В России вводят нулевой НДС при экспорте

Игорь Бахарев

С 1 апреля 2020 года экспортёры в России будут вправе объявлять нулевую ставку НДС при отправке товаров за рубеж. Соответствующий документ уже подписал президент РФ Владимир Путин. Об этом в эфире телепередачи "Актуальный eCommerce" заявил глава НАДТ Александр Иванов.

Сегодня Налоговый кодекс России предусматривает возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже товара за границу. Но на практике интернет-магазины при работе с зарубежными физлицами включают в цену НДС, так как процедура возврата "до конца не понятна" и "не доработана". Для того, чтобы это сделать, нужно найти место международного почтового обмена, откуда ушло отправление, и таможенника, который лично отвечал за выпуск. Получить у копии необходимых документов и уже с ними идти в налоговую. 

"Путь к решению этого вопроса был очень длинным. Мы рады, что наконец нам с коллегами из Минфина, ФТС, ФНС и Почты России удалось этого добиться. Дело в том, что до ноября 2017 года право применять нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость вовсе отсутствовало. Когда удалось объяснить, что это барьер для развития онлайн-торговли, мы такое право получили. Дальше требовалось наладить процесс подтверждения, т.е. сделать его автоматическим", - рассказала вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук порталу E-pepper.ru.  

История вопроса

О том, что возврат НДС при экспорте для интернет-магазинов могут упростить "в самое ближайшее время" говорили ещё в 2017 году. Тогда Минфин и АКИТ обсуждали схему, при которой каждой посылке полагалось присвоить идентификатор - он должен был содержаться в QR-коде кассового чека. Предполагалось, что на границе представители ФТС будут сканировать этот код. Таким образом в информационной системе таможни появится информация, что данный товар покинул пределы России. 

В ноябре прошлого года eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр предложили поправки к Налоговому кодексу для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. "Я прогнозирую позитивный эффект для роста всего рынка онлайн экспорта. Совместно с другими участниками экспортной цепочки и гос органами eBay катализирует проработку исторических барьеров, и мы планируем запустить пилоты в отдельных регионах уже в ближайшее время", - заявил тогда Гендиректор "eBay Россия" Илья Кретов

Что это даст рынку

Бывший директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев считает, что новые изменения снизят налоговую нагрузку на российские компании, желающие экспортировать товары за рубеж.

Экс-руководитель проекта по развитию цифровых услуг "Российский экспортный центр" Армен Манукян рассказывает, что есть несколько типов продаж при экспортной интернет-торговле и новые правки коснуться только части компаний. 

"1. Если малый бизнес на УСН. Тогда он платит, например, 6% налогов на прибыль и живёт спокойно. Его это изменение никак не волнует. 2. Есть компании, которые торгуют через дистрибютера, например, во Франции. Их тоже это не волнует, так как у таких компаний и так был на руках договор купли-продажи, что позволяло сдать документы в налоговую, чтобы перезачли НДС. 3. Есть компании, которые работают на общей системе налогообложения и они продают физическому лицу за границей. Раньше  невозможно было подтвердить нулевой НДС, так как на руках не было физических бумаг о том, что покупатель находится за рубежом. Поэтому приходилось сначала продавать товар, включать в стоимость товара НДС, что делало товары из России менее конкурентноспособными", - поясняет он.

По словам Левинбук, в настоящий момент объем онлайн-посылок на экспорт составляет всего несколько миллионов. "Очевидно, что если товар станет на 20% дешевле и при этом информация по применению 0% ндс будет поступать автоматически во все фискальные органы,  российские производители и ритейлеры будут активнее выходить на зарубежный рынок. Это большой шаг для развития всей отрасли", - уверена она.

"Я думаю, что нас ждёт настоящий рывок экспорта", - прогнозирует Иванов.
Материал по теме

Рынок готовой еды в 2021: аналитика СloudPayments

Материал по теме

Работники Wildberries пригрозили компании забастовкой

Материал по теме

"Шоколадница" запустит серию "темных кухонь"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сайт-визитка: преимущества, сферы применения и особенности создания

Одностраничный сайт с основной информацией о компании — это универсальное решение для бизнеса, нуждающегося в представлении в сети, но не желающего тратить много времени и ресурсов на создание полномасштабн...

Рынок готовой еды в 2021: аналитика СloudPayments

По данным СloudPayments, в первом полугодии 2021 года онлайн-спрос на готовую еду с доставкой вырос на 15% год к году. Средняя стоимость покупки увеличилась на 11% и составила 1,267 тыс. рублей. Удор...

Российский майонез нашёл путь на китайский рынок

Сельскохозяйственная компания в РФ "Русагро" начала продажи майонеза китайским покупателям. Площадкой для старта продаж выступает маркетплейс JD.com. Отгрузка продукции осуществляется со склада компании в...

"Самокат" привезёт лекарства из "СберЕаптеки"

"СберЕаптека" собирается интегрироваться с "Самокатом". Как рассказала коммерческий директор "СберЕаптеки" Евгения Ламина, совместный проект "практически готов" к запуску. По ее словам, у пользователей "Сам...

Яндекс.Маркет? WildBerries? ПочтоМаркет? Какой магазин заставят устанавливать на смартфоны?

С 1 марта 2022 года производителей могут обязать предустанавливать на смартфоны, планшеты и другую электронику еще четыре отечественных приложения. Соответствующие поправки подготовили в действующее постано...

CJM, персонализация рассылок и попапы, которые не раздражают клиентов: кейс Birkenstock

Компания Brandpool East, которая представляет в России бренд обуви Birkenstock, смогла найти и исправить узкое место в воронке продаж, в 24 раза увеличила клиентскую базу и увеличила выручку интернет-магазин...