Белорусский eCommerce: основные тренды

Игорь Бахарев
Белорусские покупатели всё чаще заказывают товары в интернет-магазинах. Постепенно растет доверие к онлайн-оплате и службе доставки. К таким выводам пришли аналитики маркетплейса Deal.by (одна из крупнейших торговых площадок, которые опубликовали свое исследование поведения потребителей в интернет-магазинах в первом полугодии этого года.

Всего за это время покупатели сделали на площадке 333 тысячи заказов на 48,1 млн белорусских рублей (курс белорусского рубля = 31,78 российских рублей), что на 20% больше, чем годом раньше. Средний чек составил 145 рублей.

"Почта" теряет актуальность

Самый интересный вывод отчета: популярность курьерских компаний сейчас находится на небывалой высоте. Впервые самым популярным способом доставки стала доставка курьером.

В первом полугодии этого года курьеры привезли покупателям 48% покупок из интернет-магазинов. Это сразу на 30% больше, чем годом раньше, говорят в Deal.by.

На почте получили 21% заказов, что на 44% меньше, чем годом раньше. Самовывоз сохранил позиции: и в прошлом, и в этом году им пользовались в 20% случаях.

"Ситуация, прямо скажем, для российской действительности не характерна или пока не характерна. "Почта России", отделения которой работают даже в самых удалённых регионах страны, традиционно наиболее доступный способ получения заказов. По нашим оценкам, более половины всех доставок на российском рынке делает "Почта". Принимая во внимание обширность территории почтовые тарифы, становятся очевидными причины популярности доставки "Почты" в России", - говорит директор по маркетингу IML Киянцева Ксения.

Безнал в почете

Безналичная оплата с трудом, но завоёвывает доверие потребителей. Хотя большая часть (56%) покупателей по-прежнему предпочитает оплачивать покупки в интернет-магазинах наличными, число ретроградов падает. Для сравнения: в прошлом году от наличных сложно было отказаться 64% респондентов. Параллельно падает популярность наложенных платежей: 21% покупок в этом году против 25% в прошлом.

А вот по безналичному расчету платят все чаще. В первом полугодии этого года белорусы оплатили онлайн 12% покупок на Deal.by, что на 36% больше, чем годом раньше. Как говорят эксперты, рост числа безналичных расчетов - позитивный сигнал для рынка, означающий, что покупатели стали больше доверять интернет-магазинам.

Смартфоны Vs компьютеры: равный бой

Сейчас для покупок в онлайне белорусские пользователи сети одинаково часто пользуются компьютерами и мобильными устройствами. Как говорят эксперты, в первом полугодии 2018 года 51% посещений Deal.by пришлось на компьютеры и 49% на мобильные устройства.

При этом все чаще пользователи отдают предпочтение мобильным: по сравнению с первой половиной прошлого года, количество посещений с компьютеров упало на 21%, а с мобильных - выросло на 36%.

Чаще других со смартфонов и планшетов покупают белорусы в возрасте 25-34 лет. За ними следуют покупатели в возрасте 35-44, следующие - те, кому 45-54.

Товарная сетка поменялась

Первые 6 месяцев 2018 года показали, что сейчас белорусы чаще всего покупают в интернете товары для дома и сада, товары для красоты и здоровья и технику и электронику. Также в топе - товары для детей, товары для спорта и отдыха и подарки. В сравнении с прошлым годом потребители стали на 70% реже покупать товары для строительства.

А вот товары для красоты и здоровья и товары для спорта и отдыха наоборот набирают популярность: количество заказов в этих категориях выросло на 31% и 7% соответственно.

Самые популярные товары полугодия - детские конструкторы, велосипеды, ткани, часы и женская парфюмерия.

По словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирины Барышниковой, каждый пятый белорус заказывает товары из Китая, а 11% - из России. Чаще всего белорусы тратят деньги в отечественных интернет-магазинах. Их, по данным на 1 января этого года, в торговом реестре числится более 16 тысяч.
"Все-таки доверие потребителей к белорусским продавцам больше. У нас по крайней мере понятно, кому предъявлять претензии, у кого приобрел товар, гарантировано право досудебной и судебной защиты прав потребителей, обеспечено право на возврат денег за некачественный товар", - рассказала Барышникова.
Основную часть интернет-покупок, как выяснилось, составляют в РБ непродовольственные товары - 80,8%. Преимущественно белорусы покупают бытовую технику, одежду и обувь, товары для дома, спортивные товары, автозапчасти. На продовольственные товары приходится чуть меньше 20% от общего объема виртуальных покупок. 
Материал по теме

Ozon завел юрлицо в Беларуси

Материал по теме

Ozon выходит на белорусский рынок

Материал по теме

Рынок eCommerce в Республике Беларусь: данные 2020

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Илья Кретов покидает eBay

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках и переходит в Тинькофф E-commerce на должность директора по электронной коммерции.  Позицию Кретова займет Дже...

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила  диджитализацию индустрии платежейна два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей - как именно, рассказывают эксперты приложения "Кошел...

Ex-B2basket Cергей Егорушкин присоединился к команде UPMARKET

Один из самых самых известных экспертов на российском рынке eСommerce Сергей Егорушкин покинул пост управляющего партнера B2basket. Он присоединится к команде UPMARKET ― платформы по управлению всеми этапам...

Экспресс-доставка составила 35% от всей выручки "Утконоса"

В сентябре количество заказов с доставкой от двух часов увеличилось до 50%, при этом доля таких заказов выросла почти в 3 раза, отмечают в "Утконос Онлайн". Доля выручки от эксперсс-доставки составила 35% о...

Российский eCommerce столкнулся с коллапсом на рынке труда

Российские онлайн-ритейлеры испытывают резкую нехватку кадров - прежде всего сборщиков и автокурьеров. Как говорят в HeadHunter, осенью число вакансий сотрудников складов и автоперевозчиков выросло в три - ...

Как товарные подборки позволили увеличить продажи в 5 раз: кейс "Дочки-Сыночки"

Сеть детских магазинов "Дочки-Сыночки" проанализировала результаты проекта по тематическим онлайн-подборкам. Детские товары, представленные под специальными баннерами на сайте, покупают в среднем в 5 раз ча...