АКИТ разделилась по вопросу трансграничной торговли
Игорь Бахарев
Несколько ритейлеров, среди которых маркетплейс Wildberries, DNS, "М.Видео - Эльдорадо", "Детский мир" и re:Store, обратились к правительству с просьбой вернуть сниженный беспошлинный порог для трансграничной торговли для физических лиц в размере €200.
Как говорится в коллективном письме компаний, повышение беспошлинного порога с €200 до €1 тыс. было предпринято с целью избежать дефицита товаров первой необходимости на фоне санкций, и эта цель достигнута.
"Мы считаем, что в условиях слаженной работы внутрироссийских предприятий, бесперебойности поставок товаров и услуг как между странами Евразийского экономического союза, так и с иными дружественными странами, необходимо восстановить баланс конкуренции", - пишут подписанты.
Противоречия в АКИТ
Требования крупного российского ритейла снизить, а ещё лучше обнулить, порог трансграничной торговли звучат уже порядка десяти лет. И обычно коллективные письма от всех этих магазинов писали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Ещё в сентябре с это темой выступал глава ассоциации Артём Соколов. Теперь же с таким предложением обращается просто "инициативная группа".
Собеседники E-pepper.ru считают, что на фоне проблем с импортом, уменьшился ассортимент таких маркетплейсов, как Ozon и "Яндекс.Маркет". Крупные площадки вынуждены "всерьез взяться за кроссбордер", что мешает интересам подписантов. В ассоциации якобы прошли жаркие баталии, по результату которых было решено впредь совместно на эту тему не выступать.
Вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли Лия Левинбук напомнила порталу E-pepper.ru, что ассоциация представляет участников рынка, имеющих различные бизнес-модели, в том числе развивающих одновременно и локальный, и трансграничный бизнес."По моей информации, "Маркет" недавно смог переманить к себе Вячеслава Савина (от редакции: генеральный директор логистической компании «Цайняо» в России). Это человек с огромным опытом организации трансграничной торговли. Думаю, что компания всерьёз пытается отхватить себе долю на рынке кроссбордера", - говорит собеседник портала.
"Мы считаем, что необходимо формировать регуляторную политику с учетом следующих экономических эффектов:Эксперт-методист Центра Экспертиз и Интегральных моделей (ЦЭИМ) Алексей Петровский напоминает, что на консульском учёте в десятках стран по всему миру два года назад состояло более 25 млн соотечественников. После массовой миграции в 2022 году таких людей, видимо, ещё больше. Если бы в последние годы магазины, которые подписались под письмом, занимались бы зарубежной экспансией, то в дополнение к 57-60 млн онлайн-покупателей в России они могли бы получить рынок в 8-10 млн новых покупателей (+17% в покупателях).
- для целей развития отрасли интернет-торговли в целом и всех ее форм, а также максимального расширения товарного ассортимента, предпочтительно не создавать препятствий, а напротив исключать любые обременения, в том числе сохранить высокий порог беспошлинного ввоза.
- для целей развития локальных бизнес-моделей, стимулирования внутреннего производства, а также привлечения дополнительных налоговых поступлений, целесообразно исключить любые возможности безналогового ввоза товаров из-за рубежа", - заявила она.
Всего же русским языком владеет порядка 260 млн человек. При средней доле проникновения в онлайн-покупателей, пусть на довольно скоромном уровне 25-30%, российский eCommerce смог бы выйти на предельную величину охвата в 78-80 млн человек (+34% по сравнению текущим с Россией). И это при старте от низкой базы, с относительно малой частотой заказов, и чуть более высоким чеком.
Помимо этого, развитие каналов электронной международной торговли с участием России может значимо повлиять на ряд развивающихся рынков как в Азии, так и в Южной Америке.
"Что для этого нужно? Сохранять максимальную гибкость в отношениях с этими странами, создавать и сохранять разнообразие подходов (традиционные способы продаж, параллельный импорт, экспорт, транзит)", - уверен эксперт.Интересно, что есть компании, которые претендуют на то, чтобы занять то самое место, которое освободилось после ухода крупных инфраструктурных трансграничных игроков. Это Алиэкспресс Россия, Ozon, в рамках проекта Ozon Global и Яндекс.Маркет.
"Как раз этих игроков мы и не видим в списке подписавшихся. Именно поэтому за обращением ряда крупных доместиковых продавцов и маркетплейсов мы не видим подписи от всей АКИТ", - поясняет Петровский.
Что будет дальше?
Между тем, судьба самого порога не ясна. Недавно Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Никиты Золкина в письме эксперту Алексею Петровскому заявил, что в Министерстве финансов РФ не рассматривают продления режима "высокого" порога. Источник в правительстве указывает, что вопрос относительно размера порога будет решен в ближайшем будущем.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, искусственное ухудшение условий для импорта плохо скажется и на бизнесе, и на казне государства и, что важнее всего, на покупателе.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте