10% селлеров WildBerries пострадали от переноса чужого долга?

Игорь Бахарев

С конца мая селлеры маркетплейса WildBerries начали жаловаться на то, что с них удерживают "долг" от посторонних юрлиц. Соответствующие записи появились в графе "Прочие удержания" в еженедельном отчёте о продажах. 

Величина проблемы 

В официальном чате маркетплейса для продавцов появляются десятки соответствующих жалоб. Суммы разнятся от тысяч до миллионов рублей. 

Администраторы Сообщества поставщиков на маркетплейсы провели профильный опрос, в котором приняли участие больше 1000 бизнесменов. 10% из них сообщили, что лично столкнулись с проблемой переноса чужого долга с одного ИП на другого. 

001.png

Позиция маркетплейса 

Официально в Wildberries ситуацию не комментируют.

Долгое время техподдержка чатов не давала ответа и селлерам, отсылая их в общую техподдержку, в категорию 'вопросы по удержаниям'. Наконец, в разных источниках появился ответ сотрудников маркетплейса на ситуацию с удержаниями: 

"В связи с выявленными случаями недобросовестного поведения со стороны ряда продавцов, которые вместо оплаты оказанных на маркетплейсе услуг создают новые личные кабинеты от подставных компаний, ООО «Вайлдберриз» принимает меры к предупреждению таких злоупотреблений. Средства, указанные в отчете в графе «перенос долга» не были Вам перечислены в связи с тем, что в результате автоматической проверки данных была установлена связь между Вашей компанией и деятельностью должников. В настоящее время проводится служебная проверка, в рамках которой исследуются связи должников с продавцами, в отчетах которых появилась такая строка". 

Поиск связи 

Между тем, имеется много случаев, из которых очевидно, что ответ маркетплейса не в полной мере соответствует истине. Так, владелица магазина "Мам, купи!" Дарья Зарыковская рассказала об удержании более 400 тысяч рублей с ИП Журавлева Наталья Вячеславна на её ООО "Мам, купи!". По данным "Контур.Фокуса", пересечений между юрлицами нет. 

Проблема обостряется тем, что маркетплейс вообще никак не объясняет признаков, по которым он решает, что между двумя компаниями есть связь. Исследуя случаи "удержаний" селлеры обнаружили, что проблема может быть связана с номерами телефонов менеджеров, которые работали у одних предпринимателей, а затем перешли к другим.

 

Что делать селерам 

Между тем, продавцы настроены решительно. Они пишут досудебные претензии, коллективные иски, угрожают жалобами в прокуратуру и пр.

Законодательство предполагает всего два варианта переноса долга, напоминают юристы агентства "Кнопка". В первом случае это соглашение, которое заключают старый должник и новый. Но тогда кредитор должен четко дать на это согласие.

Второй случай предполагает, что о переводе долга договариваются кредитор и новый должник. В этом случае согласия старого должника получать не нужно. Но тогда все равно необходимо письмо, либо соглашение от нового должника, иначе Wildberries не могут перенести долг ( это следует из ст. 391 ГК). Таким образом, ни о каком "переносе долга" речи быть не может.

"В оферте Wildberries (раздел 5) фактически не указана ответственность Wildberries, но мы можем ссылаться на нормы закона, предлагаем считать невыплаченную сумму (в претензии) неосновательным обогащением, посчитать сумму можно тут", - говорят юристы. 

Они рекомендуют писать досудебные претензии в маркетплейс. В претензии потребовать основания переноса платежа и невыплаты денег за реализацию товара. К претензии также можно приложить свой акт сверки (если у продавца есть бухгалтерия) и потребовать подписать его или предоставить свой. Если за 30 дней ответа от МП не будет, нужно готовить иск в Арбитражный суд Московской области.

Материал по теме

Wildberries запускает продажу плавучих домов

Материал по теме

Wildberries представил собственный платежный сервис WB Pay

Материал по теме

Продажи Adidas на маркетплейсах превысили 20 млрд рублей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.