Александр Иванов: пара слов о стратегии развития цифровой экономики Китая
Игорь Бахарев
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации недавно разработало проект программы «Цифровая экономика РФ». Свои критические замечания к этой программе уже высказали многие эксперты. Глава НАДТ, руководитель экспертного совета Российского Экспортного Центра Александр Иванов напомнил, что в Китае тоже есть стратегия развития цифровой экономики. Эксперт решил рассказать об особенностях стратегии, которую выбрали наши восточные партнеры.
В первую очередь стоит сказать, что в стратегии развития цифровой экономики Китая есть подраздел, который называется "Электронная торговля". Компании Поднебесной активно развивают eCommerce, поэтому этому направлению уделяется особое внимание.
В этом разделе всего три пункта, что кажется недостаточным для полноценной стратегии, однако в этом и особенность китайцев: они формулируют коротко, но по делу.
Итак, что же учитывается создателями китайской стратегии?
1. Все взаимоотношения производителя с кредитными организациями и налоговыми органами должны быть переведены "на кнопку".
Если про налоговые - всё ясно, процесс алгоритмизируемый и человеческий фактор убирается довольно легко, то с банками сложнее, так как получить кредит онлайн - не такая уж примитивная процедура.
Но все-таки это необходимо сделать, ведь если компания остается без средств, она ничего не может произвести или продать.
За фразой "перевести на кнопку" стоит масса процедур, перечислять которые мы не станем (стратегия их тоже не перечисляет), но - намечен результат.
2. Каждый производитель обязан иметь собственный сайт и карточки производимых товаров.
Отдельно объясню тем, кто верит в какие-то дополнительные "коммунистические возможности" Китая, вроде "не выполнивших - расстрелять". Да, там тоталитаризм, однако если потомственный, в 25-м поколении, 70-летний плетельщик циновок по каким-то причинам карточку товара не сделал, то местный лидер ячейки придет к нему и сам ему все сделает, потому что накажут за это не плетельщика, а местного комиссара.
3. Всемерное развитие маркетплейсов - отраслевых, сегментных, местных и т.п. С возможностью каждому производителю разместить там карточку товара бесплатно.
Что такое "развитие"? Объясню: только в провинции Шаньдун, например (население 110 млн человек), уже основано более 200 маркетплейсов и открываются новые.
Почему именно маркеплейсы? Причин несколько, остановлюсь на важнейшей: маркетплейс - это конкуренция. А конкуренция решает вопросы качества товара, вопросы адекватности цен и совершенствования сервисов.
Итак - вот всё, что, по мнению китайцев, стоит сделать для развития интерне-торговли. Всё остальное она для себя сделает сама.
Для тех, кто вдруг этого не заметил, хочу обратить внимание на то, что в этих трех пунктах совершенно отсутствует слово "торговля". Нет его. Не вписывается торговля как занятие в цифровое будущее. И это, конечно, плохая новость для интернет-магазинов.
Немного о торговле
Давайте поймем, как выглядит интернет-торговля будущего на взгляд наших китайских соседей и почему именно они видят его таким.
С функцией продажи, на взгляд китайских коллег, отлично справятся маркетплейсы и логисты (про которых, кстати, тоже нет ни слова - там сейчас все хорошо с конкуренцией, убивать ее не собираются, и логистика "летает").
Китайцы считают, что в весьма недалекой перспективе у рынка есть все предпосылки массово перейти на бизнес-модель m2c, manufacture to client, то есть на прямые контакты производителя и покупателя.
Гранды китайского рынка - Alibaba и JD - наметили для себя m2c как стратегию развития довольно давно. Основным тормозом для них является именно неготовность производителей к таким подходам. И стратегия должна внести перелом в эти отношения.
Далее - в Китае уже давно не существует "местных", "внутренних" производителей - все производители в стране - международные компании.
Вне зависимости от того, делаешь ли ты сверхсовременных мобильники или плетешь циновки.
Мир становится единым, это в Китае отлично поняли. Маркетплейсы открывают тебя всему миру, логисты заберут товар прямо у тебя с производства и доставят его в любую точку планеты.
Кросс-бордер (который у нас в стране, наравне с маркетплейсами, красная тряпка для быка и тема постоянного пережевывания) открывает мир, позволяя товарам попасть в самые закрытые страны.
Пока мы думаем, как его извести, экономисты подсчитали, что уже в 2025 году через кросс-бордер будет продаваться от 20 до 25% всего того, чем сегодня торгует розница. Каждый четвертый или пятый предмет!
А теперь представьте себе на минуту, что этот 2025-ый уже наступил.
Поделитесь, пожалуйста, соображениями - где, в этих раскладах, оказывается Россия? Подумайте еще чуть-чуть, и скажите мне, а что у нас в стране делается для развития производства?
Я не припомню ни одной льготы для производителей за множество последних лет, зато легко назову множество дополнительных вериг, запретов, регламентов, обременений, которые свалились на производителя.
Китайцы, говоря о цифровой экономике, не считают это отраслью, оно говорят об удобстве в создании и перемещении предметов, без которых никакой экономики - ни цифровой, ни аналоговой - не будет.
Мы, говоря о цифровой экономике, имеем ввиду...введение беспощадной фискализации, кажется. Больше я там лично ничего толкового не обнаруживаю.
Когда меня спрашивают о том, какова главная проблема отечественной интернет-торговли, то я говорю - отсутствие собственного внутреннего производства.
Считайте, что этим текстом я пробую (не знаю, насколько успешно) объяснить, что заставляет меня думать именно так.
Вся та мелочь, вокруг которой ломаются сейчас копья, вроде кросс-бордера, ограничения маркетплейсов, отлова "слишком требовательных покупателей" с последующим их наказанием - какой-то сивушный бред, право слово.
Давайте наконец-то ставить действительно важные задачи.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте