Александр Иванов: пара слов о стратегии развития цифровой экономики Китая

Игорь Бахарев

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации недавно разработало проект программы «Цифровая экономика РФ». Свои критические замечания к этой программе уже высказали многие эксперты. Глава НАДТ, руководитель экспертного совета Российского Экспортного Центра Александр Иванов напомнил, что в Китае тоже есть стратегия развития цифровой экономики. Эксперт решил рассказать об особенностях стратегии, которую выбрали наши восточные партнеры. 

В первую очередь стоит сказать, что в стратегии развития цифровой экономики Китая есть подраздел, который называется "Электронная торговля". Компании Поднебесной активно развивают eCommerce, поэтому этому направлению уделяется особое внимание.

В этом разделе всего три пункта, что кажется недостаточным для полноценной стратегии, однако в этом и особенность китайцев: они формулируют коротко, но по делу.

Итак, что же учитывается создателями китайской стратегии?

1. Все взаимоотношения производителя с кредитными организациями и налоговыми органами должны быть переведены "на кнопку".

Если про налоговые - всё ясно, процесс алгоритмизируемый и человеческий фактор убирается довольно легко, то с банками сложнее, так как получить кредит онлайн - не такая уж примитивная процедура.

Но все-таки это необходимо сделать, ведь если компания остается без средств, она ничего не может произвести или продать.

За фразой "перевести на кнопку" стоит масса процедур, перечислять которые мы не станем (стратегия их тоже не перечисляет), но - намечен результат. 

2. Каждый производитель обязан иметь собственный сайт и карточки производимых товаров.

Отдельно объясню тем, кто верит в какие-то дополнительные "коммунистические возможности" Китая, вроде "не выполнивших - расстрелять". Да, там тоталитаризм, однако если потомственный, в 25-м поколении, 70-летний плетельщик циновок по каким-то причинам карточку товара не сделал, то местный лидер ячейки придет к нему и сам ему все сделает, потому что накажут за это не плетельщика, а местного комиссара. 

3. Всемерное развитие маркетплейсов - отраслевых, сегментных, местных и т.п. С возможностью каждому производителю разместить там карточку товара бесплатно.

Что такое "развитие"? Объясню: только в провинции Шаньдун, например (население 110 млн человек), уже основано более 200 маркетплейсов и открываются новые.

Почему именно маркеплейсы? Причин несколько, остановлюсь на важнейшей: маркетплейс - это конкуренция. А конкуренция решает вопросы качества товара, вопросы адекватности цен и совершенствования сервисов.

Итак - вот всё, что, по мнению китайцев, стоит сделать для развития интерне-торговли. Всё остальное она для себя сделает сама.

Для тех, кто вдруг этого не заметил, хочу обратить внимание на то, что в этих трех пунктах совершенно отсутствует слово "торговля". Нет его. Не вписывается торговля как занятие в цифровое будущее. И это, конечно, плохая новость для интернет-магазинов. 

Немного о торговле

Давайте поймем, как выглядит интернет-торговля будущего на взгляд наших китайских соседей и почему именно они видят его таким.

С функцией продажи, на взгляд китайских коллег, отлично справятся маркетплейсы и логисты (про которых, кстати, тоже нет ни слова - там сейчас все хорошо с конкуренцией, убивать ее не собираются, и логистика "летает"). 

Китайцы считают, что в весьма недалекой перспективе у рынка есть все предпосылки массово перейти на бизнес-модель m2c, manufacture to client, то есть на прямые контакты производителя и покупателя.

Гранды китайского рынка - Alibaba и JD - наметили для себя m2c как стратегию развития довольно давно. Основным тормозом для них является именно неготовность производителей к таким подходам. И стратегия должна внести перелом в эти отношения.

Далее - в Китае уже давно не существует "местных", "внутренних" производителей - все производители в стране - международные компании.

Вне зависимости от того, делаешь ли ты сверхсовременных мобильники или плетешь циновки.

Мир становится единым, это в Китае отлично поняли. Маркетплейсы открывают тебя всему миру, логисты заберут товар прямо у тебя с производства и доставят его в любую точку планеты.

Кросс-бордер (который у нас в стране, наравне с маркетплейсами, красная тряпка для быка и тема постоянного пережевывания) открывает мир, позволяя товарам попасть в самые закрытые страны.

Пока мы думаем, как его извести, экономисты подсчитали, что уже в 2025 году через кросс-бордер будет продаваться от 20 до 25% всего того, чем сегодня торгует розница. Каждый четвертый или пятый предмет!

А теперь представьте себе на минуту, что этот 2025-ый уже наступил.

Поделитесь, пожалуйста, соображениями - где, в этих раскладах, оказывается Россия? Подумайте еще чуть-чуть, и скажите мне, а что у нас в стране делается для развития производства?

Я не припомню ни одной льготы для производителей за множество последних лет, зато легко назову множество дополнительных вериг, запретов, регламентов, обременений, которые свалились на производителя.

Китайцы, говоря о цифровой экономике, не считают это отраслью, оно говорят об удобстве в создании и перемещении предметов, без которых никакой экономики - ни цифровой, ни аналоговой - не будет.

Мы, говоря о цифровой экономике, имеем ввиду...введение беспощадной фискализации, кажется. Больше я там лично ничего толкового не обнаруживаю.

Когда меня спрашивают о том, какова главная проблема отечественной интернет-торговли, то я говорю - отсутствие собственного внутреннего производства. 

Считайте, что этим текстом я пробую (не знаю, насколько успешно) объяснить, что заставляет меня думать именно так.

Вся та мелочь, вокруг которой ломаются сейчас копья, вроде кросс-бордера, ограничения маркетплейсов, отлова "слишком требовательных покупателей" с последующим их наказанием - какой-то сивушный бред, право слово.

Давайте наконец-то ставить действительно важные задачи.

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Материал по теме

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.