В России вводят нулевой НДС при экспорте

Игорь Бахарев

С 1 апреля 2020 года экспортёры в России будут вправе объявлять нулевую ставку НДС при отправке товаров за рубеж. Соответствующий документ уже подписал президент РФ Владимир Путин. Об этом в эфире телепередачи "Актуальный eCommerce" заявил глава НАДТ Александр Иванов.

Сегодня Налоговый кодекс России предусматривает возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже товара за границу. Но на практике интернет-магазины при работе с зарубежными физлицами включают в цену НДС, так как процедура возврата "до конца не понятна" и "не доработана". Для того, чтобы это сделать, нужно найти место международного почтового обмена, откуда ушло отправление, и таможенника, который лично отвечал за выпуск. Получить у копии необходимых документов и уже с ними идти в налоговую. 

"Путь к решению этого вопроса был очень длинным. Мы рады, что наконец нам с коллегами из Минфина, ФТС, ФНС и Почты России удалось этого добиться. Дело в том, что до ноября 2017 года право применять нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость вовсе отсутствовало. Когда удалось объяснить, что это барьер для развития онлайн-торговли, мы такое право получили. Дальше требовалось наладить процесс подтверждения, т.е. сделать его автоматическим", - рассказала вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук порталу E-pepper.ru.  

История вопроса

О том, что возврат НДС при экспорте для интернет-магазинов могут упростить "в самое ближайшее время" говорили ещё в 2017 году. Тогда Минфин и АКИТ обсуждали схему, при которой каждой посылке полагалось присвоить идентификатор - он должен был содержаться в QR-коде кассового чека. Предполагалось, что на границе представители ФТС будут сканировать этот код. Таким образом в информационной системе таможни появится информация, что данный товар покинул пределы России. 

В ноябре прошлого года eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр предложили поправки к Налоговому кодексу для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. "Я прогнозирую позитивный эффект для роста всего рынка онлайн экспорта. Совместно с другими участниками экспортной цепочки и гос органами eBay катализирует проработку исторических барьеров, и мы планируем запустить пилоты в отдельных регионах уже в ближайшее время", - заявил тогда Гендиректор "eBay Россия" Илья Кретов

Что это даст рынку

Бывший директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев считает, что новые изменения снизят налоговую нагрузку на российские компании, желающие экспортировать товары за рубеж.

Экс-руководитель проекта по развитию цифровых услуг "Российский экспортный центр" Армен Манукян рассказывает, что есть несколько типов продаж при экспортной интернет-торговле и новые правки коснуться только части компаний. 

"1. Если малый бизнес на УСН. Тогда он платит, например, 6% налогов на прибыль и живёт спокойно. Его это изменение никак не волнует. 2. Есть компании, которые торгуют через дистрибютера, например, во Франции. Их тоже это не волнует, так как у таких компаний и так был на руках договор купли-продажи, что позволяло сдать документы в налоговую, чтобы перезачли НДС. 3. Есть компании, которые работают на общей системе налогообложения и они продают физическому лицу за границей. Раньше  невозможно было подтвердить нулевой НДС, так как на руках не было физических бумаг о том, что покупатель находится за рубежом. Поэтому приходилось сначала продавать товар, включать в стоимость товара НДС, что делало товары из России менее конкурентноспособными", - поясняет он.

По словам Левинбук, в настоящий момент объем онлайн-посылок на экспорт составляет всего несколько миллионов. "Очевидно, что если товар станет на 20% дешевле и при этом информация по применению 0% ндс будет поступать автоматически во все фискальные органы,  российские производители и ритейлеры будут активнее выходить на зарубежный рынок. Это большой шаг для развития всей отрасли", - уверена она.

"Я думаю, что нас ждёт настоящий рывок экспорта", - прогнозирует Иванов.
Материал по теме

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Материал по теме

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Материал по теме

Лабубу пошла на убыль

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.