АКИТ: Объем интернет-торговли в России в 2024 году увечился на 41% до 9 трлн рублей

Игорь Бахарев
Рост интернет-торговли в России в 2024 году составил 41%, а объем - почти 9 трлн рублей, сообщают эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли. Из всей суммы 97% - это онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и на отечественных маркетплейсах. На трансграничный рынок приходится 3% от общей суммы (270 млрд руб.).
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в России по итогам года составляет 16,2%.
В ряде регионов этот показатель намного выше - там за покупками в интернете обращаются чаще, поскольку этот канал делает для местных жителей доступными любые товары. Так, в Чукотском автономном округе на онлайн приходится 38% от всех покупок, на Алтае - 26%, в Магаданской области - 25%, в Камчатском крае, Калужской, Мурманской областях, Карачаево-Черкессии и Тыве - 23%; больше 20% доля e-com в рознице в Вологодской и Владимирской областях, а также в Карелии.
Топ-10 регионов по сумме покупок в интернете остался неизменным, однако, по-прежнему продолжается тенденция на сокращение доли в общем объеме у лидеров рейтинга. По итогам 2024 года на первом месте остается Москва, на нее приходится 17,3% от суммы всех онлайн-покупок (2023 - 17,7%), доля Московской области - 8,5% (2023 - 9,2%), Санкт-Петербурга - 6, 2%; далее следует Краснодарский край - 5,3%, Ростовская область - 3%, Свердловская область - 2,7%, Нижегородская, Самарская области и Татарстан - около 2%, Красноярский край - 1,8%.
Президент АКИТ Артем Соколов: "Наши прогнозные значения по росту объемов интернет-торговли подтвердились, а учитывая активную экспансию ритейла, как розничных сетей, так и компаний интернет-торговли в регионы страны, такая же динамика - порядка 40% продолжится и в этом году. Региональный рынок по сути только начал развиваться, и у него очень высокий потенциал, поэтому такие же темпы роста российского e-commerce продолжатся и в перспективе".
По объемам продаж в интернете в 2024 году на первом месте в топ-5 категорий продукты питания. Доставка из магазинов и готовой еды из заведений общепита впервые в прошлом году возглавила рейтинг, на нее приходится 16,9% от всех онлайн-покупок. На второй строчке - товары для дома и мебель - больше 14,8 %, чуть меньше у электроники и бытовой техники, а также одежды и обуви - по 14,3% у каждой. На пятом месте (также впервые) автозапчасти и автоаксессуары - 6,9%.
Заметная доля по сумме покупок в интернете у товаров для красоты и здоровья - 6,2%, инструментов и цифровых товаров - по 4,2%, товаров для детей - 3,5% и аксессуаров (сумки, ремни, головные уборы) - 3%.
По динамике увеличения роста продаж лидируют категории "автозапчасти и автоаксессуары", а также "аптеки": по сравнению с предыдущем годом, объемы выросли на 125,5% и 120% соответственно. На 108% увеличились объемы продаж у "подарков и цветов"; на 99,6% у "продуктов питания"; на 89 у "ювелирных изделий и часов".
Заметное увеличение среднего чека только в категории ювелирные изделия и часы - +68% (7 680 руб.). В остальных категориях изменения в пределах инфляции, или снижение средней стоимости покупки. Так, средний чек у продуктов питания уменьшился на 27% и составил 781 руб., в аптеках снижение на 46% - 1 016 руб., в аксессуарах - минус 54% - 3 588 руб.
"В 2025-ом мы продолжим наблюдать рост онлайн-торговли в регионах. Одними из драйверов этой тенденции остаются санкции. Многие предприятия, расположенные в том числе в небольших городах, начали производить товары, которые раньше везлись из-за границы. Это, в свою очередь, увеличит спрос на логистику и сделает доставку более децентрализованной", - считает коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.Руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Задорожный рассказывает, что в 2024 году доля крупнейших маркетплейсов на рынке онлайн-ритейла увеличилась на 3% в сравнении с предыдущим годом. Он напоминает, что, по данным Data Insight, по итогам первого полугодия 2024-го объем заказов, сделанных на четырех крупнейших маркетплейсах, возрос до 81%. Также почти двукратный рост онлайн-продаж за 2024 год показали аптеки, чья доля в e-commerce достигла 4%.
"В то же время мы ожидаем сохранения тенденции опережающего роста онлайн-продаж в регионах. Помимо маркетплейсов производственные мощности по доставке в регионы ускоренными темпами развивают и транспортные компании", - полагает эксперт.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте