10% селлеров WildBerries пострадали от переноса чужого долга?
Игорь Бахарев
С конца мая селлеры маркетплейса WildBerries начали жаловаться на то, что с них удерживают "долг" от посторонних юрлиц. Соответствующие записи появились в графе "Прочие удержания" в еженедельном отчёте о продажах.
Величина проблемы
В официальном чате маркетплейса для продавцов появляются десятки соответствующих жалоб. Суммы разнятся от тысяч до миллионов рублей.
Администраторы Сообщества поставщиков на маркетплейсы провели профильный опрос, в котором приняли участие больше 1000 бизнесменов. 10% из них сообщили, что лично столкнулись с проблемой переноса чужого долга с одного ИП на другого.
Позиция маркетплейса
Официально в Wildberries ситуацию не комментируют.
Долгое время техподдержка чатов не давала ответа и селлерам, отсылая их в общую техподдержку, в категорию 'вопросы по удержаниям'. Наконец, в разных источниках появился ответ сотрудников маркетплейса на ситуацию с удержаниями:
"В связи с выявленными случаями недобросовестного поведения со стороны ряда продавцов, которые вместо оплаты оказанных на маркетплейсе услуг создают новые личные кабинеты от подставных компаний, ООО «Вайлдберриз» принимает меры к предупреждению таких злоупотреблений. Средства, указанные в отчете в графе «перенос долга» не были Вам перечислены в связи с тем, что в результате автоматической проверки данных была установлена связь между Вашей компанией и деятельностью должников. В настоящее время проводится служебная проверка, в рамках которой исследуются связи должников с продавцами, в отчетах которых появилась такая строка".
Поиск связи
Между тем, имеется много случаев, из которых очевидно, что ответ маркетплейса не в полной мере соответствует истине. Так, владелица магазина "Мам, купи!" Дарья Зарыковская рассказала об удержании более 400 тысяч рублей с ИП Журавлева Наталья Вячеславна на её ООО "Мам, купи!". По данным "Контур.Фокуса", пересечений между юрлицами нет.
Проблема обостряется тем, что маркетплейс вообще никак не объясняет признаков, по которым он решает, что между двумя компаниями есть связь. Исследуя случаи "удержаний" селлеры обнаружили, что проблема может быть связана с номерами телефонов менеджеров, которые работали у одних предпринимателей, а затем перешли к другим.
Что делать селерам
Между тем, продавцы настроены решительно. Они пишут досудебные претензии, коллективные иски, угрожают жалобами в прокуратуру и пр.
Законодательство предполагает всего два варианта переноса долга, напоминают юристы агентства "Кнопка". В первом случае это соглашение, которое заключают старый должник и новый. Но тогда кредитор должен четко дать на это согласие.
Второй случай предполагает, что о переводе долга договариваются кредитор и новый должник. В этом случае согласия старого должника получать не нужно. Но тогда все равно необходимо письмо, либо соглашение от нового должника, иначе Wildberries не могут перенести долг ( это следует из ст. 391 ГК). Таким образом, ни о каком "переносе долга" речи быть не может.
"В оферте Wildberries (раздел 5) фактически не указана ответственность Wildberries, но мы можем ссылаться на нормы закона, предлагаем считать невыплаченную сумму (в претензии) неосновательным обогащением, посчитать сумму можно тут", - говорят юристы.
Они рекомендуют писать досудебные претензии в маркетплейс. В претензии потребовать основания переноса платежа и невыплаты денег за реализацию товара. К претензии также можно приложить свой акт сверки (если у продавца есть бухгалтерия) и потребовать подписать его или предоставить свой. Если за 30 дней ответа от МП не будет, нужно готовить иск в Арбитражный суд Московской области.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте