ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce

Игорь Бахарев
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса интернет-пользователей России. Исследователи, в том числе интересовались, насколько часто наши сограждане делают покупки в интернете. Если верить этим данным, российский eCommerce находится в глубочайшем кризисе. Выяснилось, что ежедневно покупки через интернет оформляют 2% опрошенных. В 2014 году, говорят во ВЦИОМ, 7% интернет-пользователей говорили, что совершают покупки в сети.

Эксперты, опрошенные порталом E-pepper.ru, называют эти данные "крайне странными".

Иван Кургузов ("Оборот") полагает, что в методологию ВЦИОМ (телефонное интервью по выборке 1600 респондентов) могла вкрасться какая-то ошибка.
"Может россияне стали покупать более крупные покупки (хотя о таком я не слышал). Или, возможно, они что-то перестали ассоциировать с покупкой в интернете, т.е. например такси или деливери-клаб", - пытается хоть как-то объяснить такие цифры Кургузов.
Снижение процента граждан, ежедневно совершающих заказы через интернет, может быть связано с уменьшением числа спонтанных покупок, которые делают интернет-пользователи, считает Генеральный директор RBK.money Денис Бурлаков.
"У тех, кто активно совершает онлайн-покупки, сформировалось более обдуманное покупательское поведение. Ранее люди могли делать заказы ежедневно, так как постоянно искали выгодные предложения и находили в сети что-то привлекательное. Со временем они остановили свой выбор на магазинах, которые устраивают их во всем, и стали меньше серфить", - поясняет он.
Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин не склонен верить данным ВЦИОМ. Он оценивает их погрешность в 5%.
"То есть результаты этого исследования стоит записывать "Покупки через интернет оформляют 2%+-5%", точнее "от минус трёх процентов до семи"", - шутит эксперт. 
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский напоминает, что в октябрьском опросе 2014 года аналитики ВЦИОМа, фактически, задавали другой вопрос пользователям интернета. Тогда речь шла о том, сколько людей оформляли заказ в интернет-магазине за год. А сейчас рассматривается дневная аудитория интернет-магазинов.

Сравнение цифр от 2014 и 2017 полезно в другом разрезе, считает он. "Средние чеки в 2014 были существенно выше, чем в 2017 - тогда эпоха Aliexpress ещё не пришла. Поэтому время на совершение покупки (рассмотрение, выбор вариантов на прайс-агрегаторов) занимала несколько дней. Если мы накладываем практически "мгновенный" заказ в течении суток на 2% от суточной аудитории в 72.4 млн человек (данные ФОМ) - то получаем порядка 1.448 млн покупок среднесуточно, или за 528 млн покупок за год".  

42211122_739614633044439_8840535655864860672_n.png

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с такой оценкой. "В 2018 году мы прогнозируем 500+ млн посылок с товарами из интернет-магазинов. В прошлом году было порядка 480 млн, так что рост есть", - говорит он.

В РАЭК напоминают, что, по данным исследования "Экономика Рунета 2017", электронная коммерция продолжает оставаться крупнейшим сегментом российской интернет-экономики.
"По итогам 2017 года его объём составил 1,73 триллиона рублей, рост по отношению к 2016 году - 26%. И по нашим оценкам эта тенденция сохранится. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекание покупателей из офлайна в онлайн", - говорит представитель ассоциации.
По данным РАЭК, хотя бы одну покупку у частного лица или продажу частному лицу в онлайне в 2017 году совершили 16% интернет-пользователей (12,2 млн человек в возрасте от 18 до 65 лет).

Согласно осеннему исследованию GFK, аудитория eCommerce растёт высокими темпами. Аналитики Gfk Rus насчитали аудиторию в 24 млн. человек в возрасте 16-55 лет. Она выросла с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году - по данным Всероссийского омнибуса GfK.
"По данным нашего агентства, процент людей, оформляющих покупки через интернет, растет. Это связано с усовершенствованием технологий и росту доверия к онлайн-продажам. Возможно, ВЦИОМ делал опросы со смещенной выборкой или сама методика опроса допустила такие результаты", - говорит Генеральный директор интернет-агентства Gedocorp, член Совета Самарского регионального отделения в Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" Алексей Добрусин.
По данным агентства, аудитория российского eCommerce сейчас составляет 12-13% от всех пользователей интернета.

В АКИТ говорят, что сейчас в России 87 млн человек пользуются интернетом. При этом половина из них хотя бы раз совершала покупки в сети. При этом, полагает президент ассоциации Артём Соколов, всё зависит от аудитории, которую опрашивал ВЦИОМ. Если опрашивали аудиторию 55+, то логично, что респонденты не заказывали товары через сеть. Если аудитория молодая, активная (возраст 16-29 лет), то там 98% заказы делают с регулярной переодичностью. Но все равно это не "ежедневные" заказы.

"Сложно представить человека, который ежедневно покупает что-то в интернете, на мой взгляд это весьма утопичный образ. Самая частозаказываемая категория последних дней - это продукты питания - но даже самый лояльный пользователь не сможет съедать два завтрака, два обеда и два ужина ежедневно. Нужно же отдыхать от покупок хоть иногда", - добавляет Соколов.

Ежедневных покупок не бывает в стране, в которой торговля едой запрещена, добавляет Иванов. Так что 2% ежедневно - это вообще какая-то непонятная цифра, не имеющая отношения к реальности. "Даже если наше государство разрешит полноценную торговлю алкоголем, табаком, лекарствами, драгоценностями и всем остальным, даже это не даст "ежедневных покупателей"", - говорит эксперт. 

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Материал по теме

Как ритейл использует облака для ускорения своего роста

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

current-theme

Lamoda персонализировала главную страницу

current-theme

Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций

current-theme

Как eСommerce-бренды могут выделиться на фоне конкуренции: стратегии для успеха в 2024-2025 году

Актуальное сейчас

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

Мегамаркет проанализировал, что чаще всего оказывается в "Избранном" и "Корзине" россиян накануне главных распродаж года. Смартфоны, косметика, продукты питания и посуда пополняют списки "Избранного", а кор...

Wildberries запустила собственную сеть АЗС

Объединенная компания Wildberries и Russ объявила о запуске сети автозаправочных станций. Первыми воспользоваться новыми АЗС смогут водители, сотрудничающие с компаниями. В дальнейшем Wildberries планирует ...

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

3 декабря 2024 года на Красном Октябре состоится уникальное событие - форум-выставка CX FINTECH DAY. Мероприятие посвящено самым актуальным темам в области клиентского опыта в финансовых технологиях.  ...

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

В преддверии Дня холостяка (11.11) и Чёрной пятницы аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) совместно с крупными ритейлерами проанализировали тенденции последни...

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

Рост числа предпринимателей, продающих товары на онлайн-площадках, замедлился до 17% за последний год. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы», проанализировав базу селлеров за январь-с...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.