ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Игорь Бахарев
Эксперты, опрошенные порталом E-pepper.ru, называют эти данные "крайне странными".
Иван Кургузов ("Оборот") полагает, что в методологию ВЦИОМ (телефонное интервью по выборке 1600 респондентов) могла вкрасться какая-то ошибка.
"Может россияне стали покупать более крупные покупки (хотя о таком я не слышал). Или, возможно, они что-то перестали ассоциировать с покупкой в интернете, т.е. например такси или деливери-клаб", - пытается хоть как-то объяснить такие цифры Кургузов.Снижение процента граждан, ежедневно совершающих заказы через интернет, может быть связано с уменьшением числа спонтанных покупок, которые делают интернет-пользователи, считает Генеральный директор RBK.money Денис Бурлаков.
"У тех, кто активно совершает онлайн-покупки, сформировалось более обдуманное покупательское поведение. Ранее люди могли делать заказы ежедневно, так как постоянно искали выгодные предложения и находили в сети что-то привлекательное. Со временем они остановили свой выбор на магазинах, которые устраивают их во всем, и стали меньше серфить", - поясняет он.Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин не склонен верить данным ВЦИОМ. Он оценивает их погрешность в 5%.
"То есть результаты этого исследования стоит записывать "Покупки через интернет оформляют 2%+-5%", точнее "от минус трёх процентов до семи"", - шутит эксперт.Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский напоминает, что в октябрьском опросе 2014 года аналитики ВЦИОМа, фактически, задавали другой вопрос пользователям интернета. Тогда речь шла о том, сколько людей оформляли заказ в интернет-магазине за год. А сейчас рассматривается дневная аудитория интернет-магазинов.
Сравнение цифр от 2014 и 2017 полезно в другом разрезе, считает он. "Средние чеки в 2014 были существенно выше, чем в 2017 - тогда эпоха Aliexpress ещё не пришла. Поэтому время на совершение покупки (рассмотрение, выбор вариантов на прайс-агрегаторов) занимала несколько дней. Если мы накладываем практически "мгновенный" заказ в течении суток на 2% от суточной аудитории в 72.4 млн человек (данные ФОМ) - то получаем порядка 1.448 млн покупок среднесуточно, или за 528 млн покупок за год".
Глава НАДТ Александр Иванов согласен с такой оценкой. "В 2018 году мы прогнозируем 500+ млн посылок с товарами из интернет-магазинов. В прошлом году было порядка 480 млн, так что рост есть", - говорит он.
В РАЭК напоминают, что, по данным исследования "Экономика Рунета 2017", электронная коммерция продолжает оставаться крупнейшим сегментом российской интернет-экономики.
"По итогам 2017 года его объём составил 1,73 триллиона рублей, рост по отношению к 2016 году - 26%. И по нашим оценкам эта тенденция сохранится. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекание покупателей из офлайна в онлайн", - говорит представитель ассоциации.По данным РАЭК, хотя бы одну покупку у частного лица или продажу частному лицу в онлайне в 2017 году совершили 16% интернет-пользователей (12,2 млн человек в возрасте от 18 до 65 лет).
Согласно осеннему исследованию GFK, аудитория eCommerce растёт высокими темпами. Аналитики Gfk Rus насчитали аудиторию в 24 млн. человек в возрасте 16-55 лет. Она выросла с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году - по данным Всероссийского омнибуса GfK.
"По данным нашего агентства, процент людей, оформляющих покупки через интернет, растет. Это связано с усовершенствованием технологий и росту доверия к онлайн-продажам. Возможно, ВЦИОМ делал опросы со смещенной выборкой или сама методика опроса допустила такие результаты", - говорит Генеральный директор интернет-агентства Gedocorp, член Совета Самарского регионального отделения в Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" Алексей Добрусин.По данным агентства, аудитория российского eCommerce сейчас составляет 12-13% от всех пользователей интернета.
В АКИТ говорят, что сейчас в России 87 млн человек пользуются интернетом. При этом половина из них хотя бы раз совершала покупки в сети. При этом, полагает президент ассоциации Артём Соколов, всё зависит от аудитории, которую опрашивал ВЦИОМ. Если опрашивали аудиторию 55+, то логично, что респонденты не заказывали товары через сеть. Если аудитория молодая, активная (возраст 16-29 лет), то там 98% заказы делают с регулярной переодичностью. Но все равно это не "ежедневные" заказы.
Ежедневных покупок не бывает в стране, в которой торговля едой запрещена, добавляет Иванов. Так что 2% ежедневно - это вообще какая-то непонятная цифра, не имеющая отношения к реальности. "Даже если наше государство разрешит полноценную торговлю алкоголем, табаком, лекарствами, драгоценностями и всем остальным, даже это не даст "ежедневных покупателей"", - говорит эксперт."Сложно представить человека, который ежедневно покупает что-то в интернете, на мой взгляд это весьма утопичный образ. Самая частозаказываемая категория последних дней - это продукты питания - но даже самый лояльный пользователь не сможет съедать два завтрака, два обеда и два ужина ежедневно. Нужно же отдыхать от покупок хоть иногда", - добавляет Соколов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте