В России растет спрос на кейтеринговые услуги: стоит ли идти в этот сегмент?
Игорь Бахарев
В прошлом году рынок кейтеринговых услуг вырос почти на 30% в номинальном исчислении. Основными драйверами роста стали рост предпринимательской уверенности и активности после пандемийных ограничений, восстановление еvent-индустрии, а также увеличение спроса в розничном сегменте - рост числа заказов более, чем на 30%. О перспективах рынка кейтеринга в 2024-2025 году и стоит ли открывать новый бизнес в сегменте рассказал руководитель интернет-сервиса по подбору кейтеринговых услуг КанапеКлаб, автор концепции готовых праздничных и фуршетных наборов для различных деловых, а также для развлекательных корпоративных событий Вадим Белозеров.
Динамика роста и ее причины
2019 - 2021 годы оказались непростыми для отечественного рынка кейтеринга. Ограничения на проведения массовых мероприятий в связи с пандемией привели к сокращению количество выполненных заказов почти на 50%. После обострения геополитической ситуации многие зарубежные холдинги прекратили работу в России, что также стало причиной сокращения деловых мероприятий. Однако уже в прошлом году сегмент начал восстанавливаться до уровня 2019 года - его объемы превысили показатели докризисного периода на 4%. В том числе, за счет роста новых идей и нового подхода в нашем бизнесе.
Таким образом, в текущем году российский рынок кейтеринговых услуг развивается даже динамичнее, чем глобальный. Причиной такого явления можно назвать сильную инженерную школу в России, и как следствие - бурное развитие e-commerce в нашей стране. По нашим оценкам ежегодный рост онлайн-торговли составляет 25-30%, благодаря чему отечественный рынок кейтеринга в 2024-2025 годах увеличится более, чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом.
Одной из причин для данной динамики стал уход с рынка кейтеринговых услуг некоторых западных компаний, что дало возможность талантливым и активным отечественным предпринимателям, рестораторам занять освободившиеся ниши. В том числе, и с помощью цифровых технологий появляются онлайн-сервисы, где в едином окне предлагается широкий ассортимент готовых кейтеринг-решений. Например, как в нашем интернет-агрегаторе кейтеринговых услуг.
Изменение предпочтений заказчиков кейтеринга
В текущем году все чаще представители госсектора, крупных корпораций отдают предпочтение готовым фуршетам примерно на 25 человек, чтобы отметить день рождения в офисе. Среди представителей частного предпринимательства распространен запрос на кейтеринг “под ключ” на большее количество человек - от 100 человек с обслуживанием. Для бизнеса важно предлагать полный спектр услуг, поэтому кейтеринговые компании предлагают доставку горячих напитков в термосах, персонал для подготовки или обслуживанию мероприятия на территории клиента.
Еще одна тенденция в сегменте корпоративных клиентов - наличие у поставщика системы лояльности, поэтому большинство представителей сферы кейтеринга предлагают особые условия для таких заказчиков. Например, в нашем онлайн-сервисе предусмотрен кэшбек, которым можно оплатить до 30% от стоимости заказа.
Если говорить о розничном сегменте, то сейчас в тренде здоровые и насыщенные блюда: канапе на крекерах, легкие овощные и фруктовые закуски для красного сухого вина, тогда как год назад клиенты отдавали предпочтение мясным и сырным нарезкам с пикантными соусами. Наибольший пик спроса на кейтеринг на дому приходится на предновогодний период или перед гендерными праздниками - в прошлом году рост заказов составил 10-20% по сравнению с 2022 годом.
В текущем году мы ожидаем аналогичного прироста заявок. Как и бизнес, россияне стали чаще заказывать готовые наборы изящных канапе и различных закусок, чтобы не тратить время на украшение стола и приготовление праздничных блюд. Растет спрос и на местные продукты, поэтому в этом плане уход зарубежных поставщиков сыграл на руку отечественным производителя. Другими словами, жизнь без дорблю продолжается, однако в периоды пониженного спроса необходимо его стимулировать, проводя различные маркетинговые мероприятия, в том числе - розыгрыши и акции. Например, поможет увеличить трафик на сайт акция “Приведи друга” и получи за это скидку или другие преференции.
"Подогреваем" средний чек
В прошлом году хороший фуршетный стол обходился примерно в 2 000 рублей на человека. Сегодня средний чек несколько скорректировался в сторону снижения, в том числе, за счет импортозамещения в некоторых продуктовых категориях. При этом кейтеринг может быть выгодным за счет упомянутых выше программ лояльности, а также дополнительных подарков от исполнителя заказчикам.
Необходимо помнить, что рынок пока не пресыщен предложением, повторных заказов еще недостаточно, поэтому поставщики кейтеринговых услуг вынуждены привлекать клиентов бонусами и подарками. И чем больше средний чек, тем больше бонусов должен получить клиент, чтобы остаться лояльным. Например, при заказе на 25 000 рублей полагается давать подарок в виде большой фруктовой тарелки или коллекции десертов. Благодаря инструментам eСommerce бонус для клиентов автоматически добавляется в корзину в зависимости от суммы чека.
Какова рентабельность бизнеса?
В связи с ростом спроса на кейтеринговые услуги все больше предпринимателей интересуются открытием и развитием бизнеса в этой сфере. Вовлеченность подтверждается и вхождением в сферу агрегаторов по доставке продуктов и готовой еды.
Чтобы развивать кейтеринг, в первую очередь нужно быть уникальным. Например, только на территории Москвы и Московской области зарегистрировано более 820 кейтеринговых компаний, которые давно присутствуют на рынке и с ними довольно трудно конкурировать. Поэтому каждый предприниматель, прежде чем выходить на рынок, должен для себя решить, чем он будет выделяться среди других, только тогда его заметят клиенты. К примеру, наш сервис отличается готовыми решениями для бизнеса от разных поставщиков - от устриц до авторских канапе, которые можно “положить в одну корзину”.
И второе, что важнее даже чем первое, - умение “донести” свою уникальность до потенциальных клиентов. Современные кейтеринг-компании за последние два года усилили внимание к цифровым технологиям, маркетинговым стратегиям, онлайн-присутствию, включая социальные сети. Они проводят цифровые маркетинговые кампании, изучают рынок, вводят программы лояльности для удержания старых клиентов и привлечения новых. При открытии нового бизнеса понадобится слаженная команда в организации e-commerce. Важно найти отличного инженера по SEO и крутого дизайнера, который сделает ваши страницы сайта уникальными и “аппетитными”. А крутой SEO-специалист и таргетолог смогут продемонстрировать ваши блюда потенциальным клиентам.
Кроме того, незаменимым компонентом данного бизнеса является колл-центр, где каждый клиент может задать все интересующие вопросы и получить помощь в формировании персонального заказа. Поэтому ассортимент, цифровизация, персонализация заказов благодаря технологиям - основа успеха.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте