ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce

Игорь Бахарев
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса интернет-пользователей России. Исследователи, в том числе интересовались, насколько часто наши сограждане делают покупки в интернете. Если верить этим данным, российский eCommerce находится в глубочайшем кризисе. Выяснилось, что ежедневно покупки через интернет оформляют 2% опрошенных. В 2014 году, говорят во ВЦИОМ, 7% интернет-пользователей говорили, что совершают покупки в сети.

Эксперты, опрошенные порталом E-pepper.ru, называют эти данные "крайне странными".

Иван Кургузов ("Оборот") полагает, что в методологию ВЦИОМ (телефонное интервью по выборке 1600 респондентов) могла вкрасться какая-то ошибка.
"Может россияне стали покупать более крупные покупки (хотя о таком я не слышал). Или, возможно, они что-то перестали ассоциировать с покупкой в интернете, т.е. например такси или деливери-клаб", - пытается хоть как-то объяснить такие цифры Кургузов.
Снижение процента граждан, ежедневно совершающих заказы через интернет, может быть связано с уменьшением числа спонтанных покупок, которые делают интернет-пользователи, считает Генеральный директор RBK.money Денис Бурлаков.
"У тех, кто активно совершает онлайн-покупки, сформировалось более обдуманное покупательское поведение. Ранее люди могли делать заказы ежедневно, так как постоянно искали выгодные предложения и находили в сети что-то привлекательное. Со временем они остановили свой выбор на магазинах, которые устраивают их во всем, и стали меньше серфить", - поясняет он.
Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин не склонен верить данным ВЦИОМ. Он оценивает их погрешность в 5%.
"То есть результаты этого исследования стоит записывать "Покупки через интернет оформляют 2%+-5%", точнее "от минус трёх процентов до семи"", - шутит эксперт. 
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский напоминает, что в октябрьском опросе 2014 года аналитики ВЦИОМа, фактически, задавали другой вопрос пользователям интернета. Тогда речь шла о том, сколько людей оформляли заказ в интернет-магазине за год. А сейчас рассматривается дневная аудитория интернет-магазинов.

Сравнение цифр от 2014 и 2017 полезно в другом разрезе, считает он. "Средние чеки в 2014 были существенно выше, чем в 2017 - тогда эпоха Aliexpress ещё не пришла. Поэтому время на совершение покупки (рассмотрение, выбор вариантов на прайс-агрегаторов) занимала несколько дней. Если мы накладываем практически "мгновенный" заказ в течении суток на 2% от суточной аудитории в 72.4 млн человек (данные ФОМ) - то получаем порядка 1.448 млн покупок среднесуточно, или за 528 млн покупок за год".  

42211122_739614633044439_8840535655864860672_n.png

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с такой оценкой. "В 2018 году мы прогнозируем 500+ млн посылок с товарами из интернет-магазинов. В прошлом году было порядка 480 млн, так что рост есть", - говорит он.

В РАЭК напоминают, что, по данным исследования "Экономика Рунета 2017", электронная коммерция продолжает оставаться крупнейшим сегментом российской интернет-экономики.
"По итогам 2017 года его объём составил 1,73 триллиона рублей, рост по отношению к 2016 году - 26%. И по нашим оценкам эта тенденция сохранится. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекание покупателей из офлайна в онлайн", - говорит представитель ассоциации.
По данным РАЭК, хотя бы одну покупку у частного лица или продажу частному лицу в онлайне в 2017 году совершили 16% интернет-пользователей (12,2 млн человек в возрасте от 18 до 65 лет).

Согласно осеннему исследованию GFK, аудитория eCommerce растёт высокими темпами. Аналитики Gfk Rus насчитали аудиторию в 24 млн. человек в возрасте 16-55 лет. Она выросла с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году - по данным Всероссийского омнибуса GfK.
"По данным нашего агентства, процент людей, оформляющих покупки через интернет, растет. Это связано с усовершенствованием технологий и росту доверия к онлайн-продажам. Возможно, ВЦИОМ делал опросы со смещенной выборкой или сама методика опроса допустила такие результаты", - говорит Генеральный директор интернет-агентства Gedocorp, член Совета Самарского регионального отделения в Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" Алексей Добрусин.
По данным агентства, аудитория российского eCommerce сейчас составляет 12-13% от всех пользователей интернета.

В АКИТ говорят, что сейчас в России 87 млн человек пользуются интернетом. При этом половина из них хотя бы раз совершала покупки в сети. При этом, полагает президент ассоциации Артём Соколов, всё зависит от аудитории, которую опрашивал ВЦИОМ. Если опрашивали аудиторию 55+, то логично, что респонденты не заказывали товары через сеть. Если аудитория молодая, активная (возраст 16-29 лет), то там 98% заказы делают с регулярной переодичностью. Но все равно это не "ежедневные" заказы.

"Сложно представить человека, который ежедневно покупает что-то в интернете, на мой взгляд это весьма утопичный образ. Самая частозаказываемая категория последних дней - это продукты питания - но даже самый лояльный пользователь не сможет съедать два завтрака, два обеда и два ужина ежедневно. Нужно же отдыхать от покупок хоть иногда", - добавляет Соколов.

Ежедневных покупок не бывает в стране, в которой торговля едой запрещена, добавляет Иванов. Так что 2% ежедневно - это вообще какая-то непонятная цифра, не имеющая отношения к реальности. "Даже если наше государство разрешит полноценную торговлю алкоголем, табаком, лекарствами, драгоценностями и всем остальным, даже это не даст "ежедневных покупателей"", - говорит эксперт. 

Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Узнайте о новых бизнес-стратегиях на Universe Ecom Convention 2024

Международный Форум Universe Ecom Convention 2024 "Глобальная цифровая трансформация будущего. Финтех, Банки, Ритейл" 22-23 мая, Стадион Спартак, г. Москва, Волоколамское шоссе, 69. Ждем вас в гости н...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.