не как сторонник сохранения доходов аптечных сетей. Считаю, что у них неразумные расценки и избыточная маржинальность. Но нужно задумываться о качестве жизни наших граждан, о том, чтобы уберечь их от использования недоброкачественных лекарств. И самое главное - не сделать это избыточно доступным. Я бы ввел ограничения по номенклатуре, не разрешая продавать весь тот объем, что продается в аптеках", - сказал Гутенев.

  

Госдума приняла законопроект об онлайн-продаже лекарств в начале апреля. Как говорится на официальном сайте нижней палаты российского парламента, соответствующие поправки внесут в федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "Об обращении лекарственных средств".

"Принятие данных решений особенно необходимо в условиях режима самоизоляции. Закон позволит людям с хроническими заболеваниями, пенсионерам, получить необходимые лекарства, не покидая дом", - объясняется в решении думы.

Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, теперь безрецептурные лекарства можно купить через интернет с доставкой на дом. Кроме того, закон закрепил возможность дистанционной продажи препаратов, которые выдаются только по рецепту, если в стране эпидемия или режим ЧС.

Материал по теме

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр для поддержки клиентов от компании edna

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.